Все фото из открытых источников Интернета
Аэропорт Гибралтара (иногда его называют Северный фронт) – это один из самых экстремальных и опасных аэропортов мира. Кроме того, что его взлетно-посадочная полоса обрывается в море, тут часто дуют сильные ветра. Из-за этого посадка и взлет здесь довольно сложные. Но и это еще не все: взлетно-посадочную полосу аэропорта прямо посередине пересекает автомобильная дорога. Как вы понимаете, машинам периодически приходится уступать дорогу (а вернее взлетную полосу) воздушным судам.
Аэропорт Гибралтара, пожалуй, единственный в мире, где дорога пересекает взлетно-посадочную полосу. Интересный факт – по данным одного исторического телеканала США, Гибралтарский аэропорт вошел в пятерку самых экстремальных аэропортов в мире. Аэропорт Гибралтара построен на территории небольшой заморской и спорной территории Великобритании в южной части Пиренейского полуострова.
Аэропорт расположен недалеко от Гибралтарского пролива на маленьком одноименном полуострове. Географические координаты 36.151220, -5.348209.
Гибралтарский гражданский аэропорт обслуживает британскую заморскую территорию. Гибралтар — крошечный полуостров, площадь которого составляет всего 6,8 км2. Несмотря на то, что этот аэропорт гражданского назначения, фактически он принадлежит Министерству обороны Великобритании. Аэропорт построили в 1939 году в начале Второй мировой войны на территории ипподрома. Тогда Гибралтар стал военно-морской базой британцев, и служил в качестве запасного или аварийного аэродрома.
Но позже взлетно-посадочная полоса была расширена и увеличена.
Сейчас длина полосы 1 700 метров. Это позволяет принимать более крупные самолеты. Отсутствие здесь ровного пространства стало причиной того, что единственная взлетно-посадочная полоса уходит в море. Но самой большой необычностью аэропорта стала пересекающая его дорога — авеню Уинстона Черчилля. Она ведет к границе с Испанией. Пара небольших шлагбаумов закрывает автомобильное движение, когда самолет садится или взлетает. Но это не очень загруженный аэропорт. Обычно здесь 30-50 рейсов в неделю, все они исключительно ИЗ или В Великобританию. Интересный факт — В 2017 году аэропортом воспользовались 571 184 пассажира, и было обработано 4 888 рейсов. Кстати, в аэропорту Гисборна в Новой Зеландии взлетно-посадочную полосу пересекает железная дорога. Сейчас в некоторые дни аэропорт Гибралтара принимает порядка семи самолетов. Как правило, среднее время, когда автодорога закрывается для проезда, составляет десять минут. Но был случай, когда проезд для автомобилей перекрыли на 2 часа. Тогда проводилась полицейская операция по задержанию преступника в одном из самолетов. Если вы думаете, что на небольшой территории с очень неровным рельефом ничего нельзя построить, то прочтите про стадион Хеннингсвер на скалистом острове вблизи Норвегии. Мало того, что этот стадион лежит практически среди скал, так он еще и соответствует строгим правилам УЕФА.
Еще одна особенность аэропорта Гибралтара - С 19 века существуют взаимные претензии между Испанией и Великобританией по поводу принадлежности этой территории. Вплоть до начала 21 века страны вели споры за Гибралтар.
Испания даже запрещала пролеты над своей территорией для британских воздушных судов из Гибралтара. В 2006 году были сняты все ограничения на полеты в аэропорт Гибралтара, в том числе запрет полетов над Испанией и исключение Гибралтара из всех соглашений ЕС о воздушном транспорте. Фактически были разрешены любые гражданские рейсы из всех стран в Гибралтар. Для начала были попытки организовать рейсы в Испанию (в Мадрид и Барселону) и в Марокко (в город Маракеш и Танжер).
Но идея не увенчалась успехом. Главным образом из-за небольшого потока пассажиров и нерентабельности таких авиаперелетов. В итоге аэропорт Гибралтара фактически является воздушным путем, связанным только с основными аэропортами Великобритании (лондонский Хитроу, Бристоль, Гатвик и Манчестер).
Как долго будет дорога пересекать взлетно-посадочную полосу?
Естественно пересечение дороги и взлетной полосы негативно сказывается и на работе аэропорта, и на работе автомагистрали. Планировалось построить новую дорогу в обход аэропорта, а возможно и туннель под взлетной полосой. Долгое время велись расчеты, и в конечном итоге решили проложить дорогу к востоку от аэропорта.
Работы идут полным ходом и вскоре завершатся. Но авеню Уинстона Черчилля останется для проезда спецтранспорта. По соседству с Gibraltar Airport располагаются следующие развлечения для гостей. В 26.1 километрах распланирован замечательный Природный парк Estrecho. Cтоило бы сходить с детьми в примечательный зоопарк Alameda Wildlife Conservation Park, представляющий редкую коллекцию флоры и фауны Испании. Культовый замок-крепость Испании Tower of the Moor является соседом Gibraltar Airport, 800 метров по прямой.
Двигаемся дальше. Как интересная мысль — заедьте и в соседний (девятьсот метров) соборный храм Cathedral of St. Mary the Crowned. Обратите внимание и на близлежащую (сорок минут езды) культовую достопримечательность — арт музей Dar el Makhzen (Tangier). В дополнение, в поисках сувениров, советуем съездить в сердце города — торговую улицу Muelle Ribera (в шестидесяти километрах). И в завершение, топ-ресторан Мишлена Mesón el Guadarnés с вывеской ‘Традиционная кухня’ приглашает на дегустацию местных деликатесов в десяти км. Гибралтар — это британская офшорная зона, по совместительству является стратегически-важной точкой военного присутствия Великобритании на Средиземном море и северо-западной Африке. Гибралтар характеризуется рельефной местностью и огромной скалой.
На 6.7 квадратных километрах клочка земли необходимо было уместить следующие объекты: гавань, порт, военную-морскую базу, крепость, 3 сухих дока для вмф, аэродром, фортификационные сооружения по периметру, административные и жилые здания для десятков тысяч постоянных резидентов территории, торговые и деловые центры, десяток казино и туристических заведений и гостиниц в совокупности.
Также нужно было сохранить и исторический облик местности, сберечь и насыпать песчаные пляжи, оставить природный рельеф скалы. Кстати, несмотря на крошечные размеры ровной земли на Гибралтаре, местные жители не жалеют места для спортивных объектов. Спортивная жизнь в Гибралтаре разнообразна и обширна в сравнении с размерами государства, для спортивных нужд здесь построено: 2 футбольных поля, 2 поля для мини-футбола, 2 поля для регби, 4 теннисных, 6 бадминтонных и 5 баскетбольных площадок, 1 стадион на 2,5 тысячи зрителей, размером в 1,5 футбольного поля.
И огромное поле для крикета на юге территории с площадью, равном размеру того стадиона. А также кладбище, размером в 3,5 того стадиона, расположенное по соседству со взлётной полосой. Полдюжины парковок, равным по размеру чуть меньше футбольного поля в среднем. Нашлось место и для мечети на самом живописном месте Гибралтара, а также для кампуса самого южного в Европе университета и десяткам частных вилл с бассейнами. Современную полосу аэропорта воздвигли на базе старого насыпного аэродрома, который был заложен в 1939-ом году сугубо для военных нужд.
Раньше здесь был расположен ипподром и автомобильная дорога.
Гибралтар находится между южной оконечностью Испании и Гибралтарским проливом. Гибралтарский пролив отделяет Европу от Африки. Гибралтар — это один из Геркулесовых столбов, то есть высот, обрамляющих вход в Гибралтарский пролив.
Говорят, что Геркулес (герой греческой легенды) решил оттащить Африку и Испанию друг от друга. Для этого он использовал Гибралтар и марокканскую гору Джебель-Муса, как две рукоятки. Они известны сейчас как Геркулесовы столбы.
Гибралтар занимает стратегически важную географическую позицию над Гибралтарским проливом, поэтому еще с древних времен разные народы вели спор за право обладания этой территорией. Считается, что одна из групп неандертальцев, которые жили в Азии и Западной Европе около 200 тысяч лет назад, жили в пещере Gorham в Гибралтаре. Современные люди мигрировали на Гибралтар из Восточной Африки 100-70 тысяч лет назад. Они населяли пещеры после неандертальцев. Гибралтар посетили финикийцы, карфагеняне, греки и римляне. С точки зрения современной истории человечества, Гибралтар первыми заселили финикийцы — около 950 до нашей эры.
Карфагеняне и римляне также основали здесь свои поселения, после падения Римской империи. Гибралтар тогда находился под контролем вандалов.
В 711 году Гибралтар был захвачен арабской армией под руководством Тарик ибн Зияд. После исламского завоевания Пиренейского полуострова, Гибралтар стал под контроль мавров. Он стал именоваться «Джебель Тарик» — гора Тарика.
Гибралтар контролируется маврами до 1462, когда герцог Медина-Сидония захватил регион во время испанской «реконкисты». Вскоре после этого, король Генрих IV стал королем Гибралтара и построил город Кампо-де-Гибралтар в Llano, самой южной части полуострова. В 1474 году он был продан еврейской группе, которая построила форт в городе и оставались там до 1476 года. Затем они были вытеснены из региона во время испанской инквизиции в 1501 году. Гибралтар попал под контроль Испании, которая завладела Гибралтаром и присоединила его к своей территории в 1501 году.
Англия получила Гибралтар в 1704 году — Гибралтар захватили британско-голландские силы, и в 1713 году он был передан Великобритании по условиям Утрехтского договора. В период американской войны за независимость (1775-1783), когда англичане были заняты войной, Испания и Франция осадили Гибралтар в надежде выиграть контроль над территорией.
Во время Великой осады (июль 1779 по февраль 1783 года), английские солдаты прорубили 113 метровый тоннель в скале, создав оригинальную систему обороны: орудия были установлены в отверстиях туннелей. Гибралтар в конечном итоге стал важной базой британского Королевского военно-морского флота. Полуостров участвовал в таких конфликтах, как Трафальгарская битва, Крымская война и Вторая мировая война.
Испанский диктатор Франсиско Франко пытался возобновить претензии Испании на контроль Гибралтара в 1950-е годы.
Референдум 1967 показал, что Гибралтарцы хотят остаться в управлении Британии.
Два года спустя, Соединенное Королевство предоставило Гибралтару автономию.
Доныне Гибралтар является заморской территорией Соединенного Королевства.
Британский монарх является главой государства Гибралтар. Королева Елизавета II является главой Гибралтара — у неё есть свой собственный главный министр в качестве главы правительства, а также свой собственный однопалатный парламент, Верховный суд и Апелляционный суд. Она назначает губернатора и главнокомандующего.
Гибралтар является самоуправляемой страной, за исключением обороны и внешней политики. Гибралтарцы граждане Великобритании. В 1967 и 2002 годах жители Гибралтара проголосовали за то, чтобы остаться под британским управлением.
Хотя Соединенное Королевство контролирует этот район с 1713 года, Испания утверждает, что также имеет суверенитет над этим районом. Испания не признает права Великобритании на данную территорию, считая, что Гибралтар был незаконно оккупирован в XIX веке. По мнению испанской стороны, лишь укрепленная часть города может принадлежать Британии, а вот перешеек просто захвачен англичанами.
Узкий Гибралтарский канал легко перекрыть (отрезать от других областей), таким образом, можно «душить» транзит морского транспорта во время конфликта.
Именно из-за этого у Гибралтара часто происходят разногласия в споре о том, кто контролирует Гибралтар. Он состоит из длинной горы известняка. Самая высокая точка здесь скала — 426 метров. Уникальной особенностью этой монолитной скалы являются подземные тоннели длиной более 50 километров. Проживают здесь 33 000 жителей.
Плотность населения на Гибралтаре одна из самых высоких в мире – около 5 000 человек на один квадратный километр. Основная особенность Гибралтара состоит в разнообразии этнических групп: испанцы, итальянцы, англичане, мальтийцы, португальцы, немцы и этнические группы Северной Африки. Есть и некоторые другие группы, такие как марокканцы, индейцы, французы, австрийцы, китайцы, японцы, поляки и датчане. Английский язык на Гибралтаре является официальным, он преподаётся в школах и используется для служебных целей. Но говорят здесь также на испанском, янито, итальянском и португальском. Местный язык янито представляет собой своеобразную смесь английского и испанского языков, при значительном влиянии итальянского, арабского и иврита. «Гибралтарская скала», национальный парк в центре страны, занимает половину ее территории. Поселения Гибралтара построены вдоль узкой прибрежной низменности. Основные населённые пункты Гибралтара находятся на восточной и западной стороне Гибралтара. На Гибралтаре средиземноморский климат — с мягкой зимой и тёплым летом. Средняя температура июля для области 27 градусов C, а средняя января — 10 градусов С. Большая часть осадков выпадает на Гибралтар в течение зимних месяцев, а средняя годовая сумма осадков составляет 767 мм. На южной оконечности полуострова очень красивые закаты с видом на африканское побережье.
Марокканский король построил там мечеть, чтобы его подданные, которые работают в Гибралтаре, совершали намаз с видом на Марокко.
Гибралтар имеет много военных районов и туннелированные дороги.
Общая протяженность автомобильных дорог на Гибралтаре всего 29 километров.
При этом в отличие от Великобритании, движение здесь правостороннее.
Правда, для передвижения по Гибралтару можно обойтись и без транспорта, учитывая скромные размеры этой территории. А телефонные будки Гибралтара являются точной копией английских. На Гибралтаре нет метро, трамваев и железных дорог.
Впрочем, небольшая железнодорожная узкоколейка здесь имеется, но для пассажиров она закрыта: используется исключительно для военных нужд.
Гибралтар имеет очень мало природных ресурсов и мало пресной воды.
Опреснения морской воды является одним из способов получать воду для граждан.
Несмотря на небольшие размеры, Гибралтар имеет сильную, независимую экономику, которая ориентируется в основном на финансирование, судоходство, торговлю, оффшорное банковское дело и туризм. Судоремонт и табак также являются основными отраслями промышленности в Гибралтаре, но нет сельского хозяйства.
На Гибралтаре не действует НДС, так как он не является общей таможенной территорией ЕС. Жители Гибралтара живут довольно богато, численность тех, кто живет ниже черты бедности, здесь ничтожна. Одна из главных достопримечательностей Гибралтара – варварийские обезьяны или маготы.
Гибралтар — единственная европейская территория, где в дикой природе живут обезьяны маготы. Это единственный вид макак, которые живут в естественных условиях вне Азии.
Существует легенда, согласно которой Гибралтар останется британским, пока на острове есть хотя бы один магот. В связи с этим в Великобритании есть афоризм, показывающий ее намерения сохранить Гибралтар за собой. Он звучит так: «Мы будем защищать обезьян до последнего англичанина».
С 1855 года эти животные находятся под охраной Военно-морского флота Великобритании. Магот изображен даже на монете Гибралтара номиналом 5 пенсов.
Для туристов эти обезьянки представляют определенную опасность: они запросто могут схватить телефон, бинокль или фотоаппарат. А самые агрессивные маготы способны и покусать тех, кто пытается их схватить или даже просто погладить.
В 1805 году адмирал Нельсон сражался в битве при Трафальгаре против французов и испанцев, недалеко от западной оконечности Гибралтарского пролива.
Нельсон вышел победителем, но был смертельно ранен в том бою. Он похоронен на Трафальгарском кладбище, Гибралтар. Гибралтар использует Британский фунт стерлингов (GBP) в качестве стандартной валюты, и Гибралтару разрешается выпускать свою собственную валюту — Гибралтарский фунт, который крепится к GBP.
Фунт стерлингов можно использовать в Гибралтаре, но Гибралтарский фунт можно конвертировать только на Гибралтаре. Так как английское влияние на Гибралтар огромное, здесь очень популярен футбол. Есть даже своя сборная. Домашние матчи она проводит на стадионе «Виктория», который вмещает 5 000 зрителей.
Но, для крошечного Гибралтара этого вполне достаточно. У Гибралтара произошло знаменитое морское сражение Восьмидесятилетней войны — Гибралтарская битва 1607 года. Тогда голландский флот застал врасплох испанскую армаду, стоявшую на якоре у Гибралтара, и за четыре часа полностью ее уничтожил. Во второй половине XX века ситуация накалялась настолько, что Испания объявляла территории полную экономическую блокаду, прекращала морские перевозки, телефонную и телеграфную связь. Главным источником спора являет отсутствие четких определений того, какие именно территории Испания уступила в прошлом Великобритании. Постоянная политическая борьба за статус Гибралтара по сей день продолжается между Великобританией и Испанией. В Европе сохранились только две стотонные пушки, и одна из них находится на Гибралтаре. Правда, она так и не прошла «боевого крещения», так как не представилось возможности сделать из нее хотя бы один выстрел.
Собственное сельское хозяйство на Гибралтаре отсутствует, практически все продукты приходится завозить из других стран. Здесь проживают потомки самых разных народов, поэтому, и местная кухня собрала в себе традиции многих стран – Италии, Англии, Испании, и даже Индии с Китаем. Гибралтарцы очень трепетно относятся к своей национальной кухне, поэтому считают, если турист не попробовал традиционные блюда, значит, проявил неуважение к культуре страны. Эта территория славится и искусными мастерами, но торговаться за изделия ручной работы здесь считается оскорблением для мастера. Ежегодно из каждой 1000 созданных семей, около 3 разводятся.
Это один из самых высоких показателей в мире, кроме семи следующих стран: Мальдивы (рекордсмены — 11 разводов на 1000 браков), Российская Федерация, Аруба, Беларусь, Латвия, Литва и Соединенные Штаты Америки. Фактически, только в Тувалу (тихоокеанское государство в Полинезии) и на Кокосовых островах меньше асфальта, чем в Гибралтаре.
В свое время нацисты хотели захватить эту территорию. Операция «Феликс» — это кодовое название операции нацистской Германии по захвату британской военно-морской базы, расположенной в Гибралтаре. Для выполнения этой операции, нацистам нужно было договориться с Франциско Франко (испанский диктатор), о проводе войск вермахта через Испанию. Франко согласился, но при этом выдвинул свои требования, в результате которых Германия должна была после победы в ВМВ отдать часть африканских колоний Испании. Гитлер отказался, и таким образом данный план не был реализован. Удивительно, но раньше, если жителю Гибралтара надоедал автомобиль (приходил в негодность, попал в аварию и не подлежит ремонту), он просто сбрасывал его со скалы в море. Об этом рассказал популярному изданию Telegraph Travel Эндрю Пурвис, который в детстве любил плавать среди свалки машин в воде.
Это практиковалось долгие годы, причем обо всем этом хорошо знало правительство, но никак не реагировало. Несмотря на свои небольшие размеры, в Гибралтаре находится объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это пещера Горама.
Она является частью комплекса морских пещер (всего их четыре). В список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО пещера Горама попала только в 2016 году.
Это одно из последних известных мест обитания неандертальцев в Европе, которому более 39 000 лет.
В основном страна занимается легкой промышленностью, такой как производство сигарет, напитков и консервов. Однако основным источником дохода в бюджете страны является туризм и реэкспортная торговля (вывоз из страны ранее ввезенных в нее товаров для перепродажи в другие страны). Гибралтар привлекателен для туристов огромным выбором хороших гостиниц, пляжей и игорных заведений. Кроме внутренней экономики, в страну поступает хорошая финансовая помощь со стороны Великобритании.
Гибралтар использует тот же часовой пояс, что и Испания.