Чемпионы по миниатюрности среди ДВС. Тюнинг и свап не в счёт — тут говорим лишь про заводские версии.
Сходу на ум приходят многочисленные японские кей-кары, рабочий объём движков которых законодательно ограничен 660 см3 и собственно такой они и используют сейчас. Ниже — типичный представитель сегмента.
Вне Японии тоже можно найти подобные модели. Индийский сити-кар Tata Nano, выпускавшийся в 2008–2018 годах обладал одним из самых крохотных моторов среди автомобилей нашей эпохи. Это был бензиновый двухцилиндровый агрегат с рабочим объёмом 624 “кубика” и мощностью в 38 лошадиных сил.
Далее можно вспомнить целый класс микрокаров. Это разношёрстная компания трёх- и четырёхколёсных машин, которые в иных случаях назывались просто автомобилями, хоть и маленькими, в других — мотоколясками и квадрициклами, но по сути объединены в один большой блок. Это такие модели, как BMW Isetta, Fiat 500 "Topolino", СМЗ С-3А, Messerschmitt KR200 Kabinenroller, Reliant Rialto, Aixam Minauto Access и многие другие.
За период с 1930-х по настоящее время появились десятки таких малышей. Обычно к ним относят аппараты с закрытым кузовом и мотором рабочим объёмом до 700 см3, хотя в отдельных случаях можно встретить 750 и 850 “кубиков”. Нижняя граница для большинства из них — где-то 170 см3 (в истории микрокаров найдётся несколько моделей с подобным значением рабочего объёма).
Однако подлинный рекордсмен — трёхколёсный Peel P50 с острова Мэн, выпускавшийся в 1962-1965 годах и перезапущенный в 2011-м. В Книге Гиннесса он числится как самый маленький в мире серийный автомобиль. У него же, пожалуй, и самый маленький ДВС, среди всех моделей, относящихся к автомобилям: в шестидесятых годах он щеголял 49-кубовым одноцилиндровым мотоциклетным двухтактным двигателем DKW мощностью 4,2 “лошадки”. В современной реинкарнированной версии двигатель сохранил объём в 49 см3, но стал четырёхтактным, а мощность снизилась до 3,4 л.с.