Найти в Дзене

Причины и последствия эмоциональных всплесков: что скрывается за агрессией, слезами и истериками

Оглавление
Картинка взята из Pinterest
Картинка взята из Pinterest

Рождаясь, мы чувствуем беспомощность среди огромного, пока неизведанного, мира. Вот малыш тесно прижат к родительскому теплу, а через «мгновение», на него будто перестают обращать внимания значимые люди. Его естественной реакцией становится издавать звуки, которых он сам иной раз пугается.

Спустя время, человечек начинает ощущать что-то, однако понятие не имеет что. Поэтому, решает обратиться за помощью к родителям. А что делают в этот момент родители? Призывают его успокоиться, не высовываться, не двигаться, пока они не разрешат и т.д. Что мы получаем – немало запретов (как по отношению к другим, так и к самому себе), низкая самооценка, неполноценность, непонимание своих потребностей. Самый худший сценарий – антисоциальное расстройство личности, как минимум.

Ответь нам, дорогой читатель, разве такого будущего ты хочешь для себя и своих детей? Думаю, нет. Оттого так важно уже на начальном этапе развития ребёнка помочь ему понять, кто он и что показывать эмоции – это нормально! А для этого, необходимо самому в этом разбираться. И нет, никогда не поздно позаботиться о своём психоэмоциональном здоровье!

Эмоциональные всплески (агрессия, слёзы, истерики) – часто становятся испытанием как для детей и подростков, так и для их родителей и педагогов. Чтобы помочь ребёнку справляться с такими состояниями, важно понять, что именно их вызывает, почему подростки часто раздражаются, каковы последствия неконтролируемых эмоций и как научить детей и себя выражать чувства безопасно и конструктивно.

Эта статья пишется двумя психологами: когнитивным и детским. Поделимся своими знаниями, опытом и рекомендациями.

Тайна детских эмоций: что является эмоциональным триггером у подростков

Триггер — это стимул (ситуация, событие, слово, образ), который запускает интенсивную эмоциональную реакцию. Эмоциональные всплески у детей и подростков обусловлены сочетанием физиологических и психологических причин:

Причина №1. В подростковом возрасте гормональная перестройка приводит к резким перепадам настроения, импульсивности, вспышкам гнева и слёз. При этом развитие мозга идёт неравномерно: области, отвечающие за эмоции (лимбическая система), созревают раньше, чем зоны самоконтроля (префронтальная кора). Это объясняет, почему подростки реагируют ярче и быстрее, чем взрослые.

Причина №2. Эмоциональная атмосфера в семье, стиль воспитания, отношения с родителями и сверстниками формируют эмоциональные реакции ребёнка. Поддерживающая среда способствует здоровому выражению чувств, а конфликтная или авторитарная только усиливает внутреннее напряжение.

Слова-подсказки: «Ты ничего не умеешь», «У тебя никогда ничего не получится», «Это глупость».

Убеждения: «Я должен быть идеальным», «Критика означает, что я плохой», «Я не заслуживаю успеха».

Пример: отец постоянно критикует увлечение сына музыкой, говоря, что занятие «несерьёзное» и «не принесёт денег». Это может вызвать чувство стыда, неуверенности в себе и подавленности, подкрепляя убеждение о своей некомпетентности.

Причина №3. Темперамент, уровень тревожности, самооценка и жизненный опыт влияют на склонность к эмоциональным всплескам и способность с ними справляться.

Причина №4. Усталость, недосып, болезни, стрессовые события (потеря близких, травля, развод родителей) повышают эмоциональную возбудимость и снижают устойчивость к раздражителям.

Причина №5. Подростки стремятся к самостоятельности, и когда их ограничивают или не понимают, это вызывает раздражение и протест.

Слова-подсказки: «Ты должен делать, как я скажу», «Ты ещё слишком молод», «Не лезь не в своё дело».

Убеждения: «Я должен контролировать свою жизнь», «Меня никто не понимает», «Я должен бороться за свою свободу».

Пример: родители чрезмерно контролируют дочку, диктуя ей, с кем дружить, что носить и чем заниматься. Это может вызвать гнев и бунт, подкрепляя убеждение о необходимости бороться за свою независимость.

В силу гормональной перестройки, повышенной чувствительности к социальному одобрению и формирования идентичности, триггерами также могут выступать:

- социальное сравнение и отвержение. Слова-подсказки: «Ты недостаточно хорош/хороша», «Ты не такой, как все», «Никто не хочет с тобой дружить».
Убеждения: «Я должен быть успешным, чтобы меня любили», «Если меня отвергают, значит, я никчёмный (недостоин благ этого мира)», «Я всегда буду одинок».

Пример: подросток видит фотографии своих одноклассников, развлекающихся вместе в социальных сетях, а его не пригласили. Это может вызвать чувство отвержения, одиночества и зависти, подкрепляя убеждение о своей неполноценности.

- несправедливость и нарушение правил.Слова-подсказки: «Это нечестно!», «Почему всегда я?», «Так не должно быть!».
Убеждения: «Мир должен быть справедливым», «Если меня обижают, я должен отомстить», «Я не могу контролировать ситуацию».

Пример: подростка несправедливо обвинили в списывании на контрольной. Это может вызвать гнев, обиду и разочарование в системе, подкрепляя убеждение о несправедливости мира.

Часто стимулом становится «переполнение чаши» - когда накопившиеся эмоции и стресс достигают предела, и ребёнок уже не может управлять реакцией.

Последствия неконтролируемых эмоций: как хаос сегодня может сказаться на будущем человека

Неспособность справляться с эмоциями может привести к серьёзным последствиям:

- проблемы в отношениях (частые конфликты и агрессивное поведение затрудняют общение с родителями, сверстниками и учителями, приводят к изоляции);

- низкая самооценка (постоянное чувство вины за «неуместные» реакции и непонимание со стороны окружающих формируют негативное отношение к себе);

- развитие тревожных расстройств и депрессии (хронический стресс и подавление эмоций повышают риск психических заболеваний);

- формирование неадаптивных стратегий поведения (агрессия, уход в замкнутость или истерики могут закрепиться как способ решения проблем);

- психосоматические проблемы (головные боли, нарушения сна, РПП связаны с эмоциональным перенапряжением).

Сюда, также, можно добавить: отсутствие гибкости в эмоциональном реагировании, которое приводит к формированию жёстких когнитивных схем и убеждений, которые трудно изменить; сложности в профессиональной сфере во взрослом возрасте (низкая стрессоустойчивость, импульсивность и неумение работать в команде могут препятствовать карьерному росту).

Мост к пониманию: как помочь ребёнку справляться с чувствами

В заключительной части статьи, хочется, дорогой читатель, донести до тебя такую мысль: чем лучше узнаёшь себя, тем проще будет понимать и детей. Разница эмоциональных реакций в том, что родители, как взрослые, умеют ими управлять, в силу их распознавания. Дети и подростки – нет. Пока что!

В рекомендациях когнитивный и детский (в прошлом школьный педагог) психологи единодушны:

- Создайте эмоционально безопасную среду.Позвольте ребёнку выражать чувства без страха осуждения или наказания. Признавайте любые эмоции как нормальные и важные!

- Учите распознавать и называть эмоции. Помогайте ребёнку вербализовать чувства: «Ты сейчас злишься, потому что...», «Похоже, тебе грустно из-за...». Это снижает напряжение и помогает контролировать эмоции.

- Обращайте внимание на триггеры.Следите за ситуациями и состояниями, вызывающими вспышки, и старайтесь минимизировать их влияние (например, обеспечьте достаточный сон, отдых, сбалансированное питание).

- Обучайте навыкам саморегуляции.Простые техники - глубокое дыхание, счёт до десяти, физическая активность - помогают снизить эмоциональное напряжение.

- Предлагайте здоровые способы выражения эмоций. Спорт, творчество (рисование, музыка), разговоры с близкими или психологом помогают безопасно «выпустить пар».

- Моделируйте эмоционально зрелое поведение. Дети учатся на примере взрослых, поэтому важно показывать, как спокойно и конструктивно выражать чувства.

- Обсуждайте эмоции в повседневной жизни.Используйте ситуации из книг, фильмов или реальной жизни для обсуждения чувств и способов их выражения.

- Играйте в ролевые и настольные игры. Такие занятия учат распознавать эмоции других, развивают эмпатию и навыки саморегуляции.

Упражнения и методы для развития эмоционального интеллекта у детей и подростков:

1) Творческое выражение эмоций.

- Рисование и лепка. Предлагайте детям изображать свои чувства через искусство, даже если они не могут их выразить словами.

- Музыкальная терапия. Прослушивание и создание музыки помогает расслабиться и выразить внутренние переживания.

- Письмо и рассказы. Ведение дневника, сочинение рассказов или стихов о своих чувствах способствует эмоциональному осмыслению.

2) Коммуникационные навыки.

- Обучение «я-высказываниям». Учите ребёнка формулировать свои чувства и потребности через фразы типа: «Я чувствую... когда... потому что...».

- Активное слушание. Практикуйте с ребёнком умение внимательно слушать собеседника и подтверждать понимание его слов.

- Разрешение конфликтов. Обсуждайте с подростками способы мирного разрешения споров и компромиссы.

P.S. Вышеперечисленные рекомендации вполне могут быть применены и самим родителям/взрослым людям по отношению к самому себе. Ведь каждый из нас ребёнок!

Будь терпеливым, дорогой читатель, старайся поддерживать эмоциональные переживания свои и ребёнка, покажи своим примером здоровое поведение и открыто говори о чувствах. Создай возможности для практики эмоциональных навыков. При необходимости всегда можно обратиться к психологам и педагогам для разработки индивидуальных программ. И для себя в том числе!

Эмоциональные всплески естественны, но неумение справляться с ними может негативно повлиять на будущее.

Авторы статьи:

Когнитивный психолог – Вика Рубеновна (https://dzen.ru/vitokhyan?share_to=link)

Детский психолог – Мария Семакова (https://t.me/SemakovaMaria)