Найти в Дзене
ABW

Почему в Беларуси плохо продаются авто популярных в России китайских марок

Оглавление

Китайские автомобили укрепляют свои позиции на белорусском рынке. В лидерах – BELGEE и Geely, хотя у наших восточных соседей в фаворе другие марки. Как получилось, что мы стали страной Geely, почему не выстрелили популярные в России марки и чем привлекают потребителей китайские «электрички»?

РФ и Беларусь: фавориты разные

Если встать у дороги в Российской Федерации, то невооруженным глазом видно, что фаворитами у россиян среди китайских автомобильных брендов являются Haval и Chery, немало и машин марки Changan.

Это подтверждают и данные агентства «АВТОСТАТ»: в 2024 в России официально продано 190 624 авто марки Haval и 157 040 Chery – вторая и третья строчка рейтинга соответственно. Далее расположились Geely – 149 118 проданных автомобилей, а Changan дилеры реализовали в количестве 106 105 единиц. Ну а в лидерах, конечно же, LADA – 436 155 машинами, нашедших своих владельцев.

-2

Отдельно в рейтинге «АВТОСТАТa» посчитана марка BELGEE – 34 637 авто. Если сложить с Geely – получится уже 183 755 проданных машин. По этой математике белорусские народные марки в РФ из «китайцев» обходит только Haval.

Именно такую математику использует Белорусская автомобильная ассоциация при подсчете реализованных в РБ автомобилей. И в нашей стране, напомним, расстановка китайских брендов в топ-10 по итогам 2024 года следующая:

  • Geely/BELGEE – 25 239 проданных автомобилей;
  • Dongfeng – 3571;
  • Voyah – 2302;
  • Haval – 2217;
  • FAW Bestune – 676;
  • Jetour – 665.

Как видим, популярная в Росси Chery даже не попала в десятку самых продаваемых марок в РБ. А продажи Geely/BELGEE превышают продажи всех ближайших китайских конкурентов по-отдельности в прямом математическом смысле на порядок.

Секретный ингредиент, благодаря которому Беларусь стала страной сначала Geely, а теперь и BELGEE, прост: льготные кредиты. Благодаря им удалось привлечь покупателей и сформировать лояльность к марке.

Объективно – любая модель Geely и BELGEE – хороший выбор, особенно если рассматривать автомобили в первую очередь с позиции ездовых настроек. Но локомотивом их продаж все-таки являются не характеристики и настройки шасси, а доступное финансирование. Ведь из 25 239 проданных машин двух брендов, 21 596 пришлось на BELGEE – льготные кредиты сохранились только на белорусскую марку.

-3

Dongfeng, интерес к которому в РФ минимален, в Беларуси выступил в качестве альтернативы доступным моделям Geely/BELGEE. У этой марки нашелся козырь в виде недорого Shine GS, привлекающего покупателей форм-фактором кросс-универсала. Именно эта модель стала лидером марки с 1756 проданными машинами, далее следует бюджетный седан Shine – 668 единиц, а замыкает тройку наиболее продаваемых моделей Dongfeng кроссовер Huge – 329 машин.

Относительно неплохие продажи в Беларуси демонстрирует и Haval. Лидером бренда является кроссовер Jolion – 915 проданных в 2024 году автомобилей. Еще 554 единицы – более дорогой F7. У этой модели в сентябре прошлого года случилась смена поколений.

-4

А вот интерес к популярным у россиян автомобилям Chery в Беларуси практически отсутствует. И дело здесь не в ценовой политике марки – ее машины не дороже аналогов других брендов, у них есть свои конкурентные преимущества. Против Chery играют, во-первых, все те же льготные кредиты на BELGEE – при прочих равных на первый план выходит финансирование. Во-вторых, маркетинговая политика дистрибьютера, точнее, почти полное ее отсутствие. Реклама Geely/BELGEE, Dongfeng и LADA попадается на глаза ежедневно, Haval тоже регулярно на слуху. А теперь попробуйте вспомнить, когда вы в последний раз видели рекламу Chery.

-5

Фактор перекоса

Теперь нужно снова перенестись в РФ. Сначала у них сформировалась так называемая большая китайская тройка – Haval, Chery и Geely, которые вырвались в лидеры продаж. Недавно к ним приблизился Changan и тройка трансформировалось в большую четверку.

В нашей стране вести речь о тройках-четверках не получится. У нас есть белорусско-китайская единица! Мы вновь возвращаемся к кредитам на BELGEE – они являются ключевым фактором формирования рынка новых автомобилей таким, каким мы его привыкли видеть: с явным смещением фокуса в сторону сначала Geely, а затем BELGEE. Не будь у этих марок джокера в виде доступного льготного финансирования, распределение спроса могло оказаться абсолютно иным.

-6

И оно может измениться в ближайшее время, ведь на белорусский рынок, по нашей информации, выходит сильный игрок в лице Changan. Судя по предполагаемому импортеру, ожидаем и адекватные цены, и масштабные рекламные кампании. В сторону этого бренда наверняка будут смотреть те, кто не ограничен рамками льготного финансирования, доступного сегодня только для трех моделей BELGEE.

Голосование кошельком

Все приведенные выше цифры – официальная статистика. А ведь новые китайские автомобили продают не только дилеры, входящие в состав БАА. В нашу страну машины из Поднебесной попадают в том числе по «серым» каналам. Посчитать их количество не представляется возможным. Но если говорить об автомобилях с ДВС, то достаточно открыть объявления, чтобы увидеть количество неофициально продаваемых Monjaro и Coolray.

Но в первую очередь параллельный импорт – это электромобили и последовательные гибриды. И в этом сегменте полезную информацию можно почерпнуть из статистики национального оператора ЭЗС «Маланка».

В ней на первой строчке по количеству зарегистрированных автомобилей располагается Voyah Free. Но эта модель у нас продается официально и занимает третью позицию среди «китайцев», посчитанных в статистике БАА.

Если же посчитать все представленные модели, то очевидным китайским фаворитом станет BYD. В сети «Маланка» зарегистрировано почти 5,5 тысяч автомобилей бренда, лидирующего у себя на родине. Для сравнения: Tesla представлены в количестве без малого 6000 штук, но когда в нашей стране появились американские электромобили, а когда – BYD?

Второе место среди электромобилей из Поднебесной у Zeekr – 1770 машин, заряжающихя на «Маланке».

-7

Дальше в списке популярных подзаряжаемых «китайцев» следует Lixiang – 1605 машин, зарегистрированных в сети национального оператора ЭЗС.

Электрических Geely в статистике «Маланки» более 800, но среди них немало автомобилей, продававшихся и продающихся официально.

Конечно, в рейтинге национального оператора представлены и другие китайские марки, но количество их машин не идет ни в какое сравнение с количеством электромобилей и гибридов озвученных выше брендов. Всего же в «Маланке» зарегистрировано 35 060 машин. Получается, что доля BYD среди них – 15%. Еще почти 10% приходятся на Zeekr c Lixiang. Итого три популярные китайские марки, ввозимые по параллельным каналам, составляют четверть от всего белорусского парка электромобилей и гибридов.

Справедливости ради нужно сделать оговорку. Мы не можем доверять статистике оператора ЭЗС в полной мере, ведь она базируется на основе данных о том, какие модели указаны в приложениях пользователей. В семье есть одна «электричка», на ней ездят и муж, и жена, у которых в приложении указана одна и та же модель. По факту машина одна, а посчитаны две. Еще один фактор, вносящий серьезный перекос в статистику, – таксисты. На одном автомобиле могут ездить двое-трое водителей по очереди. Поэтому реальных BYD на дорогах наверняка меньше, чем количество указанных в приложениях «Маланки», особенно это касается E2 и Dolphin. С другой стороны, никто не знает, сколько электромобилей заряжается исключительно в гаражах частных домов и никогда не заезжает на общественные зарядки.

-8

Как бы там ни было, в целом статистика показательна. А ведь в сегменте электромобилей и гибридов нет никаких льготных кредитов – белорусы голосуют своими кошельками. И, как видите, голосуют в пользу «китайцев». А ведь ни одну из моделей BYD, Lixiang или Zeekr не назовешь неудачной.

Китайские электромобили привлекают потребителей не только сочетанием цены и качества. Раньше если ты хотел «электричку» – твой выбор сводился либо к «бэушке» из Европы, либо к битой или утопленной Tesla из США. Теперь ты просто заказываешь нового «китайца» или покупаешь его из наличия в РБ – и всё, голова не болит.

Наш вердикт

Китайские автомобили сегодня – практически безальтернативный выбор для тех, кому нужна новая машина. По естественным причинам Беларусь стала страной Geely и BELGEE, все остальные марки не могут сравниться с ними по объемам продаж даже близко. Выбор потребителей в пользу BELGEE продиктован в первую очередь наличием льготного финансирования, недоступного для других моделей. Не будь доступных кредитов на собираемые между Борисовом и Жодино автомобили – расстановка сил на рынке могла бы быть совсем иной, что наглядно демонстрирует российская статистика продаж.

]]>