Найти в Дзене
Эстетика Эпох

Жорж Фуке: мастер ар-нуво и революционер ювелирного искусства

Оглавление

Династия художников-ювелиров Фуке

Жорж Фуке (1862–1957) был выдающимся французским ювелиром, чье творчество стало символом эпохи ар-нуво. Он продолжил традиции отца, одного из самых успешных парижских ювелиров конца XIX века, но внес в них радикальные изменения, добавив свежие идеи.

Жорж Фуке (1862–1957)
Жорж Фуке (1862–1957)

Жорж Фуке родился в семье художников-ювелиров. Альфонс Фуке, отец Жоржа, создавал изделия в стиле неоклассицизма.

Брошь «Банты», 1819−1838. Альфонс Фуке. Золото, жемчуг барокко.
Брошь «Банты», 1819−1838. Альфонс Фуке. Золото, жемчуг барокко.

Жорж вступил в семейное дело в Париже в 1891 году. В 1895 году его отец Альфонс Фуке передал ему руководство фирмой. Жоржу было 34 года, и он с энтузиазмом взялся за работу, решив кардинально изменить стиль ювелирного дома, который раньше ориентировался на ренессансные вкусы.

От традиций к модерну: путь Жоржа Фуке

Жорж с юности увлекался новыми тенденциями. Возглавив семейную фирму, он отказался от классических канонов в пользу ар-нуво — стиля, провозглашавшего «назад к природе». Его целью стало создание украшений, где форма и художественный замысел преобладали над стоимостью материалов.

«Выживут те работы, где цена материалов меньше, чем их красота», — утверждал Фуке.

Он экспериментировал с полудрагоценными камнями (опалы, бирюза), эмалью, стеклом и перламутром, сочетая их с золотом. Это позволяло подчеркнуть плавные линии и природные мотивы — от цветов до мифических существ.

Украшение для корсажа, 1900 г. Жорж Фуке по эскизу Альфонса Мухи
Украшение для корсажа, 1900 г. Жорж Фуке по эскизу Альфонса Мухи

Сын Жоржа Фуке, Жан, уже работал в стиле ар-деко.

В 1984 году в Музее декоративного искусства Парижа прошла выставка трёх поколений ювелиров Фуке. Затем её представили в музее Ритберг в Цюрихе. Сын художника Жан Фуке (? — 1984), член Союза современных художников (l’Union des Artistes modernes), владел ювелирной мастерской в Париже на улице Серисоль.

Творческий тандем: Фуке и Альфонс Муха

Переломным моментом в творчестве Жоржа Фуке стало знакомство с Альфонсом Мухой (1860–1939) — чешским художником, чьи афиши для Сары Бернар покорили Париж. Их сотрудничество началось в 1898 году, когда актриса заказала у Фуке браслет-змею по эскизу Мухи для спектакля «Медея».

Браслет «Медея»

Браслет «Медея» (еще имеет название «Роза руки») стал символом их союза: золотая змея с эмалевой чешуей, рубинами и опалами обвивала запястье, соединяясь цепью с кольцом. Шарнирная конструкция позволяла актрисе свободно двигать рукой на сцене. Эта работа, сочетавшая театральность и ювелирное мастерство, положила начало серии совместных проектов.

Гребень «Бабочка»

— панцирь черепахи, опалы и аметисты, подчеркивающий любовь ар-нуво к насекомым.

Гребень «Бабочка», 1899 г. Жорж Фуке по эскизу Альфонса Мухи. Панцирь черепахи, инкрустация опалами в золоте, граненые аметисты и бриллианты. Музей Пти-Пале, Париж
Гребень «Бабочка», 1899 г. Жорж Фуке по эскизу Альфонса Мухи. Панцирь черепахи, инкрустация опалами в золоте, граненые аметисты и бриллианты. Музей Пти-Пале, Париж

Брошь «Крылатый дракон»

— украшение для корсажа из золота с эмалью и бриллиантами, где фантастический мотив переплетается с восточными влияниями.

На Всемирной выставке в Париже в 1900 году павильон Фуке оформленный в стиле ар-нуво, имел большой успех и получил золотую медаль. В экспозиции ярко проявилось сотрудничество Фуке с Альфонсом Мухой. Художники представили «весьма театральную линию ювелирных изделий», выделяющуюся необычным использованием и сложным сочетанием материалов: эмали, слоновой кости, перламутра и драгоценных камней. Эта коллекция, включавшая в себя ожерелья, диадемы и кольца, стала «знаковым представлением стиля ар-нуво».

Бpoшь, oк. 1900 г. Жорж Фуке по эскизу Альфонса Мухи. Золoтo, эмaль, перламутр, изумpуд, цветныe кaмни. Музeй Μeтрoполитен, Нью-Йoрк.
Бpoшь, oк. 1900 г. Жорж Фуке по эскизу Альфонса Мухи. Золoтo, эмaль, перламутр, изумpуд, цветныe кaмни. Музeй Μeтрoполитен, Нью-Йoрк.

Эскиз Альфонса Мухи для Фуке
Эскиз Альфонса Мухи для Фуке

Украшение для волос, 1900. Жорж Фуке, золото, рог, паста, эмаль, жемчуг и бриллианты
Украшение для волос, 1900. Жорж Фуке, золото, рог, паста, эмаль, жемчуг и бриллианты

Шпилька для волос в форме цветка лотоса, 1905 — 1906. Жорж Фуке по эскизу Альфонса Мухи. Кость, эмаль на блёстках в золоте, бриллианты, выпуклый жемчуг. Музей Пти-Пале, Париж
Шпилька для волос в форме цветка лотоса, 1905 — 1906. Жорж Фуке по эскизу Альфонса Мухи. Кость, эмаль на блёстках в золоте, бриллианты, выпуклый жемчуг. Музей Пти-Пале, Париж

Брошь с шершнем, 1901. Жорж Фуке по эскизу Альфонса Мухи. Золото, эмаль. Музей Виктории и Альберта, Лондон
Брошь с шершнем, 1901. Жорж Фуке по эскизу Альфонса Мухи. Золото, эмаль. Музей Виктории и Альберта, Лондон

Брошь. Жорж Фуке по эскизу Альфонса Мухи. Эмаль, жемчуг
Брошь. Жорж Фуке по эскизу Альфонса Мухи. Эмаль, жемчуг

Три краба, ок. 1900. Жорж Фуке по эскизу Альфонса Мухи. Полупрозрачная эмаль, бриллианты и французский жемчуг
Три краба, ок. 1900. Жорж Фуке по эскизу Альфонса Мухи. Полупрозрачная эмаль, бриллианты и французский жемчуг

Кольцо. Жорж Фуке по эскизу Альфонса Мухи
Кольцо. Жорж Фуке по эскизу Альфонса Мухи

-21

-22

Колье, около 1905 г. Жорж Фуке
Колье, около 1905 г. Жорж Фуке

На Всемирной выставке в Льеже 1905 года Жорж Фуке завоевал главный приз, что позволило ему стать командором Ордена Почётного легиона.

Сотрудничество с чешским художником Альфонсом Мухой (1860–1939), было особенно плодотворным. Благодаря нему появились шедевры, где природа, женственность и смелые эксперименты слились воедино.

Магазин как произведение искусства

В 1901 году Фуке открыл ювелирный магазин на улице Руаяль, фасады и интерьер которого разработал известный художник стиля ар-нуво Альфонс Муха. Это был не просто магазин, а «оправа для драгоценностей»: витражи с цветами, бронзовые павлины, фонтан с нимфой и мозаичные полы создавали атмосферу волшебства.

Ювелирный магазин Жоржа Фуке в Париже, 1901
Ювелирный магазин Жоржа Фуке в Париже, 1901

Эскиз интерьера ювелирного салона Жоржа Фуке. Альфонс Муха, 1900-е
Эскиз интерьера ювелирного салона Жоржа Фуке. Альфонс Муха, 1900-е

В 1923 году, когда ар-деко вытеснил ар-нуво, Фуке демонтировал интерьер, но некоторые его элементы сохранились. В 1989 году он был воссоздан в парижском музее Карнавале.

Наследие Фуке: между искусством и коммерцией

Фуке удалось совместить новаторство с коммерческим успехом. Он доказал, что ювелирное изделие может быть самостоятельным искусством, а не просто аксессуаром. Его работы, созданные с Мухой, стали эталоном ар-нуво, вдохновляя современных дизайнеров, таких как Frey Wille, выпустивших коллекцию по их мотивам.

Даже после смерти Мухи в 1939 году Фуке продолжал развивать идеи их сотрудничества, адаптируя их к новым стилям. Его наследие — это не только украшения, но и философия, где красота рождается из гармонии природы и человеческого гения.

Жорж Фуке — художник-фантазёр. Его работы часто сравнивают с произведениями Рене Лалика. Но в отличие от Лалика, творения Фуке, как и изделия Анри Вевера, характерны сочетанием флоральных (растительных), органических и геометрических форм.

Эстетика Эпох