Прогноз продаж новых автомобилей.
В наиболее оптимистичном сценарии к концу 2024 года продажи новых легковых автомобилей могут достичь 1,5 миллиона единиц, что является увеличением на 40-45% по сравнению с 2023 годом, а к концу 2025 года — 1,7 миллиона (плюс 13-15%). Такой рост станет возможен при условии стабильного экономического роста, укрепления рубля и снижения ключевой процентной ставки, что позитивно скажется на доступности автокредитов. Аналитики Авто.ру полагают, что подрастет «отложенный спрос»: многие, кто не смог приобрести авто в последние годы, наконец-то смогут это сделать.
Если это произойдет, планы китайских автопроизводителей и АвтоВАЗа окажутся вполне осуществимыми: китайцы планируют реализовать около 1,2 миллиона автомобилей в России в 2024 году, а АвтоВАЗ — свыше полумиллиона. Снижение цен на автомобили также может способствовать достижению этих целей.
В более реалистичном сценарии предполагается рост рынка до 1,3 миллиона к концу 2024 года. Негативный прогноз может включать сильное сокращение автокредитов из-за роста ключевой ставки и снижения покупательской способности населения, а также возможный выход китайских брендов с российского рынка.
Отрицательный прогноз указывает на то, что объем автокредитования может значительно снизиться, что связано с увеличением ключевой ставки и ухудшением финансовых возможностей граждан. В то же время ожидается укрепление валюты. Высокая инфляция и высокие процентные ставки по кредитам сделают покупку нового автомобиля ещё более затруднительной. В этом сценарии также рассматривается возможность вывода китайских производителей с российского рынка, например, в результате введенных санкций.
Прогноз Б/У рынка
В наиболее оптимистичном сценарии к концу 2024 года продажи легковых автомобилей в России могут достичь 1,5 миллиона единиц, что означает увеличение на 40–45% по сравнению с 2023 годом. А к концу 2025 года этот показатель может возрасти до 1,7 миллиона (добавив ещё 13–15%). Это возможно при условии стабильного экономического роста, укрепления курса рубля и понижения ключевой процентной ставки, что облегчит доступ к автокредитам. В таком случае, по мнению экспертов Авто.ру, произойдет «освобождение от отложенного спроса»: те, кто стремился приобрести или обновить автомобиль в последние годы, наконец смогут это сделать.
В данном случае планы китайских автопроизводителей и АвтоВАЗа выглядят осуществимыми: китайские компании планируют реализовать примерно 1,2 миллиона автомобилей в 2024 году, в то время как АвтоВАЗ рассчитывает на продажу более полумиллиона. Снижение цен, а также замедление их роста на китайские автомобили могут способствовать выполнению этих целей.
В базовом сценарии предполагается умеренный рост автопрома: к концу 2024 года объем рынка достигнет 1,3 миллиона автомобилей (что на 25% больше текущих показателей), а к 2025 году — 1,45 миллиона (дополнительно 11–13%). Этот прогноз выглядит достаточно правдоподобным, так как рынок автомобилей в настоящее время находится в состоянии стабильности — отсутствуют панические настроения потребителей, а производители с дилерами вновь предлагают скидки. При этом в экономике отсутствуют значительные колебания. Одновременно автопарк постепенно обновляется за счет китайских автомобилей, которые предлагают всё более разнообразные модели в разных ценовых категориях.