Найти в Дзене

Ночной поезд класса люкс: Dreamstar

Яндекс картинки
Яндекс картинки

Яндекс картинки

В начале ХХ в. Лос-Анджелес и Сан-Франциско связывал ночной поезд люксового класса Lark («Жаворонок») компании Southern Pacific, в котором пассажирам предлагали обслуживание высокого уровня. Особенно его ценили деловые люди, путешествующие между двумя крупнейшими городами Западного побережья США.

В составе поезда были пульмановские спальные вагоны и вагон-ресторан с высокой кухней, где часто обсуждались деловые сделки. Поезд преодолевал порядка 760 км за 23 ч 30 мин. Растущая популярность воздушного транспорта привела к постепенному снижению объемов перевозок поезда Lark, последний рейс которого состоялся в апреле 1968 г. В настоящее время поезд Coast Starlight национального пассажирского оператора Amtrak курсирует по маршруту Лос-Анджелес — Окленд — Сиэтл — Ванкувер протяженностью 2216 км, на преодоление которых требуется около 35 ч. Несмотря на то что часть поездки приходится на ночное время и в поезде имеются купе со спальными местами класса люкс, Coast Starlight не занял нишу поезда Lark.

Спустя почти 60 лет калифорнийская компания Dreamstar Lines, образованная в 2016 г., стремится возобновить обращение ночных поездов между Лос-Анджелесом и Сан-Франциско, ориентируясь на требовательных пассажиров, которые ценят высокий сервис и безопасность. К 2023 г. компания опубликовала планы по созданию «поезда-отеля» в качестве альтернативы авиаперелетам. Идея Dreamstar Lines заключается в том, чтобы адаптировать концепцию ночных поездов к требованиям современной американской аудитории, используя опыт других стран, и сделать поездки на средние расстояния максимально комфортными.

Пассажирские поезда были основным видом транспорта США примерно до середины XX в. В наши дни основная часть пассажирских перевозок на короткие расстояния выполняется в автомобилях, при необходимости преодолеть марш-руты большей протяженности население обычно прибегает к услугам авиакомпаний. США отличаются одним из самых высоких показателей владения транспортными средствами на душу населения в мире: в 2016 г. на 1000 чел. приходилось 832 автомобиля. В 2022 г. более 91% домохозяйств имели по крайней мере одно транспортное средство. Большая часть транспортных расходов среднего домохозяйства (93%) идет на покупку, содержание и эксплуатацию автомобилей. По некоторым данным, в округе Лос- Анджелес число автомобилей чуть ли не вдвое превосходит численность населения. Все это приводит к постоянным заторам и авариям на автомагистралях: по статистике, в Калифорнии ежедневно происходит около 1500 дорожно- транспортных происшествий. Перегруженные автомагистрали также способствуют повышению привлекательности идеи ночного поезда нового поколения. Путешествие в таком поезде, во время которого пассажир сможет отдохнуть и выспаться, станет достойной альтернативой утомительным поездкам в обычных поездах, автобусах и личных автомобилях, а также авиаперелетам.

В 2019 г. рейс между Лос-Анджелесом и Сан-Франциско стал самым популярным среди авиапассажиров в США. Пандемия корона- вируса вызвала заметный спад, тем не менее в 2023 г. около 3,1 млн чел. летали по данному маршруту, что сделало его шестым по загруженности в США, а в 2024 г. он поднялся на пятое место (более 3,158 млн чет.). Полет занимает около 1,5 ч, а поездка автомобильным транспортом тем же сообщением-не менее 6,5 ч.

Популярность направления Лос-Анджелес-Сан-Франциско повышает потенциальный спрос пассажиров на услуги междугородного ночного поезда. Кроме того, по данным исследования, проведенного в 2023 г. маркетинговой компанией J.D. Power, уровень удовлетворенности пассажиров авиаперевозками в Северной Америке постепенно падает: он составил 791 балл из 1000- на семь пунктов ниже, чем в исследовании 2022 г. Пассажиры разочарованы высокими ценами на билеты, нехваткой персонала, тесными креслами и недостаточным пространством для ног. Полеты стали не роскошью, а необходимостью, при этом уровень комфорта снизился, чему способствуют аэропорты со ставшими нормой очередями на проверку безопасности и участившимися задержками рейсов.

В США на железнодорожный транспорт приходится около 2% всех поездок на расстояние более 80км, это существенно меньше, чем в других странах. Однако увеличение доли рельсового транспорта возможно. Так, поезда национального пассажирского оператора Amtrak с 1 октября 2023 г. по 30 сентября 2024 г. перевезли 32,8 млн чел., что на 15% превысило показатель за аналогичный период 2022/2023 г. и стало историческим максимумом для компании. Эта тенденция подтверждает востребованность в США услуг на железнодорожные перевозки.

По расчетам Dreamstar Lines, ночной поезд является коммерчески оправданным вариантом. Бизнес-путешественников он может привлечь более продуктивным использованием времени. Вероятно, многие туристы предпочтут экологичный вид транспорта благодаря общественному движению flight shame («летать стыдно»), выраженному в отказе граждан от авиаперелетов с целью сокращения выбросов углекислого газа. Кроме того, комфортный ночной поезд больше подходит для семейной поездки, особенно для пассажиров с детьми.

Начальное финансирование Dreamstar Lines использовала для разработки дизайн-проекта ночного поезда, сочетающего комфорт и элегантность, в настоящее время ведутся переговоры с другими потенциальными партнерами, чтобы обеспечить необходимый капитал для подготовки к вводу в эксплуатацию. В ноябре 2024 г. студия Designworks (г. Санта-Моника, Калифорния), входящая в состав автомобилестроительного концерна BMW и имеющая более чем 50-летний опыт работы, была выбрана для разработки концепции дизайна интерьера и экстерьера пассажирских вагонов, а также вагона- бара.

Яндекс картинки. Дизайн-проект вагона-бара в ночном поезде Dreamstar
Яндекс картинки. Дизайн-проект вагона-бара в ночном поезде Dreamstar

Dreamstar Lines планирует запустить ночной поезд с местами для 100 пассажиров между станцией Юнион-Стейшн в Лос-Анджелесе и центром Сан-Франциско. Поезд будет отправляться ежедневно с конечной станции в 22 ч 00 мин, прибывать в пункт назначения на следующий день в 8 ч 30мин. Промежуточные остановки предусмотрены в Сан-Хосе, Сан-Луис-Обиспо и Санта-Барбаре.

Компания Dreamstar Lines намерена задействовать подержанные двухэтажные вагоны, которые будут модернизированы. По данным компании, ночной поезд должен включать от четырех до восьми вагонов, а также вагон-бар с местами для отдыха. К услугам пассажиров - изысканная кухня с использованием свежих местных продуктов.

Предусмотрен свободный доступ к сети Wi-Fi. Вероятно, на первом этапе будет курсировать поезд меньшей составности, чтобы проверить спрос пассажиров на новую услугу. Планируется организовать четыре класса обслуживания. Standard можно сравнить с первым классом на международном авиарейсе: пассажиру предлагается спальное место и определенная степень приватности. Также предусмотрено три типа купе с собственными туалетом и душем: Suite (с двуспальной кроватью), Bedroom (с двумя спальными местами) и Family (для групп пассажиров численностью до 6 чел., включая двух детей).

Яндекс картинки
Яндекс картинки

Кроме того, рассматривается возможность включения в состав ночного поезда Dreamstar вагонов для перевозки автомобилей пассажиров по образцу поезда Auto Train оператора Amtrak, который курсирует между Вирджинией и Флоридой.

По информации местных СМИ, в том числе газеты Los Angeles Times, цена билета составит от 300 до 1000 долл. США в зависимости от выбранного класса обслуживания. По замыслу компании Dreamstar Lines, в случае успеха инициативы со временем возможно снижение цен на билеты.

Яндекс картинки
Яндекс картинки

Компания Dreamstar Lines назначила дату ввода в эксплуатацию ночных поездов на 2024 г., но затем перенесла ее на лето 2025 г., а позднее — на 2026 г. Однако, по данным ряда местных СМИ, пассажирские перевозки начнутся не ранее 2028 г. и могут быть приурочены к проведению летних Олимпийских игр в Лос-Анджелесе.

Dreamstar Lines подписала меморандум о взаимопонимании (MoU) с владельцем инфраструктуры — железной дорогой первого класса Union Pacific, по сети которой проходит большая часть маршрута между Лос‑Анджелесом и Сан‑Франциско. Ночные поезда оператора будут следовать по линии Coast вдоль побережья Тихого океана, соединяющей города Бербанк и Санта-Барбара с районом залива Сан-Франциско. Данный маршрут был определен Dreamstar Lines как предпочтительный, поскольку он менее загружен грузовыми поездами в ночное время.

По линии Coast курсируют междугородные и пригородные поезда операторов Amtrak, Metrolink и Caltrain. Для дальнейшего продвижения проекта Dreamstar Lines необходимо заключить соглашения с этими операторами, поскольку каждый из них контролирует какую‑то часть маршрута. Руководство компании рассчитывает, что ночные поезда смогут увеличить объем железнодорожных перевозок в сообщении Лос-Анджелес — Сан-Франциско, не отнимая пассажиров у конкурирующих компаний.

В долгосрочной перспективе компания Dreamstar Lines определила несколько перспективных маршрутов за пределами штата Калифорния. В ближайшее время она планирует провести масштабную маркетинговую кампанию, чтобы привлечь внимание общественности к новой услуге.

Яндекс картинки
Яндекс картинки

Поддержите канал.