Найти в Дзене
Эстетика Эпох

Музей Галуста Гюльбенкяна: сокровищница искусства и символ армянского наследия

Оглавление

Наследие «архитектора бизнеса»

Галуст Гюльбенкян (1869–1955) — нефтяной магнат, филантроп и один из величайших коллекционеров искусства XX века. Его жизнь была посвящена не только созданию нефтяной империи, но и страсти к искусству, а также поддержке армянских общин по всему миру. Основанный в 1956 году по его завещанию Фонд Галуста Гюльбенкяна стал воплощением этой двойной миссии: сохранения культурного наследия и благотворительности. Центральным элементом фонда является Музей Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне — хранилище шедевров, собранных магнатом за десятилетия.

Музей: архитектура и коллекции

Музей находится в парковом комплексе. Современная архитектура гармонично сочетается с ландшафтным дизайном. Здание спроектировано так, чтобы естественный свет подчеркивал красоту экспонатов, а сады Гюльбенкяна с водными каскадами и средиземноморской растительностью создают атмосферу созерцательности.

После смерти Гюльбенкяна фонд пять лет собирал его коллекции, разбросанные по всему миру. Еще пять лет ушло на систематизацию материала. В октябре 1969 года в Лиссабоне появился культурный центр. Он включает Центр современного искусства, открытый театр на берегу живописного озера и музей с 6000 картинами.

Парк Гюльбенкяна в Лиссабоне
Парк Гюльбенкяна в Лиссабоне

Коллекция музея

Коллекция музея насчитывает более 6,000 предметов, охватывающих 5,000 лет истории:

Античность

Египетские саркофаги, греческая керамика, римские скульптуры.

Голова нубийца, Древний Египет, Новое царство, XVIII династия, ок. 1500–1300 гг. до н. э.
Голова нубийца, Древний Египет, Новое царство, XVIII династия, ок. 1500–1300 гг. до н. э.

Восточное искусство

Персидские ковры, китайский фарфор, исламские миниатюры.

Экран "Коромандель", Китай, конец 17 века
Экран "Коромандель", Китай, конец 17 века


Гулистан (Розовый сад) и Бустан (Фруктовый сад), Шираз
Гулистан (Розовый сад) и Бустан (Фруктовый сад), Шираз

Декоративно-прикладное искусство

В разделе европейского декоративного искусства представлены гобелены XVI века из Фландрии и Италии. Выдающиеся французские работы XVIII века включают гобелены Гобеленов и Обюссона, очень красивые комплекты мебели, а также изделия из серебра и золота.

Кувшин из яшмы, оправленный в золото, Париж, 1734–1735; XIV век (?)
Кувшин из яшмы, оправленный в золото, Париж, 1734–1735; XIV век (?)

Королевский Альманах, год MDCCLIII, Париж, ; 18 век
Королевский Альманах, год MDCCLIII, Париж, ; 18 век

Ювелирные работы Рене Лалика

Коллекция включает 140 уникальных изделий.

Европейская живопись

Шедевры Рубенса, Рембрандта, Тёрнера, Дега, Мане и Ренуара.

Франческо Гварди, «Регата на Гранд-канале», ок. 1775 г.
Франческо Гварди, «Регата на Гранд-канале», ок. 1775 г.

Эдгар Дега, «Автопортрет» или «Дега, отдающий честь», ок. 1863
Эдгар Дега, «Автопортрет» или «Дега, отдающий честь», ок. 1863

Пьер-Огюст Ренуар, «Портрет Камиллы Моне», ок. 1874
Пьер-Огюст Ренуар, «Портрет Камиллы Моне», ок. 1874

Эдуард Мане, «Мальчик, пускающий мыльные пузыри» или «Мыльные пузыри», 1867 г.
Эдуард Мане, «Мальчик, пускающий мыльные пузыри» или «Мыльные пузыри», 1867 г.

Особое место занимают картины из Эрмитажа, приобретенные Гюльбенкяном в 1929–1930 годах. Интересно, что сам коллекционер критиковал продажу национальных сокровищ СССР, называя их «воспитательным фондом нации», но воспользовался ситуацией, чтобы спасти шедевры от рассеивания.

Рембрандт «Портрет старика» (1645), холст, масло. 128 х 112 см. Музей Гюльбенкяна, Лиссабон
Рембрандт «Портрет старика» (1645), холст, масло. 128 х 112 см. Музей Гюльбенкяна, Лиссабон

Жан Антуан Гудон «Диана» (1780), мрамор. Музей Гюльбенкяна, Лиссабон
Жан Антуан Гудон «Диана» (1780), мрамор. Музей Гюльбенкяна, Лиссабон

Никола Ланкре "Купальщицы (Лето)" (около 1730). Музей Гюльбенкяна, Лиссабон
Никола Ланкре "Купальщицы (Лето)" (около 1730). Музей Гюльбенкяна, Лиссабон

Рембрандт Харменс ван Рейн «Афина Паллада или Александр Великий» (1660-61). Музей Гюльбенкяна, Лиссабон
Рембрандт Харменс ван Рейн «Афина Паллада или Александр Великий» (1660-61). Музей Гюльбенкяна, Лиссабон

Ему достаются «Портрет старика» Рембрандта (в 1930 году куплен за 30 000 фунтов стерлингов), «Лютнист» Ватто, «Портрет Елены Фурман» Рубенса, «Купальщицы» Ланкре, «Афина Паллада или Александр Великий» Рембрандта Харменса ван Рейна и мраморная скульптура «Диана» Жана Антуана Гудона, некогда принадлежавшая Екатерине II.

Галуст приобрел самую большую часть музейной коллекции – 51 экспонат. За 278 900 фунтов он забрал из Эрмитажа шедевры живописи, графики, скульптуры, серебряные изделия и монеты. Позднее меценат продал часть своей коллекции Метрополитен-музею в Нью-Йорке и частным коллекционерам. Большинство же его приобретений, включая картины Рембрандта «Портрет старика» и «Афина Паллада или Александр Великий», теперь можно увидеть в Музее Фонда Гулбекяна в Лиссабоне.

Через несколько лет после приобретения картин Гюльбенкян напишет письмо, обращаясь к Советскому правительству: «Торгуйте чем хотите, но только не тем, что находится в музейных экспозициях. Продажа того, что составляет национальное достояние, дает основание для серьезнейшего диагноза».

Фонд Гюльбенкяна: миссия за пределами искусства

Фонд не ограничивается музеем. Его деятельность охватывает:

  • Наука и образование: Академия наук в Оирас (Португалия) проводит исследования в области биотехнологий и генетики.
  • Поддержка армянских общин: Армянское отделение фонда ежегодно выделяет $3.6 млн на школы, больницы и культурные проекты в 30 странах, включая восстановление Эчмиадзина и строительство библиотеки в Иерусалиме.
  • Культурные инициативы: В Париже работает Гюльбенкяновский культурный центр с библиотекой и выставками, а в Лондоне — армянская церковь Сурб Саркис, где похоронен меценат.

Семейный портрет, 1952
Семейный портрет, 1952

На фото сидя: Галуст и его жена Неварте Гюльбенкян. Стоя, слева направо: Кеворк и Рита Есаян (зять и дочь коллекционера), Роберт Гюльбенкян (племянник), Михаэль Есаян (единственный внук) и сын Нубар Гюльбенкян и его жена.

История коллекции: между нефтью и эстетикой

Гюльбенкян, прозванный «Господином Пяти Процентов» за долю в нефтяных сделках, видел в искусстве «духовную потребность». Его стратегия коллекционирования напоминала бизнес-подход: он лично инспектировал аукционы, вел переговоры и нанимал экспертов для атрибуции работ. Например, приобретение коллекции Лалика заняло 30 лет, а сделки с Эрмитажем потребовали дипломатической ловкости — Гюльбенкян помогал СССР продавать нефть, что открыло ему доступ к шедеврам.

Михаэль Эссаян, внук Гюльбенкяна, сказал: "Мой дедушка всегда говорил мне: "Я прислушивался к советам, но в конце концов всегда покупал то, что мне нравилось".

Современность: музей в XXI веке

Сегодня музей остается одним из топ-10 частных собраний мира. Помимо постоянной экспозиции, здесь проводятся временные выставки, концерты и образовательные программы. В 2018 году вышла биография Гюльбенкяна от Джонатана Конлина, раскрывшая новые детали его жизни, включая расшифровку писем на османском армянскими буквами.

Интересный факт: В 1942 году, спасаясь от нацистов, Гюльбенкян перевез коллекцию в Лиссабон, где прожил последние 13 лет в отеле Aviz, продолжая пополнять собрание.

Наследие, которое вдохновляет

Музей Галуста Гюльбенкяна — это не просто собрание артефактов, а символ диалога между Востоком и Западом, нефтяными интересами и духовными поисками. Как писал Джон Уоркер: «Он превращал каждое дело в искусство» — будь то нефтяная сделка или покупка Рембрандта. Фонд продолжает эту миссию, доказывая, что богатство может служить красоте и милосердию.

Эстетика Эпох

Музеи
137 тыс интересуются