Найти в Дзене
Любопытный дилетант

Почему крокодилы не стали китами

Как только позвоночные первый и единственный раз выбрались на сушу и стали амниотами, то есть полностью утратили зависимость от воды как среды обитания, они тут же принялись… пытаться вернуться обратно в море. Первый раз это удалось рептилиям, причём сразу четырём группам, второй — млекопитающим. Причём результаты оба раза даже отдалённо не напоминали их предков и родственников — мозазавры совершенно не напоминали внешне ни ящериц, ни мало отличающуюся от них гаттерию. Родство же между китообразными и парнокопытными и вовсе выяснилось только в XXI веке в результате генетических исследований. Третья же крупная группа наземных позвоночных — архозавры, к которым относятся динозавры, в том числе современные — птицы, крокодилы, птерозавры и не достигшие больших успехов лагерпетиды, ничего подобного не породили. Что, впрочем, не означает, что они не пытались. Попытку предприняли, как и следовало ожидать, и поныне ведущие полуводный образ жизни крокодилы. Точнее, одна из групп крокодиломорф

Как только позвоночные первый и единственный раз выбрались на сушу и стали амниотами, то есть полностью утратили зависимость от воды как среды обитания, они тут же принялись… пытаться вернуться обратно в море. Первый раз это удалось рептилиям, причём сразу четырём группам, второй — млекопитающим. Причём результаты оба раза даже отдалённо не напоминали их предков и родственников — мозазавры совершенно не напоминали внешне ни ящериц, ни мало отличающуюся от них гаттерию. Родство же между китообразными и парнокопытными и вовсе выяснилось только в XXI веке в результате генетических исследований.

У длинноносых телеозаврид даже остались лапки.
У длинноносых телеозаврид даже остались лапки.

Третья же крупная группа наземных позвоночных — архозавры, к которым относятся динозавры, в том числе современныептицы, крокодилы, птерозавры и не достигшие больших успехов лагерпетиды, ничего подобного не породили. Что, впрочем, не означает, что они не пытались.

Попытку предприняли, как и следовало ожидать, и поныне ведущие полуводный образ жизни крокодилы. Точнее, одна из групп крокодиломорфов, известных как морские крокодилыThalattosuchia. Попытку, впрочем, трудно назвать особенно успешной — появившись около 200 миллионов лет назад, талаттозухии вымерли всего через 80 миллионов лет. По сравнению даже с эволюционно молодыми змеями они, можно сказать, вымерли в юности.

За такое относительно небольшое время талаттозухии успели породить всего два семейства — длинномордых, как современные гавиалы, Teleosauridae и Metriorhynchidae, интересных тем, что в своём переходе в воду они зашли довольно далеко — их ноги уже успели превратиться в ласты. Да и вообще — переход с суши в море, естественно, значительно влияет на анатомию, даже на самом начальном этапе. Особенно это касается, разумеется, органов дыхания — даже у современных, всего лишь полуводных, крокодилов, есть специальный клапан, чтобы открывать рот под водой.

А вот у метриоринхид лапки стали ластами.
А вот у метриоринхид лапки стали ластами.

Именно органами дыхания морских крокодилов и занялись палеобиологи. Точнее, они посмотрели, как изменились носовые пазухи и синусы, которые учёные почему-то назвали «мозговыми пазухами», при переходе к водному образу жизни. Для этого они сравнили их форму и размеры у десятка видов вымерших талаттозухий и полутора десятков современных крокодилов.

Оказалось, что чем более морскими и менее сухопутными становились крокодилы, тем меньше становились их мозговые пазухи. Некоторые «технологические отверстия» в черепе морские крокодилы, особенно метриоринхиды, те самые, с ластами, вообще утратили. Зато заметно больше стали носовые пазухи. Да и вообще, как выяснилось, об образе жизни крокодила, точнее, о среде его обитания, можно с уверенностью судить по строению черепа.

Узнать среду обитания крокодила можно по черепу.
Узнать среду обитания крокодила можно по черепу.

Уменьшение синусов биологов в особенности заинтересовало и показалось нуждающимся в объяснении. Для такого объяснения исследователи предложили три версии, которые вполне могут быть верны одновременно. Во-первых, с меньшим количеством «карманов» в черепе проще плавать, точнее, нырять, что для охоты на рыбу, которая воздухом не дышит, важно.

Во-вторых, лишние дырки в черепе прочнее его явно не делают, а для охоты в такой плотной среде, как вода, нужен крепкий череп. Ну и в-третьих, само уменьшение синусов улучшило крокодилам слух, который под водой особенно важен. Киты, например, свой слуховой аппарат тоже изрядно перестроили.

Но на путь, ведущий к внешнему сходству с рыбами, морские крокодилы определённо встали.
Но на путь, ведущий к внешнему сходству с рыбами, морские крокодилы определённо встали.

Носовые же пазухи, как мы помним, наоборот, увеличились. По мнению учёных, это понадобилось им для того, чтобы эффективнее выводить из организма соль. С этим есть проблема и у современных крокодилов — знаменитые «крокодиловы слёзы» вовсе не проявление эмоций, а как раз способ избавиться от лишней соли. А в море ещё и вода к тому же солёная.

Но как раз именно это увеличение и помешало крокодилам пойти по пути китов и ихтиозавров — с большими носовыми пазухами особенно не поныряешь, на значительной глубине есть риск, что давление воды просто раздавит пустой череп. Впрочем, наверное, мы уже не узнаем, в самом ли деле необходимость избавляться от соли так уж помешала крокодилам стать такими же успешными ныряльщиками, как киты — морские крокодилы просто не успели вернуться в воду полностью.

Наука
7 млн интересуются