Никто не знает ответа на вопрос, как мы стали теми, кто мы есть.
Мы располагаем бесчисленными гипотезами, множеством исследований и богатым клиническим опытом, но до сих пор не можем объяснить патогенез расстройства личности, ответить, почему у одного человека оно развивается, а у другого — нет.
Мы можем лишь утверждать, что это зависит от комбинации бессчетного множества переменных. Следует добавить, что эмпирические исследования, призванные углубить наши знания о нарциссическом расстройстве личности, в значительной степени основаны на данных самостоятельных опросников, т. е. опросников, заполняемых самим субъектом, и это накладывает значительные ограничения — особенно в случае с нарциссами, заведомо гиперчувствительными к осуждению со стороны других.
Прежде всего он связан с двумя переменными: темпераментом и воспитанием.
Начнем с того, что у ребенка, например агрессивного, вспыльчивого, склонного к фрустрации, расстройство личности разовьется с большей вероятностью. Но, помимо темперамента ребенка, важнейшее значение имеет то, кто его воспитывает: сочетание этих факторов повлияет на развитие личности в целом.
Темперамент относится к конституциональным компонентам личности и присущ ей с самого рождения и даже раньше — с внутриутробного развития. Имеется в виду взаимодействие между генами и окружающей средой и фенотипические вариации, которые вытекают из этого.
Давняя дискуссия о влиянии природы и культуры на развитие ребенка постепенно ослабевает благодаря признанию интерактивной роли обеих систем. Исследования, основанные на истории развития детей и клинических наблюдениях, указывают на то, что нарциссическое расстройство проявляется у людей, которые в раннем детском возрасте не получили ухода, соответствующего их потребностям.
Ребенок может начинять отождествлять себя с этим агрессивным родителем и отказывается от своего Я, чтобы сохранить любовь к родителю и определенный контроль над травмирующей ситуацией, компенсируя этот отказ грандиозными фантазиями.
Нарциссизм как защита — это патологии, которые представляют собой грандиозные компенсаторные или саморазрушительные самопрезентации, отягощенные ощущениями пустоты и бессмысленности. Независимо от формы, человек на протяжении всей жизни продолжает искать ответ на свои нарциссические потребности.
Травматический опыт (в том числе эмоциональное насилие) может нанести серьезный ущерб развитию самооценки. Это приводит к нарциссическим симптомам, характеризующимся стыдом, гневом и желанием отомстить, затрудняя доверительные отношения с другими людьми. Работы по изучению младенцев и когнитивной психологии указывают на проблемы: с безопасностью привязанности, с наблюдением за собой и рефлексией, развитием ментализации (представления своего и чужого сознания).
Расстройство может рассматриваться как конфликт между мотивационными системами: системой доминирования–подчинения и кооперативно-паритетной системой (эмоциональная сонастройка, обмен опытом и целями).
Исследования подтверждают наследственный характер расстройства. У нарциссических пациентов: понижена физиологическая реакция на негативные стимулы, снижена способность подавлять дисфункциональное поведение.
Прочитать полностью можно в книге «Мы все нарциссы? Феномен нарциссизма от мифологии до патологии» (18+) из серии «Психология и нейронаука. Лед», где Витторио Линджарди исследует многообразие нарциссизма — от мифов и искусства до классической и современной психоаналитики: