Hiller H/OH-23 имел долгую военную карьеру, выполняя различные задачи, включая наблюдение и медицинскую эвакуацию, а также обучение тысяч новых пилотов армейских вертолётов. Он был детищем гениального изобретателя Стэнли Хиллера, который в 1944 году в возрасте 19 лет испытал свой первый вертолёт (соосный XH-44). При поддержке промышленника Генри Дж. Кайзера Хиллер основал компанию Компания United Helicopters, Inc. была основана в 1946 году и в конце 1948 года получила сертификат гражданской лётной годности для первого вертолёта компании, модели 360X. Двухместный самолёт 360X с четырёхсекционным фонарём кабины, круглой алюминиевой хвостовой балкой, закреплённой на стойках, и посадочными колёсами-трициклами был оснащён системой «Rotor-Matic», изобретённой Хиллером. Это полужёсткая двухлопастная конфигурация несущего винта с двумя небольшими аэродинамическими профилями, прикреплёнными перпендикулярно лопастям несущего винта, которые перемещали плоскость вращения несущего винта с помощью циклического управления. В середине 1950-х годов, вскоре после того, как серийные модели 360X стали доступны на гражданском рынке под названием UH-12A, армия приобрела один экземпляр с двигателем Franklin O-335–4 мощностью 178 л. с. под обозначением YH-23A, а затем, после успешных испытаний, заключила с United Helicopters контракт на производство ещё 100 экземпляров под названием H-23A. В том же году ВВС США приобрели пять H-23A для испытаний, а ВМС закупили 17 идентичных вертолётов под военно-морским обозначением HTE-1. В период с 1952 по 1955 год армия закупила 273 H-23B у Hiller Helicopters, Inc. (переименованной в 1952 году), которые отличались от H-23A двигателем Franklin O-200 мощностью 200 л. с. Двигатель 335–6, комбинированное шасси с лыжами и колёсами, а также изменения в деталях. В это же время ВМС заключили контракт на поставку 35 H-23B под названием HTE-2. Третья серия контрактов с армией, заключённых в период с 1955 по 1956 год, привела к поставке 145 H-23C, предназначенных для выполнения вспомогательных задач. Они были оснащены третьим сиденьем, цельным фонарём кабины и цельнометаллическими лопастями несущего винта. За ними последовали 438 вертолётов с двойным управлением H-23D с двигателями Lycoming VO-435–23B мощностью 250 л. с. предназначались для службы в Армейской школе вертолётостроения. Когда в середине 1962 года вступила в силу система обозначений для трёх родов войск, оставшиеся варианты H-23 стали называться OH-23B, UH-23C и OH-23D соответственно. Начиная с 1962 года, после того как компания Hiller представила гражданскую модель UH-12E с более мощным двигателем Lycoming VO-540-A1B мощностью 305 л. с., армия заключила с компанией новую серию контрактов на производство, в результате чего было поставлено 22 OH-23F с четырёхместными кабинами для аэрофотосъёмки и 793 OH-23G с тремя местами и двойным управлением.
По мере того, как в начале 1951 года в армию поступали H-23A, они широко использовались в зоне боевых действий в Корее, где работали вместе с Bell - H-13 в качестве санитарных вертолётов, для прокладки линий связи, разведки и выполнения других задач. Когда в начале 1950-х годов начали поступать H-23B, большинство из них были задействованы в учебных целях, а трёхместные H-23C, поступившие в середине 1950-х годов, служили в различных армейских подразделениях для выполнения общих задач, в то время как большинство H-23D отправились в новую школу вертолётостроения в Кэмп-Уолтерс, штат Техас. Сообщается, что OH-23F, поставленные в начале 1960-х годов, использовались совместно с Американской геодезической службой в различных частях света, а большинство OH-23G поступили на службу в школу вертолётостроения в Форт-Уолтерсе (переименованном в 1963 году). По мере того как с 1962 года участие армии в событиях в Юго-Восточной Азии усиливалось, многие OH-23D и G, задействованные в боевых действиях в Южном Вьетнаме, выполняли задачи по наблюдению и медицинской эвакуации, пока их не заменили в конце 1960-е годы: OH-6Aa и OH-58Aa. В середине 1960-х годов OH-23D и G были сняты с вооружения, так как на смену им в Армейской школе вертолётостроения пришли новые TH-55A. Но многие из них продолжали служить в подразделениях Национальной гвардии и армейского резерва до середины 1970-х годов. На службе в ВМС — HTE-1 и HTE-2 были приписаны к 1-му учебному подразделению вертолётов (HTU-1) на авиабазе NAS Уайтинг-Филд, штат Флорида, где они использовались для обучения пилотов вертолётов ВМС, Корпуса морской пехоты и Береговой охраны с начала 1950-х до конца 1950-х годов.
Продолжение следует….
Поддержите канал-поставьте лайк.