Найти тему
Авиатехник

Тайны столкновения Ан-24 и Ту-16К: почему гражданская и военная авиация не поделили воздушное пространство? Случай в августе 1981 года

24 августа 1981 года самолет Ан-24РВ (б/н СССР-46653) выполнял пассажирский рейс из Комсомольска-на-Амуре в Благовещенск. На борту находились 27 пассажиров.

Из-за ухудшения погодных условий вылет был задержан на 4 часа. Взлет с аэродрома Комсомольска-на-Амуре состоялся в 07:56 по московскому времени.

Полет проходил в соответствии с планом. В 09:07 экипаж Ан-24 доложил диспетчеру о пересечении воздушной трассы Хабаровск-Москва на эшелоне 5400 метров. После этого связь с самолетом была потеряна.

Согласно заявке, в это время два военных самолета Ту-16К должны были выполнять погодную разведку на высотах 4200-4500 метров с пересечением трассы Бурея-Чегдомын. Один из Ту-16К в 09:21 на высоте 5220 метров в 70 км восточнее аэродрома Завитинск столкнулся с гражданским Ан-24.

В результате столкновения оба самолета полностью разрушились и упали на землю в труднодоступной таежной местности, где разгорелся пожар. Большинство людей, находившихся на борту Ан-24, погибли. Только через три дня спасатели обнаружили живой пассажирку Савицкую Л.В. с легкими травмами.

Расследование установило, что основными причинами трагедии стали:

- Неполнота информации о полетах военной авиации, переданная диспетчеру гражданского сектора

- Пересечение Ту-16К и Ан-24 на близких эшелонах в одном районе

- Отсутствие организованного взаимодействия между гражданской и военной службами ОрВД

Кроме того, сложные погодные условия с сильной болтанкой, вероятно, затрудняли пилотам контроль за воздушной обстановкой. В итоге столкновение произошло в облаках, вне зоны видимости экипажей.

Согласно информации, после столкновения с гражданским Ан-24 военный самолет Ту-16К разрушился в воздухе. Обломки Ту-16 были разбросаны в юго-восточном направлении на расстоянии около 2 км от точки столкновения.

Во время разрушения в воздухе от Ту-16К отделились его части. Так, кабина была найдена в 1,4 км от места падения основной части фюзеляжа. А консоль правого крыла оказалась в 4 км от основных обломков.

Таким образом, разрушение Ту-16К при столкновении с Ан-24 было настолько сильным, что самолет буквально разлетелся на части. Эти фрагменты разбросало на значительные расстояния от точки, где произошло непосредственное столкновение двух ВС.

Авиатехник в Telegram (подпишитесь!)