Династия художников-ювелиров Фуке
Жорж Фуке (1862–1957) был выдающимся французским ювелиром, чье творчество стало символом эпохи ар-нуво. Он продолжил традиции отца, одного из самых успешных парижских ювелиров конца XIX века, но внес в них радикальные изменения, добавив свежие идеи.
Жорж Фуке родился в семье художников-ювелиров. Альфонс Фуке, отец Жоржа, создавал изделия в стиле неоклассицизма.
Жорж вступил в семейное дело в Париже в 1891 году. В 1895 году его отец Альфонс Фуке передал ему руководство фирмой. Жоржу было 34 года, и он с энтузиазмом взялся за работу, решив кардинально изменить стиль ювелирного дома, который раньше ориентировался на ренессансные вкусы.
От традиций к модерну: путь Жоржа Фуке
Жорж с юности увлекался новыми тенденциями. Возглавив семейную фирму, он отказался от классических канонов в пользу ар-нуво — стиля, провозглашавшего «назад к природе». Его целью стало создание украшений, где форма и художественный замысел преобладали над стоимостью материалов.
«Выживут те работы, где цена материалов меньше, чем их красота», — утверждал Фуке.
Он экспериментировал с полудрагоценными камнями (опалы, бирюза), эмалью, стеклом и перламутром, сочетая их с золотом. Это позволяло подчеркнуть плавные линии и природные мотивы — от цветов до мифических существ.
Сын Жоржа Фуке, Жан, уже работал в стиле ар-деко.
В 1984 году в Музее декоративного искусства Парижа прошла выставка трёх поколений ювелиров Фуке. Затем её представили в музее Ритберг в Цюрихе. Сын художника Жан Фуке (? — 1984), член Союза современных художников (l’Union des Artistes modernes), владел ювелирной мастерской в Париже на улице Серисоль.
Творческий тандем: Фуке и Альфонс Муха
Переломным моментом в творчестве Жоржа Фуке стало знакомство с Альфонсом Мухой (1860–1939) — чешским художником, чьи афиши для Сары Бернар покорили Париж. Их сотрудничество началось в 1898 году, когда актриса заказала у Фуке браслет-змею по эскизу Мухи для спектакля «Медея».
Браслет «Медея»
Браслет «Медея» (еще имеет название «Роза руки») стал символом их союза: золотая змея с эмалевой чешуей, рубинами и опалами обвивала запястье, соединяясь цепью с кольцом. Шарнирная конструкция позволяла актрисе свободно двигать рукой на сцене. Эта работа, сочетавшая театральность и ювелирное мастерство, положила начало серии совместных проектов.
Гребень «Бабочка»
— панцирь черепахи, опалы и аметисты, подчеркивающий любовь ар-нуво к насекомым.
Брошь «Крылатый дракон»
— украшение для корсажа из золота с эмалью и бриллиантами, где фантастический мотив переплетается с восточными влияниями.
На Всемирной выставке в Париже в 1900 году павильон Фуке оформленный в стиле ар-нуво, имел большой успех и получил золотую медаль. В экспозиции ярко проявилось сотрудничество Фуке с Альфонсом Мухой. Художники представили «весьма театральную линию ювелирных изделий», выделяющуюся необычным использованием и сложным сочетанием материалов: эмали, слоновой кости, перламутра и драгоценных камней. Эта коллекция, включавшая в себя ожерелья, диадемы и кольца, стала «знаковым представлением стиля ар-нуво».
На Всемирной выставке в Льеже 1905 года Жорж Фуке завоевал главный приз, что позволило ему стать командором Ордена Почётного легиона.
Сотрудничество с чешским художником Альфонсом Мухой (1860–1939), было особенно плодотворным. Благодаря нему появились шедевры, где природа, женственность и смелые эксперименты слились воедино.
Магазин как произведение искусства
В 1901 году Фуке открыл ювелирный магазин на улице Руаяль, фасады и интерьер которого разработал известный художник стиля ар-нуво Альфонс Муха. Это был не просто магазин, а «оправа для драгоценностей»: витражи с цветами, бронзовые павлины, фонтан с нимфой и мозаичные полы создавали атмосферу волшебства.
В 1923 году, когда ар-деко вытеснил ар-нуво, Фуке демонтировал интерьер, но некоторые его элементы сохранились. В 1989 году он был воссоздан в парижском музее Карнавале.
Наследие Фуке: между искусством и коммерцией
Фуке удалось совместить новаторство с коммерческим успехом. Он доказал, что ювелирное изделие может быть самостоятельным искусством, а не просто аксессуаром. Его работы, созданные с Мухой, стали эталоном ар-нуво, вдохновляя современных дизайнеров, таких как Frey Wille, выпустивших коллекцию по их мотивам.
Даже после смерти Мухи в 1939 году Фуке продолжал развивать идеи их сотрудничества, адаптируя их к новым стилям. Его наследие — это не только украшения, но и философия, где красота рождается из гармонии природы и человеческого гения.
Жорж Фуке — художник-фантазёр. Его работы часто сравнивают с произведениями Рене Лалика. Но в отличие от Лалика, творения Фуке, как и изделия Анри Вевера, характерны сочетанием флоральных (растительных), органических и геометрических форм.