Зачастую в банкротстве оспариваются те или иные сделки, которые совершал должник незадолго до банкротства. Иногда должники выводят имущество специально, чтобы сохранить его, а иногда оспариваются абсолютно реальные сделки, но у конкурсного управляющего нет по ним никаких документов и он их считает нереальными — то есть что эти сделки были нужны для вывода денег, а на самом деле никакой деятельности там не было.
В таком случае ответчику по иску об оспаривании сделки нужно доказать ее реальность — то есть что услуга/работа была выполнена, а товар поставлен. Чтобы доказать реальность сделки, нужно доказать, что… сделка реальна. Если вы читаете статьи в моём канале, вы можете помнить, что это значит:
- должник после сделки что-то получил равноценное (например деньги за то имущество, которое он продал, или товар, за который он уплатил).
Но есть ещё один пункт, который я обычно не прописываю в силу его очевидности — надо ещё, чтобы предмет сделки существовал. И вот с этим иногда возникают сложности.
Подписывайтесь на мой канал в Телеграме, там я публикую информацию, которой нет и не будет в Дзене.
Если вы покупаете товары или что-то овеществленное, проблем, как правило, нет
Потому что доказать существование чего-то, что можно потрогать, довольно просто.
Например, компания закупает товары для работы. Если впоследствии она уйдёт в банкротство, и конкурсный управляющий выйдет с иском об оспаривании поставки товаров, то поставщик сможет «отбиться», потому что у него сохранятся (если у него принято хранить важные документы, как и полагается):
- договоры;
- товарно-транспортные накладные;
- путевые листы;
- УПД.
Да и директор банкрота, скорее всего, передаст конкурсному документацию, опосредующую приёмку и использование товаров:
- складские документы;
- материалы, подтверждающие, что товары были использованы для собственных нужд или пущены в производство.
В общем, документальный след останется.
То же самое с недвижимостью. Если вы купили квартиру, конкурсному управляющему вряд ли придет в голову заявлять, что её не существует — адрес-то есть. Можно приехать и проверить.
А вот с услугами и работами сложнее.
Многие услуги и работы не осуществляются
Таких услуг и работ полно.
- Консультации (юридические, маркетинговые, IT). И ладно ещё, если, например, юрист ходил в суд, там хотя бы в судебных актах он указан как представитель. А если это были чисто консультации и разработка стратегии?
- Обучение сотрудников, коучинг, вебинары;
- Услуги разработки ПО (например, если в моменту оспаривания сделки компании уже забросила разработанное приложение и оно не работает);
Кстати, у меня есть практика, где удалось отстоять платежи в адрес компании, разрабатывающей ПО, с помощью свидетельства о государственной регистрации программы для ЭВМ. Там были указаны название программы, язык, на котором она написана, объём в мегабайтах, а также назначение. Но далеко не каждая созданная программа регистрируется.
- Субподряд в строительстве (если на объекте работает несколько подрядных организаций или бригад, часто трудно выделить результат работы конкретной организации).
Как доказывать реальность работ и услуг?
Заранее, уважаемые читатели. Потому что если вы не будете подкреплять реальность работ по ходу её выполнения, то потом будет сложно доказать, что вы вообще что-то делали. Что я имею в виду?
Составляйте акты оказанных услуг, и подробно пишите там, что вы сделали. Не абстрактное «оказание технической поддержки» или «составление маркетинговой стратегии», а конкретно.
Сохраняйте «промежуточные» результаты работы. Например, если вы делаете логотип или брендбук, то храните эскизы. Если ваша компания предоставляла временных работников, то потребуйте от заказчика документы, которые опосредуют их работу у него.
Сохраняйте деловую переписку. Причём чаты в телеграме — это по надежности так себе вариант, потому что их можно удалить по желанию администратора чата. Важные договорённости и промежуточные итоги прописывайте в электронной почте. Там ваш контрагент письма удалить не сможет.
Без всего вышеизложенного зачастую бывает трудно доказать наличие оказанных услуг, так как в судебной и правоохранительной системах услуги воспринимаются как способ вывести имущество или деньги, ведь так обычно и поступают, когда такая цель есть.
_____________________
Я помогаю собственникам сохранять активы, оспариваю и защищаю сделки с должниками, веду банкротные процедуры на стороне должника и кредиторов. Если у вас юридические сложности с чем-либо из этого, пишите или звоните. Я разберусь в ситуации, и мы решим, что делать дальше.
Все мои соцсети и контакты: https://tapy.me/evgeniy_advokat
_____________________
Достаточно ли я компетентен, чтобы решить вашу проблему? Судите сами по моей практике:
Мне удалось защитить 3 760 000 рублей дивидендов, выплаченных банкротом
Спас для клиента квартиру при долгах в 150 000 000 рублей
Доказал в суде реальность сделки, благодаря чему пенсионерка сохранила купленную квартиру
Не допустил, чтобы налоговая взыскала дом и земельный участок при больших долгах
Помог обанкротиться человеку с долгами на 241 000 000 рублей
«Отмазал» женщину от кредита на 500 000 рублей без банкротства
Моя практика: спас 1 000 000 рублей, выплаченный должником после начала процедуры банкротства
Защитил клиента от субсидиарки на 20 000 000 рублей
Как конкурсный управляющий хотел взыскать с простого бухгалтера 2 400 000 руб
Вытянул почти безнадёжную сделку, при том, что другой юрист уже проиграл аналогичный спор
Бухгалтер принимала деньги на карту и чуть не «попала» на 17 000 000 рублей
Юристы-обманщики заманили женщину в банкротство, а я списал её долг 600 000 руб одним простым документом без банкротства