Найти в Дзене

Проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и основные принципы коррекции

  • Трудности с концентрацией, постоянное отвлечение и потеря мысли.
  • Постоянное беспокойство, хождение по комнате для облегчения мыслительного процесса.
  • Пропуски будильника и опоздания на работу.
  • Неспособность доводить начатое до конца.
  • Склонность к спорам и раздражительность из-за заниженной самооценки, неспособность принимать критику. Из -за этих особенностей у людей с СДВГ возникают проблемы в отношениях, так как их начинают воспринимать как заносчивых и эгоцентричных.

Важно отметить, что СДВГ может проявляться как в гиперактивности, так и в недостатке активности.

Признание проблем с вниманием, организацией и планированием — важный шаг для коррекции!

Коррекция должна включать развитие несформированных компонентов произвольной регуляции(3 блок мозга) и их применение в важных для человека видах деятельности.

Упражнения на внимание (1 блок мозга) концентрация, переключение, распределение внимания, избирательность (сопротивление отвлечению).

Переключение деятельности в меняющихся условиях, поддержание алгоритмов действия.

Речевое опосредование действий — клиент должен проговаривать свои действия вслух. Например, в пробе, где нужно хлопать два раза на один хлопок и один раз на два. Проговаривание позволяет сконцентрироваться.

Обязательны процессы контроля за собственным выполнением. Люди с трудностями произвольной регуляции не замечают и не исправляют самостоятельно своих ошибок. Им свойственна торопливость и снижение критики в отношении того, что они делают. Обучение использованию речевого опосредования (называть свои действия) способно снизить количество ошибок и улучшить контроль.

Приучение к регулярному использованию проверок post factum, обучение целенаправленному поиску специфичных именно для него ошибок составляет важную часть психологической коррекции.

Самостоятельное планирование собственной деятельности. Можно использовать карточки, плакаты напоминалки, таймер.

Работа с задачами, не имеющими однозначного способа решения, с задачами, требующими создания стратегии собственной деятельности (шашки, шахматы).

Пример упражнения: научить психолога чему-нибудь, что самому сделать очень легко, с помощью слов, избегая показа. При этом психолог ищет возможность совершить ту же ошибку, что совершает человек , что бы обратить его внимание (посмотреть со стороны на свое слабое звено гораздо проще).

Упражнения на сравнения поиск общего и различного и т.д.

Таким образом, воздействие на эти процессы может быть эффективным с помощью обратной связи, которую даёт психолог.

У ребенка, да и любого человека с СДВГ проблемы с мотивацией (дофаминовая яма), при этом у него отсутствует внутренняя установка на возможность преодолеть трудности (причина апатии, депрессии). Однако, он заинтересован в получении положительной оценки своей деятельности. Эмоциональная составляющая процесса, возможно, для него более важна, чем содержательная. Они очень хотят быть социально желательными, так как привыкли к постоянной критике, воспринимают ее болезненно "содержание замечания может быть пропущено, а «неприятный осадок» и, как следствие, избегание и отказ от сотрудничества остаются". Поэтому хвалим, поощряем успех.

Рекомендации педагогам в школе:

Педагог в школе может направлять и организовывать деятельность такого ребёнка во время урока. В первую очередь, для таких детей используется метод предупреждений, который позволяет направить внимание ребёнка на важный материал. Ребенка персонально предупреждают о том, что начинается важный материал, который надо слушать внимательно: педагог может обратиться к нескольким детям в классе с просьбой быть особо внимательными (это делается с целью не выделять сложного ребёнка на фоне остальных, не вызывать у него протестных реакций).

Второй метод, помогающий улучшить усвоение материала — повторение за учителем инструкции. Например, педагог может предупредить, что сейчас будет давать задание и попросить ребёнка повторить его для всего класса ещё раз «чтобы все получше запомнили». На самом деле, ребёнок с дефицитом произвольной регуляции деятельности, проговорив инструкцию, лучше её усваивает.

Третий метод, — это установление чётких правил поведения. Также важно, чтобы ребёнок периодически озвучивал эти правила.

Чем более структурированы отношения, тем легче ребёнку с дефицитом внимания следовать им. Когда правила и распорядок дня повторяются изо дня в день, он привыкает к ним и воспринимает как нечто само собой разумеющееся.

Меняющаяся обстановка вызывает у него раздражение из-за трудностей адаптации.

Четвёртый приём - внешние опоры. Это могут быть схемы, рисунки, прописанные этапы выполнения заданий.

#ребенок в #школе витает в облаках.
#ребенок в #школе витает в облаках.