Найти в Дзене

LIAZ-100 – прогрессивный чехословацкий тягач

Всем привет!

СССР старался полностью обеспечить себя собственной техникой, особенно грузовиками. Но многих типов грузовиков, особенно тягачей, катастрофически не хватало. И тогда на помощь пришли поставки тяжелых грузовиков из Восточной Европы, среди которых – чехословацкий LIAZ-100.

Источник фото: drive2.ru
Источник фото: drive2.ru

Сразу стоит оговориться, что наш герой не имеет никакого отношения к автозаводу в Ликино-Дулево: LIAZ – чехословацкая компания, находившаяся под влиянием фирмы Skoda и выпускавшая тяжелые грузовики на шасси вышестоящей компании. И вот в основе тягача лежит шасси Skoda-706MT, на которое были установлены прогрессивная бескапотная кабина и крепление для прицепа. Под капотом устанавливались дизельные моторы, мощность которых варьировалась от 200 до 288 л. с. Примечательно, что двигатель находился в кабине, но для ремонта были предусмотрены лишь люки под сиденьями и съемная решетка радиатора – сама кабина не откидывалась. Лишь со временем чехословацкие машиностроители доработали свое детище, сделав классический механизм откидывании кабины для ремонта мотора.

Зато кабина грузовика была очень функциональной: хотя сидячих мест всего два, а между ними огромный капот, в распоряжении водителя все что нужно – полный комплект приборов, руль с гидроусилителем, рычаг 9-ступенчатой КПП и печка. Сзади была предусмотрена полка для сна, а благодаря отсутствию капота из кабины был прекрасный обзор.

Кабина LIAZ-100. Источник фото: drive2.ru
Кабина LIAZ-100. Источник фото: drive2.ru

В серию LIAZ-100 пошел в 1974 г., придя на смену модели Skoda-706RT, о котором я писал здесь. Изначально все машины были тягачами, но постепенно на основе техники стали создаваться самые разные модификации. Среди них бортовые грузовики:

Источник фото: auto.vercity.ru
Источник фото: auto.vercity.ru

Самосвалы:

Источник фото: Pinterest.ru
Источник фото: Pinterest.ru

Цистерны:

Источник фото: Pinterest.ru
Источник фото: Pinterest.ru

Мусоровозы:

Источник фото: commons.wikimedia.org
Источник фото: commons.wikimedia.org

Автокраны:

Источник фото: commons.m.wikimedia.org
Источник фото: commons.m.wikimedia.org

И даже специальный автомобиль для ралли «Дакар»:

Источник фото: Pinterest.ru
Источник фото: Pinterest.ru

Базовый же тягач часто шел на экспорт, и главным импортером его стал, как водится, СССР. В нашей стране LIAZ-100 стали работать на предприятии «Минплодоовощхоз», причем к каждому тягачу прилагался прицеп-рефрижератор, рассчитанный на 19 т груза. Малая часть машин работала и в «Совтрансавто», обслуживая международные дальнобойные перевозки:

Источник фото: drive2.ru
Источник фото: drive2.ru

Благодаря мощности и неприхотливости мотора, а также надежности остальных агрегатов тягач полюбился советским дальнобойщикам, но прослужил недолго – в 80х его притеснили тягачи из капиталистических стран, среди которых Volvo-F89 и Mercedes-Benz 2232. Зато на родине грузовик оставался популярным, и в 1992 г. модернизировался, получив новое оформление кабины и новый дизель мощностью 330 л. с. В таком виде он обозначался LIAZ-110.

Источник фото: commons.m.wikimedia.org
Источник фото: commons.m.wikimedia.org

Но к тому времени социалистическая система развалилась, и в страны Восточной Европы хлынул поток подержанных западных машин. LIAZ-100 быстро сошел на нет, оставаясь лишь у энтузиастов. Часть машин осела и на просторах бывшего СССР, оставив даже напоминание о том, что когда-то они работали на престижном предприятии:

Источник фото: drive2.ru
Источник фото: drive2.ru

LIAZ-100 – нужный для стран соц. лагеря тяжелый грузовик, подходящий для различных сфер применения. Но универсальность не помогла ему в кризис 90х, поэтому он был вытеснен западной техникой, оставаясь лишь у энтузиастов.

Встречался ли вам такой грузовик? Пишите в комментариях, буду рад обратной связи.

А у меня на этом все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и до новых встреч!