Найти в Дзене
Стакан молока

Смысл жизни

Записки хозяйки Дома для людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, - «Ремесло добра» // Фото автора
Записки хозяйки Дома для людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, - «Ремесло добра» // Фото автора

Торговцы мы никакие. Это точно. Ни сбить цену, когда покупаем, ни поднять, когда продаем, не получается. Но жить-то на что-то надо? Спасибо тем людям, что помогают. Нет-нет, да и капнет на мою карточку сто-двести, а то и пятьсот рублей. Случается, и больше, но это реже. Всех душевно благодарим и всем желаем крепкого здоровья. Простите, что поименно не называем. Помним всех.

А недавно забавно произошло. После того, как заметка моя была напечатана в Стакане молока, очень многие хорошие люди откликнулись.

Звонит женщина из далёкого города. Говорит, что хочет помочь. Может быть, ткани посылкой вышлет, а может быть, перевод отправит. Думает пока. Начинаю ее благодарить. Она останавливает:

– Да пока не за что. Ещё же ничего не сделала!

– Э, – говорю. – нет. Текст прочитала и задумалась. Это раз. Набрала номер телефона – это два. Позвонила, чтобы поинтересоваться, – три. Наконец, готова поделиться тем, чем может, – четыре. Ну, не получится нам – не беда. Кошелек свой она ещё не открыла, но это неважно. Гораздо дороже готовность открыть душу...

На днях мы построили сарай. Точнее, даже не мы, а нам. Наняли фирму, приехали молодые ребята со всеми своими заготовками и за полдня поставили нехитрое сооружение, без которого нам было трудновато. Сами мы это сделать не могли из-за полной коллективной инвалидизации. Есть, правда, в нашей компании человек трудоспособный, но одному точно не справиться. Да и умение нужно, чтобы не тяп-ляп. Отдали мы за это сооружение 94 тыс. рублей. Считается, что недорого. А мы долго высчитывали и выкраивали. И все, что накопили за несколько месяцев, бухнули в стройку. Не жалеем. Потому что будет место для хранения вещей. Нашего дома площадью около ста метров на все не хватает. Общая кухня нужна? А мастерская? А туалет с ванной? И много ли остаётся пространства на собственно жизнь? Да ещё дом поделен на две: мужская и женская – половины...

Короче говоря, на жизнь нам надо зарабатывать. И если с яйцами и козьим молоком проще – есть друзья, которые постоянно покупают по невысоким в сравнении с магазинными ценам, то с продукцией швейного производства сложнее.

Трусы в горошек и в цветочек продавать не можем, поэтому просто отдаем для распределения среди бездомных. Нам за это дают кое-какие продукты. На СВО, понятное дело, отправляем с одной надеждой: чтобы быстрее все это закончилось, и чтобы у тех, кто в окопах, хоть неделю было чистое белье. Тут не до денег.

Но из обрезков от трусов (не выбрасывать же!) наш главный мастер Михаил, которого уже нарекла министром швейной промышленности, создаёт разные замечательные изделия. Это прихватки, плотные салфетки, которые по-новомодному называются ланчматами (перевожу так: ланч – это второй завтрак, а мат – ну, это то, что на физкультуре используется, то есть, матрасик, чтоб падать не больно было. В нашем случае – стакану или чашке, например). А ещё Михаил шьёт лоскутные одеяла. Или покрывала. Это кому что больше нравится.

Выдаю свою тайну. Как-то, ещё давно, задумала сшить лоскутное детское одеяло. На большое – понимала – ни времени, ни усидчивости не хватит. Клочков ткани нарезала целую кучу, нашла байку внутрь, придумала расположение лоскутков... Вот уж и дети выросли, и внуки вышли из ясельного возраста. А одеялка так и не получилось. Все что-то мешает. Главное: страх перед объемом работы.

У нашего Михаила никакого страха нет. Торопиться и бежать некуда. Ни семьи, ни работы, ни дома, ни денег. Никаких вредных привычек, потому что все преодолено, и здоровье не позволяет. За машинкой, создавая свои шедевры «из ничего», он готов сидеть сутками. Приходится силой гнать на улицу.

А он оттуда спешит скорее на рабочее место. Помните, как у классика: «...и жить торопится, и чувствовать спешит»? Михаил строк Вяземского не знает. И вообще с образованием как-то не получилось. Но живёт взахлёб, как бы изо всех сил стараясь сделать больше, больше, больше. Смысл жизни у него – именно в работе. Пошли с ним недавно к врачу. А он через десяток шагов останавливается. Сердце не выдерживает, – говорит. У него, кроме этого, штуки три серьёзных болезни. Может быть, потому он так торопится? Чтобы в каждом лоскутке осталась его частица? Братьев-сестер и детей нет. Значит, и уйдешь когда-то с этого света, не оставив следа? Так пусть хоть в красивых вещах останется тепло его рук, мир, увиденный его глазами.

Сейчас мне кажется, что он – как писатель, которому важно, чтобы его сюжеты, его мысли остались и после окончания жизненного пути. Вон, смотрю на синее собрание сочинений Чехова... Ему и пятидесяти не было, а сколько сделано! Торопился. Его нет. Но он жив.

У каждого свое. У одного – перо и лист бумаги, у другого – разросшийся сад с выведенными сортами растений, у третьего – прекрасные дети. У нашего Михаила – шитье.

Утром, когда ещё все спят, он пробирается в мастерскую и садится за работу. Машинка стрекочет до самого позднего вечера. Он складывает стопкой изделия и скромно роняет:

– Трусы можно забирать. Тридцать штук сегодня сшил. И ещё сумочки...

Начинаю говорить, что увезу в Москву, часть отдадим безвозмездно, а кое-что продадим. И у него тоже будут деньги... А он лишь краешком губ улыбнется:

– Одет, обут. Сыт. Лечусь. Зачем мне деньги? Если кто-то купит, пусть пойдут на общее дело. Вон сколько расходов у нас! И ремонт надо делать, стройматериалы покупать. Не-е, мне ничего не надо. Надо, чтобы всем хорошо было.

Мне хочется плакать. И обнять его. Как сына. Сдерживаюсь. И строгим голосом спрашиваю, пил ли сегодня козье молоко и принимал ли лекарства.

Успокаивает. Говорит, что все выполняет.

***

Если хотите, чтобы в вашем доме были совершенно уникальные лоскутные одеяла – можно даже по вашему заказу – то звоните 8-916-566-78-65.

А можете просто купить. Хоть покрывала, хоть салфетки, хоть прихватки...

Вы поможете не только нам, приюту «Ремесло добра», но и конкретному человеку.

Каждый из нас жив только тогда, когда он нужен людям.

А на фото (вверху и ниже)Михаил и его изделия. Ну, ведь красиво же? И это ещё не всё...

Фото автора
Фото автора
Михаил
Михаил
Фото автора
Фото автора

Tags: Эссе Project: Moloko Author: Федяева Татьяна

Ещё одна история о жизни в коммуне «Ремесло добра» здесь

Контакты коммуны «Ремесло добра»: +7 (916) 566-78-65 info@remeslodobra.ru

Книга «Мёд жизни» здесь и здесь