Найти в Дзене
Историк-любитель

Броня России. Средний пушечный бронеавтомобиль БА-3, 1933

Оглавление

Советский бронеавтомобиль БА‑3, разработанный в 1934 году, стал важной вехой в развитии отечественной бронетанковой техники. Построенный на базе модели БА‑И, он получил полноценную башню с 45‑мм пушкой и двумя пулемётами, сочетая манёвренность колёсного шасси Ford‑Timken с огневой мощью лёгкого танка. БА‑3 вошёл в историю как один из не самых плохих представителей семейства средних бронеавтомобилей Ижорского завода. Несмотря на относительно небольшой выпуск, эта машина сыграла свою роль в подготовке Красной армии к применению бронетехники нового поколения. Дальнейшие разделы статьи подробно раскроют конструктивные особенности и боевое применение БА‑3, что позволит читателю глубже понять этапы эволюции советских бронеавтомобилей 1930‑х годов.

Бронеавтомобиль БА-3 собственной персоной. Фотография в свободном доступе.
Бронеавтомобиль БА-3 собственной персоной. Фотография в свободном доступе.

История создания

Бронеавтомобиль БА-3 появился в середине 1930-х годов как одна из вершин развития советских средних бронемашин межвоенного периода. Разработка велась на Ижорском заводе в Ленинграде: в 1934 году конструкторское бюро этого завода создало модернизированную версию бронеавтомобиля БА‑И под обозначением БА-3. При этом использовалась та же трёхосная платформа Ford‑Timken AA (с колесной формулой 6×4), на которой позднее базировался грузовик ГАЗ-ААА.

Ford-Timken, ставший прообразом для ГАЗ-ААА. Фотография в свободном доступе.
Ford-Timken, ставший прообразом для ГАЗ-ААА. Фотография в свободном доступе.

Корпус БА-3 остался сварным, изготовленным из катанных бронелистов толщиной до 8–9 мм, и лишь незначительно изменился по сравнению с БА‑I, тогда как главным новшеством стала новая башня с более мощным вооружением. Первый опытный образец был построен в 1933 году и уже 1 мая появился на параде ленинградского гарнизона. Серийный выпуск БА-3 осуществлялся с 1933 по 1936 год, при этом на Ижорском заводе и заводе ДРО во Всеволожске было собрано около 191 таких машин (плюс ещё 26 переделано из БА‑I). Объём производства сделал БА-3 одной из самых массовых пушечных бронемашин СССР конца 1930-х.

Описание конструкции

Конструкция бронеавтомобиля соответствовала классической компоновке: спереди располагались моторное отделение и башня, в корме – отделение для экипажа. В башне устанавливалась штатная танковая 45-мм пушка образца 1932 г. 20-К с длиной ствола 46 калибров и боекомплектом 60 выстрелов, позаимствованная у лёгкого танка Т-26. С пушкой в "спарке" был один 7,62-мм пулемёт ДТ, ещё один такой же пулемёт размещался в лобовом листе корпуса. Прицелы башенного орудия – перископические телескопические ТОП и оптические (ПТ‑1). Броня корпуса имела толщину 8 мм спереди и по бортам, столько же – на лобовых листах и башне, что обеспечивало защиту лишь от пуль и осколков, но делало машину относительно лёгкой. Экипаж БА-3 состоял из трёх человек (командира, механика-водителя и наводчика-заряжающего).

Бронеавтомобиль БА-3М, модернизированная версия. Фотография в свободном доступе.
Бронеавтомобиль БА-3М, модернизированная версия. Фотография в свободном доступе.

Бронеавтомобиль получал четырёхцилиндровый двигатель ГАЗ-АА (копия американского Ford) мощностью 40 л. с., с карбюраторным впрыском и жидкостным охлаждением. При боевой массе порядка 5,8–6 т он мог развивать по шоссе скорость до 50–57 км/ч и имел запас хода около 240 км (на шоссе). Шасси было трёхосным: три пары колёс (6×4), передние из которых были поворотными, а ведущими – две задние оси. Для повышения проходимости по бездорожью бронемашина оснащалась инновационными средствами: по бокам корпуса устанавливались запасные колёса на поворотных втулках, а на ведущие задние колёса надевались специальные «вездеходные» цепные гусеничные ленты (позднее называемые траками «оверолл»). Такая система впервые применялась в советском бронетанковом строительстве: при надевании траков БА-3 превращался в полугусеничную машину, лучше преодолевшую грязь, снег и слабое грунтовое покрытие. На ровной дороге броневик демонстрировал хорошую скорость (около 45–50 км/ч), однако его масса была довольно велика, и на неудовлетворительном покрытии машина часто увязала.

Боевое применение

Боевое применение БА-3 началось до Великой Отечественной войны, в 1930-х годах. В Красной армии эти бронеавтомобили поступали на вооружение разведывательных подразделений танковых, кавалерийских и стрелковых соединений. Они успели побывать во многих крупных конфликтах той поры: так, три БА-3 в 1936 году направили в Испанию на помощь республиканцам, где их применяли совместно с БА-6 и лёгкими танками в битвах при Мадриде. Защищённое огневое вооружение позволяло БА-3 успешно бороться с лёгкими танками и бронетранспортёрами противника. Также бронеавтомобили БА-3 сражались на границах СССР: в 1938 году они участвовали в боях у озера Хасан, а в 1939 году – на реке Халхин-Гол против японских войск. Помимо этого, БА-3 задействовались в польском походе Красной армии в сентябре 1939 года, а затем – в Зимней войне 1939–1940 гг.. Всего в этих конфликтах РККА потеряла 10 машин БА-3 (8 уничтожено на Халхин-Голе и 2 – на Карельском перешейке).

Наряду с боевым применением внутри страны, советские БА-3 поставлялись и иностранным армиям. В 1936 году двадцать машин отправили в Монголию (служили в Монгольской народно-революционной армии); три из них безвозвратно потеряны в боях 1939 года, ещё две позднее вернулись в СССР. Также в 1934–1935 годах Турция закупила 43 бронеавтомобиля БА-3.

К началу Великой Отечественной войны многие БА-3 всё ещё находились на вооружении: на 1 июня 1941 года, по данным сводной таблицы РККА, числилось около 143 машин разных серий. Однако после начала войны большая их часть была утрачена в первые месяцы боёв. Тем не менее отдельные бронеавтомобили выжили до конца войны. Так, 14 апреля 1945 года в 97-й роте охраны штаба 19-й армии ещё служили три БА-3М (усовершенствованная версия на шасси ГАЗ-ААА) и три бронемашины БА-10. После победы устаревшие советские бронеавтомобили сняли с вооружения и утили-зировали – БА-3 окончательно исчезли из состава войск в послевоенное время.

БА-3М из экспозиции Кубинки на ходу. Фотография в свободном доступе.
БА-3М из экспозиции Кубинки на ходу. Фотография в свободном доступе.

С точки зрения тактико-технических качеств у бронеавтомобиля БА-3 были свои плюсы и минусы. К достоинствам можно отнести относительно мощное для тогдашнего броневика вооружение – 45-мм пушка по огневой мощи не уступала лёгким танкам, а наличие двух пулемётов повышало эффективность против пехоты и небронированной техники. Цельносварной корпус из бронелистов обеспечивал равномерную защиту по периметру, а съёмные гусеничные траки и запасные колёса расширяли область эксплуатации машины вне шоссейных дорог. Однако общая масса около 6 тонн и несоответствующая ей мощность двигателя (40 л. с.) снижали проходимость: как отмечалось в прессе, броневик БА-3 при полном снаряжении часто «застревал» на бездорожье. Ограниченность полноприводности (только две задние оси ведущие) и тонкая броня (всего 6–8 мм) серьёзно снижали живучесть в бою: бронекорпус защищал лишь от стрелкового оружия и осколков. Надёжность агрегатов также оставляла желать лучшего – часто отмечались перегрев двигателя и поломки трансмиссии при усиленной нагрузке.

Опыт эксплуатации БА-3 был учтён конструкторами в последующих бронемашинах. На базе БА-3 в 1935 году создали средний бронеавтомобиль БА-6, который сохранил башню и вооружение предшественника, но получил более обтекаемый, тщательно оптимизированный корпус из 9 мм листов и радиоаппаратуру. Масса БА-6 сразу снизилась на почти тонну, повысилась скорость и надёжность. В 1938 году вступил в строй бронеавтомобиль БА-10, построенный на укороченном шасси ГАЗ-ААА с усиленной рамой. На БА-10 применили более толстую броню (вплоть до 15 мм), два бензобака, современные гидравлические амортизаторы и экранированную электрику. За счёт оптимизации конструкции масса БА-10 составила примерно 5,14 т, а максимальная скорость по шоссе поднялась до 52–53 км/ч. В целом последующие машины серии БА (особенно БА-10) унаследовали от БА-3 его основные боевые качества при учёте выявленных слабых мест.

Заключение

БА-3 являлся заметным этапом в развитии советской колесной бронетехники 1930-х годов. Эта машина стала самым тяжёлым и мощно вооружённым бронеавтомобилем своего времени в РККА, способным вести огонь пушкой калибра 45 мм и двумя пулемётами. В ряде случаев БА-3 превосходил по манёвренности танки на шоссе, но имел ограниченную проходимость по бездорожью и очень тонкую броню. Большинство БА-3 были потеряны к началу Великой Отечественной войны, и к концу 1940-х годов эта модель окончательно ушла с поля боя. Тем не менее опыт её создания и боевого применения лёг в основу следующих бронеавтомобилей (БА-6, БА-10 и др.), а фактически первая массовая серия пушечных бронеавтомобилей Ижорского завода стала весомым вкладом в укрепление разведывательных частей Красной Армии в довоенный период.

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!

Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.