Танк Т-34, пистолет-пулемет Шпагина, реактивный миномет БМ-13 «Катюша» - все это оружие стало одним из символов победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками. Попал в «иконостас» оружия победы и самолет-штурмовик Ил-2. Машина, созданная в 1939 году ОКБ-240 под руководством Сергея Владимировича Ильюшина, стала не только самым массовым боевым самолетом в истории человечества, но и одним из самых успешных с точки зрения боевого применения. В короткие сроки советская авиация приучила захватчиков бояться «Ильюших» как огня.
Крещение Ил-2 огнем состоялось 25 июня 1941 года. Два советских штурмовика успешно атаковали механизированную колонну вермахта в Брестской области. Впрочем, тогда же выяснилось, что штатные пушки штурмовика малопригодны против наземной техники. Поэтому уже в августе ШВАК стали менять на более представительные ВЯ-23. Благодаря им Ил-2 мог уже одним только пушечным огнем уничтожать немецкие легкие танки. Впрочем, главным оружием против вражеской бронетехники все еще оставались фугасные бомбы ФАБ-100. Конечно, попасть во вражеский танк такой штукой могли лишь самые опытные пилоты. И все же, несмотря на все «но», в первые месяцы Великой Отечественной войны именно советские штурмовики стали главным подспорьем для отступавших сухопутных сил. Причем присутствие советских штурмовиков было важно не только с точки зрения огневой поддержки, но и в морально-психологическом аспекте.
Первые месяцы войны для Ил-2 были сложными. С одной стороны, советские штурмовики смогли добиться «признания» со стороны противника. Несмотря на господство в воздухе немецкой истребительной авиации и пристальное внимание всех систем ПВО противника, штурмовики продолжали вылеты раз за разом нанося противнику существенные потери. В немецкой армии проблема советских штурмовиков, устраивавших систематические налеты на марширующие колонны, обсуждалась на самом высоком уровне. За невероятную живучесть немецкие истребители прозвали Ил-2 не иначе как «бетонный самолет». В немецких сухопутных войсках в творению «Ильюшина» прилипло другое прозвище – «черная смерть». Дали его за те потери, которые советские летчики были способны наносить, нередко даже ценой собственной жизни.
Потери же «Илюшиных» были высоки. Из 36.1 тысячи произведенных машин за годы войны Союз потерял 23 тысячи штурмовиков. Из них 11.4 тысячи непосредственно в бою. Потери летного состава за годы войны составили 12 тысяч человек: 8 тысяч летчиков и 3.9 тысячи стрелков. Тяжелые потери в машинах Союз нес в 1941 году, в том числе потому, что необходимые наставления по применению штурмовой авиации появились лишь в 1942, из-за чего многие летчики действовали «на свое усмотрение», что не всегда заканчивалось хорошо. При этом еще в 1941 году немецкие офицеры в своих донесениях особенно сетовали на «агрессивность» и «удивительное хладнокровие» с которым советские штурмовики осуществляли атаки.
Советская штурмовая авиация оставалась важным тактическим инструментом на протяжении всей войны. Уже в 1942 году самолет претерпел значительную модернизацию. Появилась двухместная модель штурмовика. Живучесть самолета серьезно возросла, хотя потери среди стрелков-радистов на первом этапе применения новых машин были ужасающими и в некоторых соединениях достигали пропорции 7 к 1. Важнейшим же подспорьем в арсенале советских штурмовиков стали появившиеся в 1943 году кассетные кумулятивные бомбы ПТАБ. С помощью этого оружия советские штурмовики смогли уничтожать целые колонны самой современной немецкой бронетехники, включая «Тигры» и «Пантеры». Пролет 6 «Илюшиных» на колонной из 10 вражеских машин гарантированно заканчивался поджогом как минимум 2-3 танков.
>>>>Идеи для жизни | NOVATE.RU <<<
Советские штурмовики не только во многом «вытащили» на себе драматический 1941 год. Огромную роль Ил-2 сыграли в ходе многих крупных сражений и операций, включая битву на Курской дуге. Лучшим же «концертом» советской штурмовой авиации по праву можно считать операцию «Багратион» по освобождению Беларуси в 1944 году. «Ильюшины» работали не только по переднему краю противника, но и по ближним тылам, уничтожая артиллерийские позиции, сконцентрированные резервы и колоны на марше. Собственно, в этом и заключалась подлинная сила Ил-2. Как вспоминал советский авиаконструктор Александр Яковлев, на момент Второй мировой войны ни одному другому конструктору в мире кроме Сергея Ильюшина не пришла в голову простая, но гениальная идея: создать боевую машину, которая будет специализироваться на уничтожении противника еще не достигшего линии соприкосновения. Ведь как «неожиданно» выяснилось: расстреливать вражеские колонны на марше проще и выгоднее, нежели уничтожать технику и живую силу уже на передовой.
В продолжение авиационной темы читайте про Бе-12: почему этот самолет считали анахронизмом.
Источник: https://novate.ru/blogs/220924/70918/