Найти в Дзене
Эстетика Эпох

Ювелирное искусство Древней Руси — Рождение и возрождение: От языческих оберегов до княжеских сокровищ

Оглавление

Ювелирное искусство России — это многовековая летопись мастерства, культурных влияний и духовных поисков. Его корни уходят в глубины языческой эпохи, когда первые украшения служили не только декором, но и связью с потусторонним миром, защитой от зла и воплощением веры. Проследим, как зарождалось это искусство, переживало взлеты и падения, и как его наследие продолжает вдохновлять современников.

Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова. Костюмированный бал 1903 года в Зимнем дворце — маскарад, во время которого вся знать Российской империи присутствовала в костюмах «допетровского времени».
Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова. Костюмированный бал 1903 года в Зимнем дворце — маскарад, во время которого вся знать Российской империи присутствовала в костюмах «допетровского времени».

Кокошник. II половина XVIII века. Узорный шёлк, крашенина, жемчуг речной, перламутровые плашки, цветные стекла, желтый и белый металл, фольга, золотный и х/б шнуры, низание.
Коллекция ГИМ
Кокошник. II половина XVIII века. Узорный шёлк, крашенина, жемчуг речной, перламутровые плашки, цветные стекла, желтый и белый металл, фольга, золотный и х/б шнуры, низание. Коллекция ГИМ

Костюмированный бал 1903 года в Зимнем дворце

Идея провести костюмированный бал родилась у императрицы Александры Фёдоровны перед новым 1903-м годом. Бал, приуроченный к 290-летию дома Романовых.

Самым зрелищным развлечением в старом московском стиле был костюмированный бал в феврале 1903 г. Николай рассматривал его не как обычный маскарад, но как первый шаг к восстановлению обрядов и костюмов московского двора. Придворные получили указание явиться на бал в одеждах XVII в.

«Очень красиво выглядела зала, наполненная древними русскими людьми»,— записал Николай в своём дневнике.
Впечатление получилось сказочное, — писал очевидец события, — от массы старинных национальных костюмов, богато украшенных редкими мехами, великолепными бриллиантами, жемчугами и самоцветными камнями, по большей части в старинных оправах. В этот день фамильные драгоценности появились в таком изобилии, которое превосходило всякие ожидания.

Костюмированный бал 1903 года в Зимнем дворце — маскарад, во время которого вся знать Российской империи присутствовала в костюмах «допетровского времени».
Костюмированный бал 1903 года в Зимнем дворце — маскарад, во время которого вся знать Российской империи присутствовала в костюмах «допетровского времени».

Истоки: Женские руки и магия металла

Еще в VIII веке, задолго до объединения русских земель, ювелирное дело было уделом женщин. Мастерицы изготавливали обереги — коловраты, стрелы Перуна, тройники — используя литье по воску. Они плели узоры из провощенных веревочек, заливали их расплавленным металлом, создавая символы, которые охраняли дома от болезней и духов. Эти изделия, простые по форме, но наполненные сакральным смыслом, стали первым шагом к расцвету ремесла.

Киевская Русь: Плавильный котел культур

X–XII века — золотой век древнерусского ювелирного искусства. Киевская Русь, объединившая скандинавов, византийцев, арабов и славян, превратилась в лабораторию творческих экспериментов. Мастера перенимали техники у соседей, но наполняли их собственной символикой.

Зернь

Тысячи микроскопических золотых шариков, создающих мерцающий узор.

-5

Скань

Кружева из скрученной проволоки, напоминающие морозные узоры.

Древнерусская скань филигрань
Древнерусская скань филигрань

Перегородчатая эмаль

Византийское наследие, требовавшее ювелирной точности: золотые перегородки заполнялись цветными эмалями, рождая яркие, почти вечные краски.

Перегородчатая эмаль
Перегородчатая эмаль

-8

Кольт (полая подвеска) в головном уборе русской женщины. Перегородчатая эмаль. Лицевая и оборотная стороны. Золото, эмаль. 12 век.
Кольт (полая подвеска) в головном уборе русской женщины. Перегородчатая эмаль. Лицевая и оборотная стороны. Золото, эмаль. 12 век.

Чернь

Черные или темно-серые изображения, нанесенные на металл (золото, серебро) путем гравировки и заполнения штрихов так называемым черным сплавом (серебро, медь, сера…).

-10

Горожанки Киева щеголяли височными кольцами, колтами (полыми подвесками с эмалью), витыми браслетами и лунницами — подвесками в форме месяца. Украшения становились маркером статуса: чем сложнее работа, тем выше положение в обществе.

Трагедия и возрождение: Тень Орды

Нашествие татаро-монголов в XIII веке едва не уничтожило многовековые традиции. Мастера были убиты или угнаны в рабство, секреты техник утеряны. Лишь к XIV веку искусство начало медленно возрождаться, впитывая элементы восточной культуры, но сохраняя древнерусскую идентичность.

Сокровища древнерусской шкатулки

Усерязи (височные кольца)

Вплетались в волосы или крепились к головным уборам. У каждого племени — свой дизайн: кривичи носили браслетообразные, вятичи — семилопастные.

Усерязи (височные кольца)
Усерязи (височные кольца)

Усерязи (височные кольца)
Усерязи (височные кольца)

Тверской клад 1906 года. Парные трёхбусинные височные кольца. Середина XII века. Русь. Серебро; штамповка, скань, зернь, монтировка, пайка
Тверской клад 1906 года. Парные трёхбусинные височные кольца. Середина XII века. Русь. Серебро; штамповка, скань, зернь, монтировка, пайка

-14

Колты

Древнерусское женское украшение XI-XIII вв., полая металлическая подвеска, прикреплявшаяся к головному убору и часто украшенная зернью, сканью, эмалью, чернью. Предположительно, во внутреннюю полость закладывался кусочек ткани, смоченный благовониями. Колты найдены в составе многих кладов на территории Древней Руси.

-15

-16

Колт; Киевская Русь; IX в.; Перегородчатая эмаль. Местонахождение: США. Вашингтон. Коллекция Dumbarton Oaks Материал: металл золото, эмаль
Колт; Киевская Русь; IX в.; Перегородчатая эмаль. Местонахождение: США. Вашингтон. Коллекция Dumbarton Oaks Материал: металл золото, эмаль

Гривны

Шейные украшения из меди, серебра или билона. Интересно, что женщины на Руси обожали зеленые бусы, и их мужьям приходилось нести значительные траты, ведь одна зеленая бусина оценивалась в 15-20 серебряных монет. И если стеклянными бусами украшали свои наряды женщины всех сословий, то металлические гривны могли позволить себе только дамы состоятельные. Самыми дорогими были билоновые гривны – их изготавливали из сплава меди и серебра, ну а самими «хитовыми» - медные или бронзовые, иногда покрытые серебром. Гривна – шейный ободок, иногда с широкой вставкой из цельной золотой или серебренной пластины, украшенной резьбой, распространенное со времен Киевской Руси. Часто не застегивалась, а зажималась на шее.

Шейная гривна. Предметы из Большого Кремлёвского клада, 1238 год (?), Музеи Московского Кремля
Шейная гривна. Предметы из Большого Кремлёвского клада, 1238 год (?), Музеи Московского Кремля

Бусы древней Руси
Бусы древней Руси

Перстни-печатки

Не только украшение, но и «подпись» владельца. Изображали животных, геометрические узоры, христианские символы.

Перстень-печатка, Русь, XII-XIII вв. Серебро. Ковка, гравировка, золочение, пайка.
Перстень-печатка, Русь, XII-XIII вв. Серебро. Ковка, гравировка, золочение, пайка.

Перстень, Волжская Булгария, начало XIII в. Золото; литье, резьба, вставка. Арабская надпись вязью по периметру щитка: «Слава, и успех, и власть, и счастье владельцу сего». Музеи Московского Кремля
Перстень, Волжская Булгария, начало XIII в. Золото; литье, резьба, вставка. Арабская надпись вязью по периметру щитка: «Слава, и успех, и власть, и счастье владельцу сего». Музеи Московского Кремля

Ожерелья

Нарядные воротники в древнерусской одежде из расшитого жемчугом или камнями атласа, бархата, парчи, пристёгивавшийся к кафтану, шубе и т. п. Воротник стоячий или отложной.

Слово ожерелье происходит от слова жерло, горло.

Среди останков женских одежд XII века были найдены и стоячие ожерелья из бересты и кожи, обтянутые шелковой или другой тканью и украшенные вышивкой или золотой нитью. Украшения эти с любовью передавались из поколения в поколение. Так среди сокровищ, которые отдал белоозерский князь Михаил Андреевич своим детям, значилось пристяжное ожерелье. Волоцкая княгиня Ульяна передала своим детям ожерелье, расшитое более чем тремя тысячами жемчужин.

К. В. Лебедев Воротник-козырь на картине «Боярская свадьба». 1883 год
К. В. Лебедев Воротник-козырь на картине «Боярская свадьба». 1883 год

Стоячий воротник был неотъемлемой частью традиционного русского зипуна. Этот высокий воротник, известный как «козырь», получил широкое распространение в XVII веке. Именно от его названия произошло выражение «ходить козырем».

Козырь шился из атласа и бархата и украшался вышивкой из серебра и золота. В царской одежде его называли «обнизью», так как он дополнялся жемчугом и иногда драгоценными камнями.

Царские бармы Ивана Грозного
Царские бармы Ивана Грозного

-25

Цепи

Атрибут знати. Золотые «враные цепи» из трехгранных звеньев упоминаются в летописях как символ богатства.

Алам

Загадочное нагрудное украшение, усыпанное жемчугом и камнями. Аламы носили оба пола. Упоминается в завещаниях князей, но его точный облик утерян.

Рязанские клады

Рязанские бармы. Оружейная палата Московского Кремля
Рязанские бармы. Оружейная палата Московского Кремля

Рязанские бармы. Оружейная палата Московского Кремля
Рязанские бармы. Оружейная палата Московского Кремля

Рязанские бармы. Оружейная палата Московского Кремля
Рязанские бармы. Оружейная палата Московского Кремля

-29

Большой Кремлёвский клад: сокровища, пережившие Батыя

Предметы из Большого Кремлёвского клада, 1238 год (?), Музеи Московского Кремля
Предметы из Большого Кремлёвского клада, 1238 год (?), Музеи Московского Кремля

Зимой 1238 года войска хана Батыя, словно стихийное бедствие, обрушились на Москву. Город, тогда ещё небольшое укреплённое поселение с деревянным кремлём, был стёрт с лица земли. Монголы разграбили всё, что смогли найти, оставив после себя пепелище. Однако летописи молчат о чём-то важном: самые ценные сокровища Москвы исчезли, словно растворившись во времени. Историки веками гадали — успели ли жители спрятать свои святыни перед нашествием? Ответ на этот вопрос был найден лишь спустя семь с половиной столетий.

Аграфы, украшение головного убора. Русь, XII в. Серебро; скань, зернь, выколотка, пайка. Музеи Московского Кремля
Аграфы, украшение головного убора. Русь, XII в. Серебро; скань, зернь, выколотка, пайка. Музеи Московского Кремля

Рясны, Русь, XII в. Серебро; позолота, выколотка, пайка, скань, зернь. Музеи Московского Кремля
Рясны, Русь, XII в. Серебро; позолота, выколотка, пайка, скань, зернь. Музеи Московского Кремля

17 мая 1988 года, во время земляных работ у подножия Спасской башни, военные строители совершили открытие, перевернувшее представления о древней Москве.

На пятиметровой глубине их лопаты наткнулись на сгнивший деревянный сундук. Внутри, словно застывшая во времени капсула, покоились более 300 ювелирных изделий XII — начала XIII веков. Это и был легендарный клад, укрытый от глаз захватчиков в роковую зиму 1238 года.

Артефакты из клада — не просто богатства, а свидетельство высочайшего мастерства древнерусских ремесленников. Серебряные украшения с позолотой, инкрустированные перламутром и жемчугом, поражают изяществом.

Особый восторг вызывают тончайшие гравировки, нанесённые даже там, где их не мог увидеть посторонний: внутри держателей для бусин на женских подвесках, на оборотной стороне пряжек. Эта «тайная красота» раскрывает философию эпохи: искусство создавалось не для показухи, а как диалог между мастером, владельцем и высшими силами.

Клад стал ключом к пониманию домонгольской Руси. Украшения демонстрируют синтез культур: византийские мотивы соседствуют с языческими символами, а техника зерни напоминает о связях с Волжской Булгарией.

Но главное — они опровергают миф о «тёмных веках». Даже накануне катастрофы москвичи сохраняли изысканный вкус и технологическую смелость. Эти предметы, словно привет из «другой России», напоминают: история не линейна, а культура способна возрождаться из пепла.

Сегодня Большой Кремлёвский клад — не просто музейные экспонаты. Это символ сопротивления, застывший в серебре и жемчуге. Спрятав сокровища, неизвестные герои XIII века сохранили для потомков не только богатства, но и надежду — что даже в час гибели можно заложить семя для будущего возрождения. И спустя 783 года их послание звучит ясно: подлинные ценности не исчезают, они лишь ждут своего часа.

Символы сквозь века

Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова. Костюмированный бал 1903 года в Зимнем дворце — маскарад, во время которого вся знать Российской империи присутствовала в костюмах «допетровского времени».
Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова. Костюмированный бал 1903 года в Зимнем дворце — маскарад, во время которого вся знать Российской империи присутствовала в костюмах «допетровского времени».

Ювелирные изделия Древней Руси — это диалог язычества и христианства. Серьги в виде солнца соседствовали с крестами, звериные мотивы скандинавского стиля — с византийскими орнаментами. Даже после крещения Руси в узорах сохранялись следы веры в Перуна и Макошь, словно металл хранил память о предках.

Ювелирное искусство Древней Руси — это не просто техника, а история сопротивления: войн, ассимиляции, утрат и возрождения. Каждая зернь, каждая перегородка эмали — след руки мастера, который верил, что красота может пережить века. Сегодня, глядя на древние колты или сканые браслеты, мы видим не только украшения, но и летопись народа, сумевшего сохранить свет своего искусства даже в самые темные времена.

Эстетика Эпох