Найти в Дзене

Как колесо перевернуло историю человечества: от деревянных кругов до умных шин

Оглавление

Представьте мир без колеса. Нет машин, поездов, велосипедов, даже простых тележек. Трудно? А ведь когда-то человечество обходилось без этого изобретения, пока однажды древний мастер не заметил, что круглый камень катить проще, чем тащить. Так началась история колеса — одного из самых важных изобретений в истории.

Древняя история развития колеса

Древняя колесница
Древняя колесница

Первые колеса появились около 3500 лет до н.э. у шумеров в Древней Месопотамии. Это были не привычные нам диски, а толстые деревянные круги, скрепленные металлическими ободами. Их использовали в повозках, что резко ускорило перевозку грузов.

Реконструкция древней повозки с деревянными колесами
Реконструкция древней повозки с деревянными колесами

Интересно, что в Америке так же изобрели колесо, но… не использовали для транспорта! Древние майя и ацтеки создавали детские игрушки на колёсиках, но из-за отсутствия тягловых животных и сложного рельефа местности не развивали колесный транспорт.

Собака на платформе с колесами, 450-650 гг. н.э., культура Веракрус
Собака на платформе с колесами, 450-650 гг. н.э., культура Веракрус

Разнообразие колёс

С развитием кузнечного дела колесо стало прочнее. Так же расширилась область его применения. Помимо транспорта колеса использовались в водяных и ветряных мельницах, гончарном деле, и других сферах, где требовалась механизация ручного труда. Колеса начали приобретать различные формы для выполнения конкретных задач.

Деревянное колесо водяной мельницы
Деревянное колесо водяной мельницы

Колеса для транспорта также претерпели изменения. Наличие спиц и металлического обода позволило повысить износостойкость и скорость перемещения повозок.

Старинная карета на колесах со ступицами
Старинная карета на колесах со ступицами

Но настоящая революция ждала впереди…

В XIX веке колесо перестало быть просто деревянным кругом. Оно дало начало развитию новых видов транспорта — автомобилей, паровозов, велосипедов.

Поровоз на чугунных колесах
Поровоз на чугунных колесах

В 1845 году Роберт Томпсон изобрёл пневматическую шину (правда, тогда её не оценили).

Одна из первыхь пневматичеких шин
Одна из первыхь пневматичеких шин

А в 1888 году Джон Данлоп усовершенствовал шину для велосипедов.

Пневматическое велосипедное колесо Данлопа
Пневматическое велосипедное колесо Данлопа

Колёса перестали быть частью только наземного транспорта. Самолеты, пароходы также оснащались ими.

Колёсный пароход
Колёсный пароход

Сегодня колесо — это высокотехнологичное изделие. Способное выдерживать большие нагрузки и развивать большие скорости, оно стало неотъемлемой частью практически всех видов транспорта от самолетов до роликовых коньков. И даже сейчас оно не перестает совершенствоваться. Уже существуют умные шины с датчиками давления и износа.

Концепт шины Continental Conti CARE
Концепт шины Continental Conti CARE

С каждым годом под влиянием технического прогресса колесо совершенствуется и видоизменяется. Кто знает каким оно будет лет через 10-15?

Колесо прошло путь от грубого деревянного диска до современных решений. Пока человек движется вперёд, колесо будет эволюционировать вместе с ним.

Автор статьи: Казаровец Александр, ведущий инженер-конструктор

Заявки на проекты по реверс-инжинирингу размещайте на сайте https://complexcad.ru

+7 (495) 127-72-03

Приглашаем в наш телеграм-канал!

С уважением, команда "Комплекс КАД"