Многие слышали выражение «Москва — порт пяти морей», хотя на первый взгляд оно кажется преувеличением: в российской столице действительно нет ни моря, ни морских заливов — только реки, каналы и пруды.
Так откуда же пошло это громкое определение? Это метафора, поэтический образ или все-таки отражение реальности, основанной на инженерных достижениях прошлого?
Чтобы разобраться, нужно вернуться в середину XX века — в эпоху, когда в Советском Союзе активно строились масштабные инфраструктурные объекты. В 1936 году был завершен один из таких проектов — канал имени Москвы, длиной 128 километров.
Спасибо, что подписались на канал про технологии, мировые новости и сумасшедшие факты:
Эта водная артерия связала реку Москву с Волгой, обеспечив столицу не только питьевой водой, но и выходом к системе внутренних водных путей страны.
Именно на открытии канала Москва — Волга прозвучала фраза, ставшая впоследствии крылатой. Приписывается она Иосифу Сталину, известному своей любовью к гигантским и зачастую символичным проектам, выходящим за рамки утилитарного смысла.
- После открытия канала столица обрела доступ к Беломоро-Балтийскому, Волго-Балтийскому и, позднее, Волго-Донскому каналам.
Благодаря этой системе водных путей Москва получила возможность судоходной связи сразу с пятью морями:
- Балтийским,
- Белым,
- Каспийским,
- Азовским,
- Черным.
Таким образом, выражение «порт пяти морей» перестало быть просто красивым оборотом — оно отражает реальные логистические возможности столицы, пусть и опосредованные сетью каналов и шлюзов.
Интересно, что такой статус — выход к морям по внутренним водным путям — имеют и другие города, связанные с Москвой через эту систему: Казань, Волгоград, Череповец, Углич и целый ряд менее крупных, но не менее значимых для водного транспорта населенных пунктов.
Эта фраза — не просто символ советского инженерного триумфа. Она стала культурным маркером целой эпохи, когда вера в прогресс и могущество государства вдохновляла людей на свершения, несмотря на огромные затраты ресурсов и усилий.