Известно, что, будучи генеральным прокурором США Роберт Кеннеди (младший брат Джона Кеннеди) отметил что: «Престиж государства определяется по количеству полученных на олимпиадах золотых медалей, наличию ракет и президентскому лимузину».
Автомобиль высшего лица — охраняемый транспорт, используемый для перевозки глав государств или членов правительств. Имеют разное наименование или обозначение в зависимости от страны: служебный, церемониальный; официальный; государственный; персональный; специальный; правительственный; парадный.
К этим обозначениям в произвольном порядке добавляют автомобиль, машина, транспорт, лимузин, реже используют обозначение броневик или бронеавтомобиль (в Германии используют слово «класс»). Хотя очевидно, что обозначению броневик все такие машины соответствуют больше всего.
Последним словом в полном наименование такой машины обычно идёт должность или звание высшего лица государства (президент, король, премьер, канцлер и т.д.).
Например, полное наименованием такого транспортного средства может звучать как – церемониальный лимузин президента Утопии.
Изготовление специализированного служебного автомобиля для первого лица государства может себе позволить только страна с развитой собственной автомобильной промышленностью. При этом необходимо отметить что по-видимому не существует и не существовало стран способных изготавливать все необходимые компоненты для таких сложных систем полностью самостоятельно.
Такие автомобили изготавливаются либо штучными экземплярами, либо малыми сериями от 2 до 200 автомобилей.
Такие автомобили наравне с самолётами, вертолётами, яхтами и прочими транспортными средствами являются символами власти и атрибутом главы государства, а, следовательно, подтверждением величия всей страны.
Официальный государственный автомобиль должен обладать достаточной степенью безопасностью, высокими транспортными возможностями и торжественностью для выполнения своих обязанностей. Обычно выбирается кузов типа «лимузин» (так называемый 6, иногда 8, оконный лимузин). Второй по популярности тип кузова — это кабриолет. В последнее время часть стран перешли на кузов типа «кроссовер» (универсал повышенной вместимости). Ранее изготавливались кузова типа ландолет, фаэтон, таун-кар, брогам. Однако при всех степенях защищенности инженеры автомобилей для первых лиц не забывают и об эстетической стороне. Они создают по-настоящему шедевральные по дизайну модели, которые имеют все необходимое для комфорта особенных пассажиров в салоне.
Для обеспечения должной степени торжественности и помпезности такие автомобили оснащаю специальными сигналами (обычно скрытыми), флагштоками, особенными эмблемами (например, на колпаках колёс), выделяют специальными номерными знаками либо их отсутствием.
После ряда покушений на первые лица и их окружение такие автомобили вынуждены были делать с усиленной защитной функцией. Это касается не только бронирования, но и обеспечение жизнестойкости механизмов машины в случае чрезвычайного происшествия и обеспечения гарантированного выживания пассажиров, водителя и охраны. Для этого применяются как пассивные, так и активные системы безопасности. Самая простая из пассивных систем это герметизация салона и 100% фильтрация воздуха для доступа в него. Самая простая из активных это возможность отстрела слезоточивых гранат вокруг машины.
Естественно вся подробная информация о таких машинах засекречена, часто отсутствуют даже фотографии таких машин в общем доступе.
Для стран, в которых нет собственных компетенций, автомобиль для высших сановников можно приобрести у подходящего производителя в стране с прочными экономическими и дипломатическими связями. Например, для Канады которая вполне могла бы сама обеспечивать себя такими машинами, это вылилось в необходимость использовать исключительно автомобили, выпускаемые компаниями США, на канадских заводах. Также следует отметить что Турция может вскоре войти в узкий круг стран способных производить такие автомобили. За время существования автомобилей на планете пул стран, имеющих возможность изготавливать изделия такого уровня весьма ограничен. Далее в произвольном порядке будет перечисление стран и марок автомобилей высшего уровня сложности.
1. Россия
Руссо-Балт, Л-1, ЗИС, ЗИЛ, Аурус
Компетенции по изготовлению автомобилей высшего уровня сложности то появлялись то утрачивались то вновь восстанавливались нашими специалистами. Стоит отметить что первые лица государства использовали например для охоты специальные модифицированные (полноприводные) ГАЗы.
2. США
White Motor Company, Pierce-Arrow, Ford, Cadillac, Lincoln, Ground Force One
Американские компании имеют наибольший опыт в постройке такой техники и продолжают оставаться лидерами в данной области.
3. Япония
Toyota Century Royal, Nissan Prince Royal
Япония имеет собственные уникальные компетенции по постройке таких машин
4. Китай
Hongqi
По автомобилям данной марки на канале есть отдельная обширная статья
5. Южная Корея
Hyundai
Корейский концерн относительно недавно развил такие компетенции и построил уже несколько поколений
6. Италия
Alfa Romeo, Maserati, Lancia
По-видимому одна из крупных автомобильных держав потеряла целесообразность постройки таких машин собственными силами
7. Германия
Mercedes-Benz, Maybach, Horch, Audi, VW Phaeton
Германия на равне с США является лидером в проектирование специальных машин
8. Великобритания
Land Rover, Bentley, Jaguar, Daimler, Rolls-Royce, Vauxhall, Rover, Austin, Lagonda, Humber Pullman, Aston Martin, MG
Чуть ли не все Английские производители поставляли машины для королевского семейства и правительства.
9. Франция
Delaunay-Belleville, Bugatti, Talbot-Lago, Facel Vega, Citroen, Renault, Peugeot, DS
Французские инженеры также сохраняют из поколения в поколение собственные компетенции
10. Чехословакия
Skoda, Tatra
Не смотря на той то страна распалась на той территории продолжают строить машины марки Шкода для первых лиц
11. Румыния
ARO
Для социалистического "диктатора" строили спец машину чуть не каждой модификации
12. Бразилия
Aero Willys Itamaraty Executivo
В прекрасную пору расцвета бразильской автомобильной промышленности их элита ездила на своём лимузине
13. Австралия
Holden Statesman Caprice
В австралии ввиду удалённости от других материков довольно мощная собственная автомобильная промышленность ...была
14. Малайзия
Proton Perdana
У Малайзийцев собственная гордость
15. Швеция
SAAB, Volvo
СААБ мёртв, а Вольво пришлось продать с потрохами китайцам. Но в маленьком гордом цеху на базе Вольво продолжают делать весьма достойные лимузины
16. Испания
Hispano-Suiza
Испания из-за целого ряда передряг практически потеряла собственную промышленность в том числе автомобильную, а начиналось всё очень радужно
17. Швейцария
Martini, Monteverdi
Пока в кантонах с какого то перепуга не стали запрещать гонки и бороться с собственными предпринимателями там всё было хорошо с автомобилями теперь же увы
Вот список стран имевших или сохранившие компетенции в сложнейших автомобильных технологиях. Но видимо рынок привёл к тому что многим не нашлось места под солнцем