Найти в Дзене
Blackwood history

Истории про историю. Воительницы средних веков.

Говорят, что война - мужское дело. А как же тогда быть с женщинами? Ведь все мы совершенно точно слышали истории о валькириях и мече, что нашли в женском захоронении. Любой, кто хоть немного разбирается в истории, может рассказать о ведущей в бой целые армии, живой святой Жанне д, Арк и другой Жанне де Бельвиль, самой известной женщине, пирате Средневековья. А самые знающие, так и вовсе вспомнят о леди Рендольф и Агнес Хотот, победившей своего наглого до невозможности соседа в конной копейной сшибке.

Так может быть, нет дыма без огня? Может быть, женщины Средневековья действительно выбирали для себя путь воина, что долгое время считался исключительно мужской привилегией? Ну, в конце концов, не могли же только благодаря везению появиться в истории десятки имен женщин воинов, таких как королева Арагона Уррака, королева Грузии Тамара и ушедшая в крестовый поход Элионора Аквитанская?

Ну что тут сказать. Вокруг средневековых женщин воительниц накручено столько всякого, что сходу и не разобраться. Тут даже о терминах договорится будет непросто. Но мы, конечно же, попытаемся.

Во-первых это красиво!
Во-первых это красиво!

И для начала давайте попробуем понять, что вообще означает понятие "средневековая женщина - воин". Главная проблема всей этой истории заключается в том, что множество людей понимают под этим термином не меньшее количество вещей. Под него попадает, кажется, вообще все, начиная от королевы, ведущей в бой свою армию, и заканчивая горожанкой, зарубившей топором во время осады лезущего на стену вражеского пехотинца. И все это, конечно, проявления доблести, тут даже спорить не о чем. Вот только воин, как в современных, так и в средневековых понятиях - это немного другое.

Поэтому мы остановимся на довольно широком, но при этом все-таки достаточно конкретном определении. Средневековый воин - это человек, неоднократно участвующий в боевых действиях, в большей или меньшей степени обученный использованию оружия и применяющий его во время сражения с целью убить или ранить своего противника.

Такое определение позволит сразу отсеять гражданских лиц, волей судьбы занесенных на поле боя, например, во время осады. А с другой стороны, позволит максимально расширить список потенциальных воинов, включив в него, кроме профессиональной средневековой армии, так же фирдовое и феодальное пехотное ополчение, варварские общины и даже викингов, которые армией фактически не являлись, но воинами были отменными.

И начнем мы с того, что на данный момент нет ни одного доказанного случая существования женщины-воина в Средние века.

Сражаться? Вот прям мечом? Зачем?
Сражаться? Вот прям мечом? Зачем?

Да не может быть, — воскликнет самый нетерпеливый читатель, — ведь в этих ваших интернетах, звучат десятки имен женщин из родов европейской военной аристократии, что ходили в походы и участвовали в войнах? И это не говоря еще о находках оружия в женских захоронениях древней Скандинавии.

Ну да, все так. Вот только доказательствами к принадлежности к воинскому сословию все эти истории почти никогда не являются. Как так получилось?Ну для того чтобы понять, нам нужно будет рассмотреть весь этот массив документов немного повнимательнее. И начать предлагаю с королевских особ европейского Средневековья.

Вообще-то необходимо признать, что количество королев, графинь, баронесс и прочих представительниц прекрасного пола, участвовавших в военных походах, в те времена было весьма велико. Правительницы Аквитании, Арагона, Португалии, Ломбардии, Тосканы и некоторых других средневековых земель случалось не только возглавляли армии, но и в Крестовых Походах отметились. Вот только воинами их это не делало.

Отличный, отличный командующий для средневековой армии.
Отличный, отличный командующий для средневековой армии.

В ста случаях из сотни, присутствие высокородных дам в армии - это была крайняя мера, на которую шла военная аристократия, так и не сумевшая договориться друг с другом до начала компании. Пожалуй, главное правило ведения средневековой войны звучало следующим образом: возглавлять королевскую, например, армию, должен был человек королевской же крови.

Если такого человека поблизости случайно не находилось, то на военном походе можно было смело ставить большой такой крест. Собравшаяся в одном месте военная элита государства, немедленно начинала выяснять важнейший вопрос: кто из прибывших на войну благородных семей имеет наиболее древнюю и славную историю и кто тут кому должен подчиняться.

И вот в данном конкретном случае все остальное, кроме принадлежности к королевскому роду, было неважно. Командующим мог оказаться недалекий родственник короля, его малолетний сын, человек, вообще ничего не знающий о методах ведения войны, и даже девица в нежном возрасте. Это было вообще неважно. Главное, что это был человек, подчинение которому не несло ущерба родовой чести и не принижало доблестного воина и его род в глазах прочих аристократов.

И ты конечно дорогой друг немедленно поинтересуешься,- кого вообще могло победить войско с подобным полководцем во главе? И я немедленно отвечу, — да кого угодно. С началом сражения, им командовали совершенно другие люди, отлично умевшие громить врага, но не имевшие в своих жилах достаточного количества благородной крови, чтобы встать во главе армии.

Мальчик, девочка, да какая к черту разница! главное королевская кровь.
Мальчик, девочка, да какая к черту разница! главное королевская кровь.

Подобные истории мы вообще видим довольно часто. Например, Алионора Аквитанская, отправившаяся в Крестовый поход, потому что аквитанское дворянство не имело никаких обязательств перед ее супругом Людовиком VII и никогда не пошло бы за ним. А вот под знамена единственной наследницы Гильома X, а по совместительству прекраснейшей женщины Европы, собралось такое количество рыцарей, что вся остальная французская армия на их фоне смотрелась очень бледно.

Или Жанна Наваррская, бывшая наследницей сразу двух корон и поэтому одним своим присутствием в армии сумевшая хотя бы ненадолго примирить бретонских, французских и наваррских аристократов. мягко говоря, не испытывающих восторга от такого временного военного союза.

Кстати, ровно эта же схема работала, когда речь шла о "малых войнах". В местных конфликтах аристократических семей, особенно когда речь шла о правах наследования, женщин, имевших законные права на графскую или герцогскую корону, не стеснялись выдвигать на первый план. Особенно когда нужно было склонить на свою сторону своих потенциальных вассалов.

Эти прекрасные, словно ангел Божий, и твердые духом, словно стальная перчатка, женщины действительно, случалось, вели свои армии в бой. Вот только воинами они не являлись ни в малейшей степени. Их задача была вообще другой. Как любой правитель Средневековья, они в первую очередь были знаменем, объединяющим тысячи людей с их большими, маленькими и совсем крошечными интересами.

Алеонора Аквитанская.
Алеонора Аквитанская.

Примерно то же самое происходит, если мы чуть внимательнее обращаемся ко второй категории историй про женщин - воинов, повествующих нам о народных героинях, отстоявших свою страну, земли, город или замок от коварного врага. При немного более глубоком изучении всего этого нарратива мы видим, что чаще всего роль их воодушевляющая, а совсем не военная.

Агнес Рэндольф, Жанна Фландрская, Никола де ля Хайе и леди Джейн, графиня Монфорт, защищавшие стены своих городов и замков от врага, проводили переговоры, управляли осажденными поселениями, но армиями не командовали. И уж совершенно точно, в бой вступать даже и не думали. Рубить кого-то мечом или топором вообще никогда не было их задачей. Людей, готовых радостно и с полной самоотдачей резать друг друга, хватало во все времена. А вот воодушевлять и направлять этих самых храбрых парней в нужном направлении у этих прекрасных дам получалось чудо как хорошо.

Ну и, конечно, никак не возможно обойти в сегодняшнем разговоре Жанну д, Арк. Самая известная в современном масс-медиа женщина-воин, как бы это странно не звучало, так ни разу и не поучаствовала в бою. Несмотря на огромный массив информации, дошедшей до нас, и в общем довольно детальном описании большинства сражений того периода, нет ни единой записи, говорящей о даже просто присутствии Орлеанской девы на поле боя. Как и остальные народные героини, Жанна была знаменем, орифламмой, а для кого-то даже и живой святой, вокруг которой можно было сплотиться в тяжелые времена. Но не воином, забирающим жизни своей рукой.

Точно так же как и в случае с титулованными особами, все истории о народных героинях или вообще не говорят ничего конкретного об их участиях в боевых действиях, или описывают это максимально расплывчато, — она сражалась с французами\англичанами\маврами\сарацинами. Делает ли это их подвиги менее значимым? Нисколько. Но можно ли считать этих храбрых женщин воинами? Совершенно точно нет.

Единственное прижизненное изображение Жанны д,Арк. Никаких доспехов, только орифламма и меч.
Единственное прижизненное изображение Жанны д,Арк. Никаких доспехов, только орифламма и меч.

Но погоди, автор, ведь в этом вашем Средневековье совершенно точно существовали женщины, непосредственно участвовавшие в сражениях с оружием в руках. Как с ними-то быть? Что, даже они не воины? Да, дорогой друг, именно так. Все известные нам подобные случаи проходят по двум категориям и первая из них - это легенды и мифы.

К ним относятся ирландские, скандинавские и совсем уже древние кельтские саги вроде "Сватовства к Эмер" и "Саге о Бленде" где девы - воительницы мирно соседствуют с древними богами, говорящими животными и ожившими мертвецами. Не то чтобы правдивость истории пляшущего на крыше покойника вызывала какие-то сомнения, но, в общем, хотелось бы увидеть какие-то более приземленные документы. Например, поименный финансовый отчет. Что-нибудь вроде британских и франкских записей о ежегодных военных сборах, сохранившихся еще со времен Венделя и "варварских королевств". Но таковых, к несчастью, нет.

Нужно сказать, что легендарные истории про "дев - воительниц" появлялись не только во времена раннего Средневековья. К примеру, Пьер Жентьен, известный французский трувер XIII века, написал целую стихотворную эпическую поэму, в которой рассказал о пяти десятках и одной женщине, учавствовавших в рыцарском турнире для того, чтобы подготовиться к Крестовому Походу. И это была бы красивая история, вот только турнира, описанного Жентьеном, никогда не проводилось.

Как это отменили турнир?
Как это отменили турнир?

Хотя, конечно же, нельзя отрицать того, что бывали времена, когда средневековым дамам приходилось брать в руки оружие, чтобы защитить себя и свой город. И примеров этому также есть великое множество.

При осаде Бове, например, жительницы города, в чьих рядах была полулегендарная Жанна Лэне, действительно учавствовали в уличных боях, сбрасывая на бургундскую пехоту камни и даже рубя их топорами и прочим острым железом. впрочем, с весьма предсказуемым результатом. Точно такие же истории нам известны из времен Столетней войны и Войны за итальянское наследство. И в этом нет ничего удивительного. Когда война стучится в двери твоего дома, любой будет защищать себя и свою семью, невзирая на пол, возраст и национальную принадлежность.

Или, например, известный всем кастильский женский орден Orde de l'Atxa, то есть "Орден Топора", в ряды которого, граф Ричард Беренгер посвятил всех выживших при осаде Тортозы благородных женщин, сражавшихся в городских боях с мусульманами. И, казалось бы, вот они, женщины-воины. Но нет. Орден этот даже изначально, создавался не как военный, а был организацией скорее почетной. Поэтому, главной целью была обозначена не защита земель и людей, и даже не поддержание боеспособности какого-то количества воинов, а получение его членами преференций и снижения для них налоговой ставки. И это было правильное решение. Людей, готовых защищать свой дом до последней капли крови, необходимо награждать и ставить в пример. Впрочем, в уставе ордена не была прописана возможность принимать в него новых членов. В следствии чего, просуществовал Orde de l'Atxa совсем недолго и семидесятым годам XII века прекратил свое существование по естественным причинам.

И снова мы возвращаемся к тому же самому вопросу. Являются ли осажденные горожане, имеющие достаточно смелости, чтобы участвовать в защите города и уличных боях, воинами? Храбрецами - совершенно точно да. Воинами - скорее нет. Но тут каждый решает для себя сам.

Но армию вести она может.
Но армию вести она может.

Но есть же еще находки оружия в женских погребениях средневековой Скандинавии, — резонно заметит самый подкованный читатель, — вот это вот разве не говорит о том, что захороненная там женщина являлась воином?

Нет, не говорит. Находки мечей в женских захоронениях говорят только лишь о статусе покойной. В данном конкретном случае воинское оружие, положенное в могилу, - символ того, что его владелец правил землями и имел над ними полную власть, в том числе и военную. Более того, мы знаем определенное количество мужских погребений, не принадлежащих воинам, но содержащих в себе воинское оружие. И это, в общем, не удивительно. Меч для раннего Средневековья в первую очередь сакральный символ власти, а уже потом - воинское оружие.

Если говорить совершенно строго, то существует ровно один маркер, доказывающий, что похороненный в нем человек был воином. И это нахождение на покойном прижизненных повреждений, нанесенных оружием. То есть только в том случае, когда мы видим, что еще до того, как человек погиб, его пытались уже убить, оставив на его скелете отметки об этом знаменательном событии. Все остальное - это не более чем предположения.

Как это работает? Да максимально просто. Человеческий организм, склонен неплохо так сам себя восстанавливать, регенерируя не только мягкие ткани, но и кости. Медики называют это репаративной регенерацией. И вот следы таких старых и частично восстановившихся в процессе жизни зарубок на скелете, сильно отличаются от тех, что человек получил перед смертью. И именно они нам говорят, что вся жизнь покойного была связана с войной, а не с гончарным делом или игрой на лютне.

Жил без страха и умер без страха.
Жил без страха и умер без страха.

Чаще всего, кстати, находки таких захоронений сопровождаются вторичными маркерами принадлежности к военному сословию. Например, посмертными травмами от оружия, собственно оружием или доспехами, а так же документами того времени, описывающими жизнь и смерть этого славного воина. Как это было в Стерлинге, где погиб Джон де Стричели, английский рыцарь итальянского происхождения.

Хотя нужно признаться, что нахождение даже нескольких подобных вторичных доказательств воинского прошлого погибшего позволяет иногда говорить о том, что погибший был воином. Например, массовое захоронение готландского ополчения, погибшего в сражении при Визбю, не оставляет никакого сомнения в том, что это были воины. Ведь кроме собственно, огромного количества доспехов, найденных в братских могилах, погибшие были изрублены так, что смотреть страшно.

Или франкский некрополь в Моркене, где, судя по имеющимся у покойника старым еще прижизненным ранам и отсутствию таких же посмертных повреждений, а так же дорогим доспехам, нашел свой последний приют славный воин, умерший от старости. в своей постели.

Впрочем не все так однозначно.
Впрочем не все так однозначно.

В общем, дорогой читатель, как бы ни было это печально признавать, нет ни одного доказанного случая существования женщины - воина в средние века. Все те, кого сегодня принято называть средневековыми воительницами, были королевами, аристократками, дипломатами, правителями, вассалами, сюзеренами, а иногда даже живыми святыми, но совершенно точно не воинами.

Впрочем, на исходе Средневековья появились женщины, нашедшие свое призвание в пеших и конных поединках, а также в фехтовании и стрельбе из лука но это уже совсем другая история.