Найти в Дзене
Blackwood history

Истории про историю. Замок у моря.

Новый 1338 год Агнес Рэндольф встречала одна. Ее муж, Патрик граф Марч, был в отъезде, как он сказал по военным делам. Уже третий год, он вместе с графом Мюррей играли в кошки мышки с армией англичан в окрестностях шотландской столицы, нанося болезненные удары и отступая, изматывая армию противника. Пытаясь при помощи тактики, наглости и господа бога уменьшить численность проклятых англичан, для того чтоб дать им наконец то решительный бой.

Но это все были мужские глупые занятия, не имеющие никакого отношения к жизни благородной шотландской леди. Её жизнь это управление домом, замком и прилегающими землями. Разумное, взвешенное и справедливое. Дабы, когда бы вернулся домой супруг, ей не пришлось краснеть за свое неумение сберечь доверенный ей домен.

XIV век. романтика.
XIV век. романтика.

К слову сказать, справлялась Агнесс отлично, графство Марч, несмотря на войну, идущую уже третий год, оставалось прекрасным примером "доброй земли". Лорды были милостивы к своим подданным, те в свою очередь платили им лояльностью и порядком. Налоги собирались, земля плодоносила. Даже овцы вели себя прилично, давая рекордный приплод и отличную шерсть. И казалось бы все хорошо. Но…

Развалины замка Данбар.
Развалины замка Данбар.

Потеряв надежду на скорую победу над бунтующими как обычно шотландцами на поле боя, английские лорды решили ударить по их родным землям, вполне обосновано предполагая что после того как земли эти будут разорены, землевладельцы, составляющие большую часть шотландской армии поспешать домой, чтобы спасти то, что еще осталось в целости.

Военную экспедицию возглавил Уильям Монтегю граф Солсбери, военачальник не глупый, хотя как говорили знающие люди весьма горячий. Шотландские хронисты, говорили, что король Эдуард, дал ему для этого похода, 20 тысяч человек. Но если быть непредвзятым, то это конечно вряд ли. Ведь вся английская армия, задействованная в этой компании, едва ли достигала 20 тысяч.

Типичный лучник сасинах.
Типичный лучник сасинах.

Тем не менее армия Уильяма Монтегю, со всей своей пехотой, лучниками, рыцарями и осадными машинами, двинулась в земли южной Шотландии. И первым на их пути оказался стоящий на берегу моря замок Данбар. Тот самый, в котором Агнесс Рэндольф ждала своего мужа с войны.

Замки же надо сказать к тому времени, уже далеко ушли от первых "Motte-and-bailey", и давным-давно превратились в прекрасные строения с многометровыми каменными стенами и башнями. Способными не только держать многомесячную осаду, но и вмещать весьма представительный гарнизон, включающий в себя и личную дружину землевладельца, и дружины его вассальных рыцарей, да и местное феодальное ополчение в случае войны.

Замок Блэкнесс. Юг Шотландии
Замок Блэкнесс. Юг Шотландии

Но вот только в нашей истории, была одна небольшая особенность. Почти вся дружина графа, дружины его вассалов и местное ополчение, отсутствовали. Того небольшого гарнизона который оставался в замке, было вполне достаточно, для того чтоб гонять по лесам охамевших разбойников, собирать налоги с крестьян и брать взятки и плату за проезд у купцов и путешественников. А вот противостоять на равных с прибывшей под замок английской армией, у гарнизона Данбара, не получилось бы точно.

Впрочем, вся эта непростая ситуация, ничуть не обескуражило Агнесс. Она рассудила здраво, и крайне логично. Есть враги, нет врагов, это, в общем, ничего не меняет. Ее долг, хранить замок и земли семьи, со всей возможной старательностью. И поэтому, не откладывая дела в долгий ящик, она начала готовится к осаде.

Во-первых, пользуясь тем, что английская армия обремененная пехотой и осадными орудиями двигалась не быстро, она разослала гонцов к младшим сыновьям вассалов и управителям деревень с призывом поспешить и прибыть в замок как того требовал договор. Таким образом, удалось увеличить крошечный гарнизон замка, до более или менее представительных размеров.

Арбалетчик.
Арбалетчик.

Во-вторых, приказала свозить в замок всю имеющуюся в округе живность и продовольствие, вместе с крестьянами, хозяевами коров, коз и зерна. Объясняя им, что англичане все равно все заберут. И хорошо если не убьют их самих. А в замке вы будете в безопасности. Таким образом, кроме запаса продовольствия на долгий срок, Агнесс получила несколько десятков бесплатных рабочих рук. Что при катастрофическом положении с людьми, позволило освободить воинов гарнизона от ремонтных, бытовых и прочих тяжелых работ в замке.

Ну и конечно главное, она отправила гонцов к мужу и отцу, с просьбой о помощи. Одним словом, к моменту прибытия Уильям Монтегю под стены Данбара, Агнесс была полностью готова к осаде и с некоторым интересом наблюдала за прибывшими со стены. Всем своим видом показывая, что им тут не сильно рады.

Уильям Монтегю, впрочем, все еще надеялся решить дело миром. Зная, что в замке нет ни графа Патрика, ни его дружины, он предложил Агнесс, не тратить его время и сдать замок, немедленно. На что хозяйка замка заявила, что мужа нет дома, а так как только он может решать такой важный вопрос, то не соблаговолит ли уважаемый господин приехать через год, когда обожаемый супруг вернется с войны.

Монтегю начал было угрожать Агнесс, но та, ответила: "Я живу в моём замке по праву, данному мне королем Шотландии, и я плачу ему верностью, я буду хранить свой дом, пока мой дом хранит меня". После чего прервала диалог, добавив, что так с дамами, приличные рыцари не общаются.

Дама как бы с неодобрением спрашивает: "А в тот район ли ты зашел?"
Дама как бы с неодобрением спрашивает: "А в тот район ли ты зашел?"

Поняв, что замок сдавать ему никто не собирается граф Солсбери начал "правильную осаду". И для начала развернул привезенные с собой осадные орудия, под прикрытием стрельбы которых, начал строить осадную башню. Огонь требуше, впрочем, был не очень эффективен. Камни сбивали зубцы на башнях, залетали внутрь замка и раскалывались на мелкие части, безжалостно кося каменной картечью всех, кто оказался поблизости.

Хотя обстрел не наносил особого вреда стенам и башням, однако изрядно нервировал гарнизон, держа его в постоянном напряжении и унынии. С этой проблемой нужно было что-то делать, иначе к моменту штурма, от боевого духа защитников замка не останется и следа. И Агнесс, собиралась решить эту проблемы с чисто женским изяществом.

Однажды утром, сразу после первого залпа из требуше, когда их расчеты приводили в порядок свои орудия и только готовились подтаскивать новые ядра, на башне, в которую попало несколько каменных ядер, появилась графиня в сопровождении большой группы дам и служанок. Они принялись вениками и тряпками ликвидировать следы попаданий камней, сетуя на «свиней англичан» которые нанесли грязи, хотя изначально вроде как говорили, что будут штурмовать замок.

Закончив уборку, они язвительно уточнили у осаждающих: "А точно ли это был штурм? Потому что если они так же решительно штурмуют сердца своих дам, то имеют все шансы умереть без наследников". Это было унизительно. Очень. Обиднее всего, то, что эти слова, конечно же, слышали защитники замка. Здоровый смех нескольких десятков шотландских глоток, похожий на конское ржание еще долго отражался от горных отрогов, а вопрос с моральным духом защитников был решен на какое-то время.

Агнес Рэндольф.
Агнес Рэндольф.

С момента запомнившегося всем обстрела, прошло несколько дней. Осадная башня, которую англичане за размеры и неповоротливость называли "Sow" (Свиноматка) была готова. Уставшие от безделья и бескормицы, английские солдаты рвались в бой, и были готовы разнести по камешку, надоевший им хуже горькой редьки замок. Не было ни одной причины не начать штурм.

Осада замка, очень непростая наука. Недостаточно просто обстреливать его, недостаточно сделать осадную башню и лестницы, и даже вести осадные работы, это далеко не всё что нужно для успеха. Важно делать все вовремя, и применить то, что осаждающие готовили много дней, в тот самый момент когда это необходимо. Ни раньше, ни позже. Далеко не каждый владеет мастерством осады. Уильям Монтегю владел. Поэтому штурм вышел на загляденье.

Огромная осадная башня, которую толкали сотни пехотинцев, медленно приближалась к стене замка Данбар. Справа и слева, от башни, штурмовые группы ставили к стенам длинные лестницы, надеясь отвлечь на себя немногочисленных защитников стены и дать атакующим локальный перевес. Лучники и требушеты, осыпали стены стрелами и камнями, чтобы не дать шотландским лучникам поразить лезущих на стены англичан. Это была хорошая атака. Точку в которой, поставило каменное ядро, вылетевшее из-за стен замка и попавшее в осадную башню, повредив её основание. У Агнесс в замке оказался требуше.

Требуше.
Требуше.

После второго попадания в потерявшую подвижность башню, она начала разрушаться и через несколько секунд завалилась на бок. Погребя под собой несколько десятков осаждавших, и разбросав остальных находившихся в ней англичан. Агнесс, находящаяся во время штурма на стене, прокомментировала что: "Свиноматка кажется, опоросилась". О чем, кстати, луженые шотландские глотки немедленно сообщили англичанам, пытавшимся отступить после неудачной атаки с наименьшими потерями. Первая атака как-то не задалась.

Впрочем, не задалась и вторая и третья.… Через пару месяцев окончательно стало ясно, штурмом Данбар не взять. Поэтому Монтегю помня заветы Александра Великого, начал искать предателя готового открыть ворота замка "золотым ключом". И вскоре нашел. Один из недавно призванных на службу ополченцев, согласился за приличное вознаграждение открыть следующей ночью ворота, и впустить англичан в замок. Этот шотландец, без малейшего стыда, взял деньги, после чего немедленно рассказал графине Рэндольф про свой договор с сасинахами. Нужно ли говорить, что ночью в воротах англичан ждала засада, перебившая почти весь отряд. Сам Уильям Монтегю чудом спасся, его закрыл собой один из солдат.

Последнее, что в своей жизни видели многие неудачники.
Последнее, что в своей жизни видели многие неудачники.

Агнесс, оставаясь верной себе, прокомментировала это со стены словами: "Очень жаль, что дорогой гость не остался погостить в замке подольше, потому как я, слабая женщина не обладаю знаниями в войне, и мужская помощь была бы очень кстати".

Дело принимало совсем дурной оборот. Английская армия, понеся потери в нескольких штурмах, и видя такое публичное унижение своего командира, с каждым днем все меньше и меньше рвалась в бой. Шотландцы же наоборот, осмелев стали совершать вылазки и нападать под покровом ночи на английских саперов и небольшие отряды солдат. Вот во время одной такой вылазки в плен к англичанам попал младший брат Агнесс Джон Рэндольф.

Это был шанс, и уже на следующее утро, Уильям Монтегю объявил, что если к полудню замок не будет сдан, то к вечеру Джон Рэндольф, будет повешен, прям перед воротами замка. Выдержке Агнес, могли бы позавидовать каменные стены Данбара. Она заявила, что благодарна Монтегю за то, что он только что увеличил ее земли вдвое, передав ей наследство ее погибшего брата. После чего скрылась в замке, отказавшись от дальнейшего разговора. Переговоры, таким образом, снова зашли в тупик.

Замок Балморал Юг Шотландии
Замок Балморал Юг Шотландии

Несмотря на подавляющее преимущество, англичане больше не проводили больших штурмов. Уж слишком все плохо было с боевым духом армии. Однако они еще 4 месяца осаждали замок, пригнав к началу лета туда даже несколько кораблей с генуэзскими наемниками, надеясь, таким образом, блокировать его с моря.

Вся эта компания, которая должна была закончиться еще зимой, в итоге затянулась до июля. Потребовав дополнительных войск, флота и какой-то совершенно нереальной суммы денег. Английские хронисты, утверждали, что осада замка Данбар, обошлась английской короне в 6000 фунтов золотом.

А в это время супруг Агнес, Патрик граф Марч, пользуясь отсутствием резервов у англичан, разбил английские войска под городом Перт. Получив эту новость, и поняв что скоро тут будет не протолкнутся от шотландских головорезов, Уильям Монтегю граф Солсбери, 10 июля 1338 года снял осаду Данбара и отступил на юг, преследуемый передовыми отрядами шотландской армии.

Вот такая вот история, случилась в 1338 году в замке Данбар, что стоит на юге Шотландии, у самого моря.

Шотландская леди, это когда примерно вот так.
Шотландская леди, это когда примерно вот так.

"Она, вызывала смятение, стоя на башне

Прекрасная в ярости, шотландская дева.

Даже если мой путь домой займет вечность,

Агнесс встретит меня на пороге.". Шотландская баллада

#история

#рыцари

#средневековье

#замки

#европа