Многие россияне помнят необычайно редкий по сегодняшним меркам микроавтобус по кадрам из комедии Гайдая «Кавказская пленница». В конце фильма машина мелькнула буквально в течение десятка секунд, но этого хватило, чтобы редакции популярных автомобильных журналов и телепрограмм буквально завалили письмами.
Микроавтобус «Старт» оказался удивительно красивым и гармоничным по дизайну
Недаром машина оказалась незнакомой большинству советских граждан, на всю страну выпустили буквально несколько сотен экспериментальных авто. Причем производство «Старта» было налажено практически руками энтузиастов.
В столице «химиков» только запустили производство эпоксидной смолы и стеклоткани, как говорят – «странно было бы не попробовать» построить красивый советский микроавтобус.
История машины началась в 1961 г.
Инициатором постройки Старта стал коллектив единомышленников во главе с А. С. Антоновым, это главный вдохновитель и один из руководителей САРБ. К процессу проектирования и строительства машин подключились художник-конструктор Ю. И. Андрос, инженер-конструктор Г.В. Дьяченко и даже главный инженер Луганского автотреста А.Г. Иванов.
Позже к процессу подключились энтузиасты из НАМИ и даже студенты автодорожного института. Помогал даже райком партии, что было очень необычно по тем временам.
На САРБ был создан отдел проектирования и постройки нового микроавтобуса, и работа закипела. Основной замысел был в том, чтобы выклеить корпус микроавтобуса из эпоксидной смолы и стеклоткани на контрформе, в виде одного цельного узла.
Сначала сделали гипсовую форму будущей машины, затем отлили контрформу и уже внутри шаблона выклеивали кузов целиком. Процесс крайне трудоемкий и вредный, но эффективный.
А еще требовалось очень точно заложить в стеклопластик на этапе выклейки закладные элементы из стали
Чтобы потом можно было закрепить все базовые агрегаты. Специалисты из НАМИ и ХАДИ помогли с «привязкой» ходовой части и двигателя от «Волги» ГАЗ-21. Пришлось заделывать в пластик стальную раму, к которой и крепился двигатель с трансмиссией.
Естественно, делали сразу несколько машин, но количество бусов был ограничено имеющимися в наличии комплектами моторов, мостов и остальных агрегатов от ГАЗ-21. Особого блеска в оформлении салона не было, все довольно просто и практично.
А вот внешность постарались сделать эффектной. Много чего было посмотрено у американских лимузинов и суперкаров того времени, и расчет на футуристический облик сработал.
Стараниями хозяйственного и партийного руководства, как минимум один новенький «Старт» попал на выставку ВДНХ в Москве в 1963 г. Как раз в тот момент, когда мероприятие посещал сам Хрущев, в то время первое лицо в СССР.
Удивительно, но «Старт» понравился Хрущеву, который был абсолютно равнодушен к автомобилям. Говорят, помог председатель Совмина СССР, руководителей даже покатали на микроавтобусе на глазах у многочисленной публики, журналистов и фотокорреспондентов. О микроавтобусе какое-то время начали писать статьи и снимать передачи. Потом тема постепенно сошла на нет.
В итоге полукустарное производство получило небольшую финансовую и материальную поддержку
Из запасников Горьковского автозавода поступили 50 комплектов двигателей и трансмиссий для сборки тестовой партии микроавтобусов. Два из них были отправлены в НАМИ на проведение контроля и цикловых испытаний. Основная партия «Стартов» разошлась по автохозяйствам для подконтрольной эксплуатации.
Отзывы о «Старте» были разными, но большинство водителей хвалили машину, считали ее более удачной, чем рижский РАФ, с которым у микроавтобуса явно намечалась конкуренция.
Интересно, что «Старты» так и остались невостребованными в столице. Машины растворились на необъятных просторах СССР. Какое-то количество «Стартов» работало маршрутными такси, преимущественно в курортных зонах. Так что сцена из «Кавказской пленницы» вполне могла быть взята из жизни маршрутного такси.
В общем, очень красивый и достаточно практичный «Старт» так и не пошел в серию
Причин для этого было немало. Основная проблема – это высокая себестоимость производства кузова, цена на «Старт» была, как минимум, вдвое больше того же РАФ. А еще были проблемы с поставками двигателей и трансмиссий от ГАЗ-21. Их просто не хватало. В то время это был базовый комплект для нескольких микроавтобусов, собираемых в Горьком, Риге и Ереване.
Кстати, по условиям безопасности стеклопластикового кузова «Старт» легко бы взял минимум 4 звезды на современных тестах. В 70-е годы даже была программа постройки безопасных микроавтобусов для перевозки иностранных делегаций. Но потом от программы отказались из-за дефицита материалов.
Также рекомендую к прочтению:
Рекомендую также подписаться на Мой Телеграм-канал, где я рассказываю о том, как сэкономить на обслуживании авто, и какие новости происходят в автомире! Уверен, что найдете для себя что-то полезное!
С уважением, Владимир Воробьёв