Найти в Дзене
Эстетика Эпох

Блеск веков: ювелирное искусство как зеркало истории

Оглавление

С древнейших времён ювелирные изделия служили не только украшением, но и мощным инструментом коммуникации, отражая социальный статус, духовные убеждения и культурные связи. От раковин до золота, от погребальных обрядов до символов власти — история человечества тесно переплетена с искусством создания и использования украшений.

Истоки: от защиты до престижа

Первые ювелирные изделия, созданные из раковин, костей и камней, появились ещё в доисторические эпохи. Эти предметы выполняли двойную роль: они служили оберегами от опасностей и связующим звеном с мистическими силами. С освоением металлургии украшения стали сложнее, превратившись в символы власти. Например, в Месопотамии ожерелья из золота, лазурита и сердолика, импортированных из отдалённых регионов, подчёркивали статус владельца.

Мотив двухкрылого фарохара, окруженный шестью Амеша Спентас (архангелами). Персидская серьга эпохи Ахеменидов (держава Ахеменидов существовала с 550 по 330 год до н. э). Золото с инкрустацией в стиле перегородчатой ​​эмали из бирюзы, сердолика и лазурита. Диаметр: 5,1 см. Музей изящных искусств, Бостон.
Мотив двухкрылого фарохара, окруженный шестью Амеша Спентас (архангелами). Персидская серьга эпохи Ахеменидов (держава Ахеменидов существовала с 550 по 330 год до н. э). Золото с инкрустацией в стиле перегородчатой ​​эмали из бирюзы, сердолика и лазурита. Диаметр: 5,1 см. Музей изящных искусств, Бостон.

Месопотамский сердолик, лазурит и золотые бусины, восстановленные в виде ожерелья, середина третьего тысячелетия до н. э., Ирак, Киш. Чикаго, Музей естественной истории Филда.
Месопотамский сердолик, лазурит и золотые бусины, восстановленные в виде ожерелья, середина третьего тысячелетия до н. э., Ирак, Киш. Чикаго, Музей естественной истории Филда.

Погребения: мост между мирами

Золотые украшения в стиле Ла-Тена из могилы вождя в Вальдальгесхайме, Рейнская область, Германия
Золотые украшения в стиле Ла-Тена из могилы вождя в Вальдальгесхайме, Рейнская область, Германия

Во многих культурах ювелирные изделия сопровождали умерших в загробный мир. В неолитической Европе морские раковины из Эгейского моря, найденные в богатых захоронениях, свидетельствовали о дальних торговых связях. В Гане народ акан до сих пор верит в жизнь после смерти — Саман Адзи — и хоронит близких с украшениями, деньгами и предметами быта. Золото, добываемое в регионе Акан, ещё в XV веке поражало европейцев своим изобилием и мастерством обработки.

Ожерелье из золотых бусин Akan
Ожерелье из золотых бусин Akan

В Азии погребальные традиции достигли невероятного размаха. Китайские гробницы превращались в «подземные сокровищницы», где рядом с умершими размещали предметы искусства, инструменты и даже научные приборы. В Камбодже и Вьетнаме находки IV века до н. э. — например, золотые украшения и бронзовые барабаны — демонстрируют смешение культурных влияний и местных традиций. А в казахстанской Шиликтинской долине «Золотой человек» — вождь саков — был погребён в позолоченных доспехах, отражающих богатство кочевой элиты.

Золотые украшения из разных камбоджийских захоронений
Золотые украшения из разных камбоджийских захоронений

В 2003 году археологическая экспедиция раскопала курган в Шиликтинской долине и нашла «Золотого человека» — предполагаемого вождя племени саков, ветви скифских кочевников, населявших Центральную Азию и южную Сибирь в I тысячелетии до н. э.

Язычники-саки сражались с древними персами и разбогатели благодаря торговле в бескрайних степях Центральной Азии. Часть их богатств оказалась в гробницах вождей, которых хоронили в украшениях и позолоченных доспехах — как мужчину из Шиликтинской курганной группы, третьей подобной находки в Казахстане с 1970 года.

Религия, власть и социальный порядок

Ювелирное искусство часто служило инструментом легитимизации власти. На Крите минойская цивилизация (2000 г. до н. э.) использовала золотые украшения не только как символ богатства, но и как элемент религиозной иконографии. Образ богини на троне стал визуальным воплощением социального порядка, а вера в загробную жизнь закрепляла необходимость погребальных даров. Микенцы, наследники минойской культуры, верили, что без «платы» за переход в иной мир — будь то серебряный кинжал или золотая печать — душа не обретёт покой.

Удлиненное нагрудное украшение с человеческими головами на обоих концах, глаза и брови изначально были инкрустированы — сокровище Эгины, важный минойский золотой клад, который, как считается, был найден на острове Эгина в Греции. С 1892 года он является частью коллекции Британского музея. Созданы между 1850 и 1550 годами до н. э.
Удлиненное нагрудное украшение с человеческими головами на обоих концах, глаза и брови изначально были инкрустированы — сокровище Эгины, важный минойский золотой клад, который, как считается, был найден на острове Эгина в Греции. С 1892 года он является частью коллекции Британского музея. Созданы между 1850 и 1550 годами до н. э.

Древний Египет: вершина мастерства

Египетские ювелиры, чьи традиции восходят к 4500 г. до н. э. (бадарийская культура), достигли невероятного совершенства. Украшения здесь были неотъемлемой частью как жизни, так и смерти: от амулетов, защищавших живых, до золотых масок фараонов, обеспечивавших бессмертие. За 3345 лет правления 31 династии египтяне превратили ювелирное искусство в сакральный язык, понятный как людям, так и богам.

Пектораль фараона Тутанхамона
Пектораль фараона Тутанхамона

Пектораль (нагрудный знак) фараона Тутанхамона. Ребус, обозначающий тронное имя Тутанхамона, то есть Небхеперуре, что можно перевести как «Ра — владыка проявления». Внизу изображена корзина, представляющая Неба, сделанная из бирюзы. Над ней — жук-скарабей из лазурита, обозначающий Хепри — древнейшего бога утреннего Солнца (не стоит пуать его с Ра — дневным светилом и Атумом — заходящим солнцем), с тремя вертикальными линиями внизу, обозначающими множественное число. Также виден диск солнца из сердолика, символизирующий бога солнца Ра
Пектораль (нагрудный знак) фараона Тутанхамона. Ребус, обозначающий тронное имя Тутанхамона, то есть Небхеперуре, что можно перевести как «Ра — владыка проявления». Внизу изображена корзина, представляющая Неба, сделанная из бирюзы. Над ней — жук-скарабей из лазурита, обозначающий Хепри — древнейшего бога утреннего Солнца (не стоит пуать его с Ра — дневным светилом и Атумом — заходящим солнцем), с тремя вертикальными линиями внизу, обозначающими множественное число. Также виден диск солнца из сердолика, символизирующий бога солнца Ра

Пектораль «Око Ра» из гробницы Тутанхамона, Новое царство, XVIII династия.
Материалы: золото и голубой фаянс. Вставший на дыбы страж Урей, ​​глаз Уаджет и иероглиф Са, расположенный под ней на внутренней стороне.
Пектораль «Око Ра» из гробницы Тутанхамона, Новое царство, XVIII династия. Материалы: золото и голубой фаянс. Вставший на дыбы страж Урей, ​​глаз Уаджет и иероглиф Са, расположенный под ней на внутренней стороне.

Парик из золота, оникса и цветного стекла. 1479-1425 гг. до н.э. Использовался одной из жен Тутмоса III
Парик из золота, оникса и цветного стекла. 1479-1425 гг. до н.э. Использовался одной из жен Тутмоса III

Самые ранние письменные упоминания о ювелирном деле были обнаружены в Египте. Именно здесь, на каменных стенах часовен древних гробниц, берёт своё начало подлинная история ювелирного искусства. На этих стенах сохранились изображения египетского гранильщика за работой. Этот мастер был незаменим для создания египетских украшений, поскольку его работа заключалась в огранке и гравировке множества мелких камней, которые можно встретить почти во всех египетских произведениях.

В те времена ювелир был не только талантливым мастером, создающим украшения для личного пользования, но и умелым золотых дел мастером и гравером по металлам, способным выполнять разнообразные задачи, включая чеканку монет. Хотя зарождение ювелирных изделий в том виде, в каком мы их знаем, можно проследить до этого периода, у египтян также существовали уникальные формы украшений, не имеющие современных аналогов. Пектораль — одна из таких форм.

Ожерелье с подвеской в виде стервятника из гробницы Тутанхамона (ок. 1370-1352 гг. до н. э.). Материалы: золото, инкрустированное лазуритом и сердоликом. Новое царство, XVIII династия
Ожерелье с подвеской в виде стервятника из гробницы Тутанхамона (ок. 1370-1352 гг. до н. э.). Материалы: золото, инкрустированное лазуритом и сердоликом. Новое царство, XVIII династия

Древние египтяне начали создавать свои украшения в эпоху Бадари и Накада, используя простые природные материалы, такие как ветви растений, раковины, бусины, твёрдые камни и кости. Они объединяли эти элементы с нитями из льна или коровьей шерсти, чтобы создать уникальные украшения.

Чтобы придать своим изделиям блеск, египтяне начали окрашивать их стеклянными материалами. Однако уже в эпоху Первой династии они стали настоящими мастерами в изготовлении ювелирных изделий из твёрдых полудрагоценных камней и различных металлов, таких как золото и серебро.

Искусство ювелирного дела достигло своего пика в Среднем царстве, когда египтяне овладели техническими методами и точностью, необходимыми для создания великолепных украшений.

Во времена Нового царства ювелирное дело процветало благодаря регулярным экспедициям в Восточную пустыню и Нубию, где добывались ценные металлы. Эти материалы были обработаны и инкрустированы всеми видами полудрагоценных камней, которые можно найти в Египте, включая золото, бирюзу, агат и серебро.

Пектораль (нагрудный знак) фараона Тутанхамона в виде скарабея, изготовленный из золота, сердолика, красного и синего стекла. Эта пектораль имеет массивную архитектурную форму. Основным мотивом внутреннего убранства является каменный скарабей с крыльями. Его защищают Исида и Нефтида; слова богинь и имена царя инкрустированы на золотых полосах над скарабеем. И снова на сцене доминирует солнечный диск, увенчанный богатыми перьями и сопровождаемый двумя защитными уреями (принадлежность царского убора фараонов, изображение богини-кобры Уаджит — покровительницы Нижнего Египта). Египетский музей, Эль-Каир. 1323 г. до н.э.
Пектораль (нагрудный знак) фараона Тутанхамона в виде скарабея, изготовленный из золота, сердолика, красного и синего стекла. Эта пектораль имеет массивную архитектурную форму. Основным мотивом внутреннего убранства является каменный скарабей с крыльями. Его защищают Исида и Нефтида; слова богинь и имена царя инкрустированы на золотых полосах над скарабеем. И снова на сцене доминирует солнечный диск, увенчанный богатыми перьями и сопровождаемый двумя защитными уреями (принадлежность царского убора фараонов, изображение богини-кобры Уаджит — покровительницы Нижнего Египта). Египетский музей, Эль-Каир. 1323 г. до н.э.

Древнеегипетский ошейник-ожерелье
Древнеегипетский ошейник-ожерелье

Древние египтяне придавали большое значение религиозному смыслу священных предметов, что нашло отражение в мотивах их украшений. Резьба по драгоценным камням, известная как «глиптическое искусство», обычно представляла собой изображения жуков-скарабеев и других антропоморфных религиозных символов.

Египетские гранильщики использовали осколки наждака или кремень для обработки более мягких камней, в то время как для более твёрдых драгоценных камней применялись вращающиеся инструменты с луковым приводом.

Амулет, изображающий сокола с головой барана. Древний Египет, 1254 год до н.э. (26-й год правления Рамзеса II), найден в гробнице быка Аписа в Серапеуме Мемфиса в Саккаре. Золото, лазурит, бирюза и сердолик.
Амулет, изображающий сокола с головой барана. Древний Египет, 1254 год до н.э. (26-й год правления Рамзеса II), найден в гробнице быка Аписа в Серапеуме Мемфиса в Саккаре. Золото, лазурит, бирюза и сердолик.

Вне времени и границ

Браслет из амударьинского клада (древний Окс), период Ахеменидов, Британский музей. Лондон.
Браслет из амударьинского клада (древний Окс), период Ахеменидов, Британский музей. Лондон.

Золотое ожерелье с резным лазуритом в виде царя и двух львов по бокам; сасанидский период, V-VI века н. э. Из коллекции Музея Резы Аббаси, Тегеран.
Золотое ожерелье с резным лазуритом в виде царя и двух львов по бокам; сасанидский период, V-VI века н. э. Из коллекции Музея Резы Аббаси, Тегеран.

Элементы из ожерелья, вероятно, Иран 14 века. Листовое золото с чеканкой и вставками из бирюзы, серого халцедона, стекла; большой медальон
Элементы из ожерелья, вероятно, Иран 14 века. Листовое золото с чеканкой и вставками из бирюзы, серого халцедона, стекла; большой медальон

Парфянские золотые украшения, обнаруженные в могилах, расположенных в Ниневии на севере Ирака. Коллекция Персидской империи Британского музея.
Парфянские золотые украшения, обнаруженные в могилах, расположенных в Ниневии на севере Ирака. Коллекция Персидской империи Британского музея.

"Ожерелье Солнца и полумесяца" митраистского парфянского царя царей. Это один из самых редких древних артефактов в мире, аналогов которому нет. Ожерелье само по себе представляет “Звездное скопление Плеяды” - группу из семи звезд, которые считались священными в Персии.
"Ожерелье Солнца и полумесяца" митраистского парфянского царя царей. Это один из самых редких древних артефактов в мире, аналогов которому нет. Ожерелье само по себе представляет “Звездное скопление Плеяды” - группу из семи звезд, которые считались священными в Персии.

Скифская Пектораль
Скифская Пектораль

Браслет с головами рычащих львов, богато украшенный золотом, бирюзой и лазуритом, относится к персидскому периоду Ахеменидов. Париж, Лувр. На этом браслете щёки и макушка каждой львиной головы украшены бирюзой, а грива — лазуритом. Глаза и морда изначально были инкрустированы, а грива украшена перегородчатой эмалью с кусочками бирюзы. По обеим сторонам головы чередуются инкрустации из лазурита и бирюзы.
Браслет с головами рычащих львов, богато украшенный золотом, бирюзой и лазуритом, относится к персидскому периоду Ахеменидов. Париж, Лувр. На этом браслете щёки и макушка каждой львиной головы украшены бирюзой, а грива — лазуритом. Глаза и морда изначально были инкрустированы, а грива украшена перегородчатой эмалью с кусочками бирюзы. По обеим сторонам головы чередуются инкрустации из лазурита и бирюзы.

Этот браслет отражает любовь высокопоставленных лиц империип Ахеменидов к драгоценностям и роскоши. Подобные предметы встречаются в скульптурах, украшающих некоторые памятники, в частности, в «Стрельцах» во дворце Дария в Сузах (522–486 гг. до н. э.).

Ожерелье из бусин, период Ахеменидов, ок. 350 г. до н. э. Акрополь, Сузы, Париж, Лувр
Ожерелье из бусин, период Ахеменидов, ок. 350 г. до н. э. Акрополь, Сузы, Париж, Лувр

Эта уникальная корона, состоящая из полосы электрума (природного сплава серебра с золотом) шириной 1,5 см с отверстиями для завязок сзади и украшенная розетками и головами животных, по-видимому, была изготовлена в Египте в основном под азиатским влиянием, если только она не была привезена из Азии. В XVIII династии в Египте вошло в моду украшать диадемы принцесс и второстепенных цариц головами газелей вместо уреев или грифов, как у цариц. Эта корона с четырьмя головами газелей, возможно, была частью приданого иностранной принцессы, которую отправили в качестве невесты одному из древнеегипетских фараонов в соответствии с международной дипломатией того времени.
Эта уникальная корона, состоящая из полосы электрума (природного сплава серебра с золотом) шириной 1,5 см с отверстиями для завязок сзади и украшенная розетками и головами животных, по-видимому, была изготовлена в Египте в основном под азиатским влиянием, если только она не была привезена из Азии. В XVIII династии в Египте вошло в моду украшать диадемы принцесс и второстепенных цариц головами газелей вместо уреев или грифов, как у цариц. Эта корона с четырьмя головами газелей, возможно, была частью приданого иностранной принцессы, которую отправили в качестве невесты одному из древнеегипетских фараонов в соответствии с международной дипломатией того времени.

Кулон в виде обнажённой богини. Электрум, изготовлен в родосской мастерской, ок. 630-620 гг. до н. э. Найден в некрополе Камейрос (Родос)
Кулон в виде обнажённой богини. Электрум, изготовлен в родосской мастерской, ок. 630-620 гг. до н. э. Найден в некрополе Камейрос (Родос)

Кулон, Финикия, 600-500 гг. до н. э., золото с зелёным стеклом, Музей Виктории и Альберта, Лондон
Кулон, Финикия, 600-500 гг. до н. э., золото с зелёным стеклом, Музей Виктории и Альберта, Лондон

Одним из самых красивых предметов, найденных при раскопках в Динлине, одной из гробниц династии Мин. Изготовлен во времена династии Мин (1368–1644) в Китае из золота, рубинов, жемчуга и других драгоценных камней, размером в ладонь взрослого человека. Оно имеет форму китайского иероглифа «心» (произносится как «Синь»), что буквально означает «сердце».
Одним из самых красивых предметов, найденных при раскопках в Динлине, одной из гробниц династии Мин. Изготовлен во времена династии Мин (1368–1644) в Китае из золота, рубинов, жемчуга и других драгоценных камней, размером в ладонь взрослого человека. Оно имеет форму китайского иероглифа «心» (произносится как «Синь»), что буквально означает «сердце».

Серьги королевской династии Сатавахан, I век до нашей эры. Андхра-Прадеш, Индия
Серьги королевской династии Сатавахан, I век до нашей эры. Андхра-Прадеш, Индия

Ожерелье, известное как Шеннонгроувское ожерелье, автор неизвестен, Ирландия, поздний бронзовый век (вероятно, 800-700 гг. до н. э.). Музей Виктории и Альберта, Лондон.
Ожерелье, известное как Шеннонгроувское ожерелье, автор неизвестен, Ирландия, поздний бронзовый век (вероятно, 800-700 гг. до н. э.). Музей Виктории и Альберта, Лондон.

Медальон с Эросом, украшение для волос, вторая половина III века до н. э., эллинизированный Восток, Париж, Лувр
Медальон с Эросом, украшение для волос, вторая половина III века до н. э., эллинизированный Восток, Париж, Лувр

Брошь Кингстон-Даун, англосаксонская, начало VII века. «Ступенчатый» узор напоминает центральную часть страницы с ковром Святого Марка в Линдисфарнских Евангелиях.
Брошь Кингстон-Даун, англосаксонская, начало VII века. «Ступенчатый» узор напоминает центральную часть страницы с ковром Святого Марка в Линдисфарнских Евангелиях.

Древнегреческое ювелирное украшение из Понта, 300 г. до н. э. Оно выполнено в виде узла Геракла.
Древнегреческое ювелирное украшение из Понта, 300 г. до н. э. Оно выполнено в виде узла Геракла.

Серьги, IV век до н. э., золото, Государственный Эрмитаж
Эти серьги из золотой филиграни были найдены во время раскопок кургана в окрестностях Феодосии. Это самый примечательный образец изделий, выполненных греческими ювелирами в так называемой «микротехнике» в IV веке до нашей эры.
Серьги, IV век до н. э., золото, Государственный Эрмитаж Эти серьги из золотой филиграни были найдены во время раскопок кургана в окрестностях Феодосии. Это самый примечательный образец изделий, выполненных греческими ювелирами в так называемой «микротехнике» в IV веке до нашей эры.

Миртовый венок из золотых листьев и цветов мирта царицы Медеи, найденный в гробнице Филиппа II Македонского
Миртовый венок из золотых листьев и цветов мирта царицы Медеи, найденный в гробнице Филиппа II Македонского

Ювелирные изделия — это универсальный код человеческой культуры. Они рассказывают о торговых путях, соединявших континенты, о вере в загробное существование, о борьбе за власть и стремлении к красоте. Даже сегодня, спустя тысячелетия, древние украшения продолжают говорить с нами, напоминая, что за каждым узором и камнем скрывается история — порой загадочная, но всегда глубокая.