Найти в Дзене
Тех Лаб

Зачем в СССР делали грузовики без крыши.

Даже опытные водители, прошедшие за рулём десятки лет, могут лишь смутно припомнить эти легендарные грузовики, хотя миллионы таких машин были произведены советскими автозаводами. Начало 60-х годов ознаменовалось появлением двух новых вездеходов для нужд Советской Армии: двухосного ГАЗ-66 и трёхосного Урал-375.

Если вы хоть немного знакомы с историей советского автопрома, то, несомненно, знаете эти машины. Их отличительная черта, которая прочно закрепилась в памяти большинства – прочная, цельнометаллическая крыша над кабиной. Однако мало кто знает, что изначально все было совсем иначе. Первоначальные проекты обоих грузовиков предусматривали наличие складной брезентовой крыши.

-2

Более того, для максимального уменьшения габаритов планировалась возможность снятия верхних частей дверей и откидывания ветрового стекла вперёд. Такие требования диктовались армейским заказчиком, главной целью которого была возможность десантирования машин с воздуха. Отсутствие жесткой крыши позволяло более компактно размещать грузовики в грузовых отсеках самолетов и вертолетов, а низкий профиль на поле боя, теоретически, должен был снизить вероятность поражения.

-3

Однако практика показала несостоятельность этой идеи. Мягкий верх оказался неудобным практически для всех, за исключением, возможно, военно-десантных войск. Уже к 1964 году, спустя всего три года после начала производства, Урал-375 получил жесткую цельнометаллическую кабину, приобретя тот знакомый нам всем облик. ГАЗ-66 отказался от складной крыши ещё раньше.

-4

Основная часть машин сходила с конвейера с цельнометаллической кабиной, а определённая доля грузовиков отправлялась на Опытный завод №38 Министерства обороны СССР, где проходила доработку и превращалась в десантируемый вариант без крыши – своего рода "кабриолет". Эта модификация ГАЗ-66, лишенная привычной нам крыши, производилась вплоть до 1985 года.

-5

Таким образом, история этих легендарных вездеходов иллюстрирует сложный процесс согласования теоретических требований и практических нужд, наглядно демонстрируя, как первоначальный замысел, казавшийся совершенным на бумаге, мог измениться под воздействием реальной эксплуатации.

-6

Мы видим, как компромиссы и практические соображения привели к тому виду, который запомнился миллионам людей. Машины, запущенные в серию с мягкой крышей, в конечном счете обрели надежную, прочную и защищенную жесткую кабину, что, несомненно, положительно отразилось на их удобстве и долговечности. И хотя десантируемая модификация ГАЗ-66 и существовала длительное время, она осталась исключением, подтверждающим правило о преимуществах жесткой крыши для большинства условий эксплуатации.

-7