Рене Жюль Лалик (1860–1945) — легендарный французский художник, чье имя стало символом роскоши и новаторства. Его творчество охватило эпохи ар-нуво и ар-деко, перевернув представления о ювелирном искусстве и стеклоделии. Лалик не просто создавал украшения — он творил миры, где природа, женственность и мистика сплетались воедино.
Ранние годы: от Шампани до Парижа
Родившись в провинции Шампань, Лалик с детства впитывал красоту французской природы, что позже отразилось в его работах. После смерти отца 12-летний Рене переехал в Париж, где начал обучение в лицее Тюрго. Уже тогда его талант к рисунку был отмечен наградами.
В 16 лет он стал учеником ювелира Луи Окока и параллельно учился в парижской Школе декоративных искусств, а позже два года стажировался и изучал искусство в Лондоне, где увлекся графикой и дизайном. Эти годы заложили основу его уникального стиля, сочетавшего натурализм с японскими мотивами.
Вернувшись во Францию, он начал сотрудничать с известными ювелирными домами Jacta, Cartier и Boucheron. Его эскизы не сразу находили отклик, ведь они не соответствовали тогдашней моде на крупные драгоценные камни в массивных золотых оправах в стиле неорококо.
Как истинный художник, он предчувствовал наступление новой эпохи, смену исторических ориентиров, которая нашла отражение в стиле ар-нуво. Этот стиль отличался изломанными линиями, болезненной изысканностью, утонченностью, мистическими и фантастическими образами, а также загадочными символами.
Революция в ювелирном искусстве
В 1885 году Рене Лалик стал владельцем мастерской ювелира Жюля Дестапа в Париже и бросил вызов традициям.
Он выбирал материалы не ради их стоимости, а за их красоту. Бриллианты сочетал с слоновой костью, рогом, стеклом и эмалью. Золото и перламутр использовал с такой же любовью.
В 1887 году Лалик открыл магазин в Париже.
Первые украшения, вдохновленные античностью и японизмом, создаются им в 1888 году.
Полудрагоценные камни ему нравились не меньше драгоценных. Из них он создавал броши, кольца и подвески. Они были выполнены с невероятной тонкостью. В изделиях можно было увидеть стилизованные листья, цветы, стебли, фантастических женщин-стрекоз, сказочных павлинов и бабочек, змей и полуобнаженных женщин.
В 1889 году на Парижской выставке его работы с драгоценными и поделочными камнями произвели настоящий фурор.
В 1890 году Рене Лалик начал экспериментировать со стеклом. Его работы, выполненные с использованием эмали и стекла, стали известны широкой публике. Лалик комбинировал эти материалы с золотом, опалами, бриллиантами, жемчугом и аметистами, создавая уникальные украшения.
В 1891 году Лалик первым применил в ювелирном деле и запатентовал технику pâte de verre (стеклянная паста). Она позволяла создавать сложные формы с эффектом опалесценции. Это был уникальный способ работы со стеклом. Его гребни из слоновой кости и броши с драконами стали символами ар-нуво.
Сара Бернар
Его работы потрясли публику, но покорили богему. Популярность Лалика стремительно росла, во многом благодаря великой актрисе Саре Бернар, ставшая его музой. Она первой из знаменитостей начала носить его экстравагантные украшения на сцене, что вскоре привлекло внимание других покупательниц.
1900 Парижская универсальная выставка
В 1900 году Лалик с неизменном успехом принял участие в Парижской универсальной выставке.
Заказы приходили даже из-за границы. Русская императрица Александра Федоровна тоже ценила мастерство французского художника – императорская семья неоднократно заказывала у него работы.
Нефтяной магнат Галуст Гюльбенкян создал коллекцию из 140 произведений, которая сегодня хранится в его музее в Лиссабоне.
От ювелира к королю стекла
В 1905 году Лалик открыл бутик на Вандомской площади, а в 1907-м начал сотрудничество с парфюмером Франсуа Коти. Его флаконы для духов, такие как Ambre Antique, превратились в самостоятельные произведения искусства.
Стекло стало главным материалом мастера: он создавал вазы с рельефными орхидеями, светильники в форме павлинов.
«Кактусовый столик» и «Ваза Tourbillons» — великолепные примеры работы со стеклом, которые мастерски передают движение и свет.
Архитектор света: проекты в стиле ар-деко
В 1920-е годы Лалик переосмыслил свое творчество в духе ар-деко. Он оформлял роскошные лайнеры, включая «Нормандию», и создал «Стеклянную церковь» на острове Джерси с витражами и алтарем из хрусталя. На Всемирной выставке 1925 года в Париже его фонтан «Источник Франции» из цветного стекла стал символом эпохи.
В 1921 году Лалик основал фабрику в Винжен-сюр-Модер — Эльзасский стекольный завод, в самом сердце региона с сильными историческими традициями производства стекла.
Сейчас это единственная в мире фабрика Лалик. Тут он разработал метод литья под давлением, сделавший стекло доступным для массового производства. Его опаловые вазы и скульптуры, такие как «Вакханки», до сих пор выпускаются компанией Лалик.
Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств в Париже в 1925
Рене Лалик был известен своими архитектурными проектами. Его участие в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже в 1925 году стало вершиной карьеры как мастера стекла и символом ар-деко.
Лалик разработал уникальный стиль, основанный на контрасте прозрачного и матового стекла. Иногда он добавлял патину или эмаль, использовал витражи.
Рене Лалик разработал дизайн и оформил павильон «Севр».
Декор интерьеров для легендарного «Восточного экспресса»
В 1928 году Лалик получил заказ на декор интерьеров знаменитого «Восточного экспресса». Он создал уникальные настенные панели из древесины кубинского акажу с маркетри или вставками из прессованного стекла на серебряном фоне, которые украсили вагоны поезда.
Рене Лалик также разработал светильники «тюльпан», которые были установлены по всему поезду. Эти светильники имели матовое стекло с перламутровой основой, что придавало им особую изысканность.
Особое внимание он уделил вагону-ресторану. В махагоновых панелях вагона были встроены стеклянные вставки «Вакханки». В голубоватом светонепроницаемом стекле можно увидеть обнаженные фигуры, танцующие с гроздьями винограда. Этот интерьер — яркий пример стиля ар-деко.
Дружба, застывшая в стекле: как Галуст Гюльбенкян создал легендарную коллекцию Лалика
Их знакомство в 1895 году стало началом творческого союза, изменившего историю искусства. Галуст Гюльбенкян — нефтяной магнат с безупречным вкусом, и Рене Лалик — бунтарь ювелирного мира, нашли общий язык не только в любви к прекрасному, но и в восхищении природой.
Уже к 1900 году Гюльбенкян целенаправленно коллекционировал работы мастера, видя в них не украшения, а «манифесты нового искусства», рассказывает куратор коллекции Луиза Сампайо. Ссылаясь на цитату Гюльбенкяна: «Для меня достаточно только самого лучшего», Сампайо заявляет, что в случае с приобретением произведений Лалика это утверждение неоспоримо.
К 1912 году, когда Лалик устроил громкую выставку на парижской Вандомской площади, в собрании Гюльбенкяна насчитывалось 69 произведений. Среди них — знаковые броши в форме стрекоз, гребни с ажурными орхидеями и диадемы, где эмаль перекликалась с опаловым стеклом. «Он покупал эти вещи не для светских раутов, — подчеркивает Сампайо. — В его особняке на авеню д’Иена каждое изделие занимало место в музейной витрине, словно драгоценный экспонат».
Лалик превращал ветви деревьев в узоры для брошей, а лепестки пионов — в декор ваз. Гюльбенкян, в свою очередь, искал в коллекции отголоски пейзажей своего детства: армянских гор и персидских садов. Этот «диалог с природой» стал основой их дружбы. Даже парфюмерные флаконы, которые магнат заказывал у Лалика для своей линии ароматов, напоминали застывшие капли росы.
Сегодня 140 работ Лалика из собрания Гюльбенкяна — жемчужины коллекции музея в Лиссабоне. Среди них — легендарная брошь «Женщина-стрекоза» (1897–1898), где алмазы сочетаются с эмалью и лунным камнем. Как писал сам коллекционер: «Лалик заставил стекло петь, а я лишь дал этим песням вечную сцену». Их союз, длившийся почти полвека, доказал: настоящее искусство рождается на стыке страсти, таланта и бесконечного диалога.
Наследие: семья и вечная роскошь
После смерти Лалика в 1945 году дело продолжили его сын Марк и внучка Мари-Клод, расширив ассортимент до хрусталя и парфюмерии. Сегодня бренд Lalique выпускает лимитированные коллекции ваз, украшений и ароматов, сохраняя дух новаторства. Музеи в Лиссабоне, Хакооне и Эльзасе хранят более 6000 работ мастера, а его флаконы для духов Nina Ricci и Guerlain стали объектами коллекционирования.
Рене Лалик не просто творил — он менял восприятие искусства. Его изделия, где стекло соперничает с бриллиантами, а природа оживает в металле, остаются эталоном изящества. Как сказал сам мастер: «Я буду работать, чтобы создать то, чего никто не видел». И ему это удалось — его наследие продолжает вдохновлять, доказывая, что истинная роскошь рождается на стыке дерзости и красоты.