Большинство бытовой и профессиональной техники работает от электропривода, вот почему электродвигатель можно назвать сердцем любого прибора, поэтому, если они не работают должным образом или выходят из строя, это оказывает огромное влияние на весь производственный процесс. Выход двигателя из строя – событие не из приятных. Для многих промышленных предприятий стратегия технического обслуживания электродвигателей является одним из наиболее важных решений, принимаемых компанией.
Выбор между ремонтом вышедшего из строя электродвигателя и покупкой нового зависит от конкретной ситуации и предпочтений компании. С одной стороны, ремонт может быть более экономичным вариантом, так как он требует меньше затрат на материалы и рабочую силу. Однако, если повреждение серьёзное или ремонт невозможен, покупка нового двигателя может быть лучшим решением, особенно если речь идёт о высокопроизводительных двигателях. Важно также учитывать качество ремонта и возможность выявления причин неисправности, чтобы предотвратить подобные проблемы в будущем.
Зачастую ремонт двигателя может оказаться гораздо быстрее и дешевле замены. Однако если происходит очень серьезное повреждение, ремонт становится менее выгодным вариантом. Например, серьезное повреждение ротора, сердечника статора или значительная механическая неисправность снижает вероятность успешного ремонта. Если старый двигатель выходит из строя, то можно снизить эксплуатационные расходы за счет покупки нового с более высоким КПД. Качество является очень важным фактором, и более высокая эффективность не означает большую надежность. Также стоит знать, что высокоэффективные двигатели тоже поддаются ремонту. При грамотно выполненном ремонте и эффективность, и надежность останутся неизменными.
Судя по единовременным затратам, ремонт вышедшего из строя электродвигателя обходится почти вполовину дешевле, чем приобретение нового. Стоимость капитального ремонта составляет от 40 до 55% цены мотора, только что сошедшего с конвейера завода-изготовителя.
Ремонт - как возможность выявить причины неисправности
Стоит проанализировать повреждения двигателя при возникновении отказа. Если причина сбоя определена и приняты профилактические меры, весь процесс в конечном итоге станет более надежным. Хотя стоимость замены или ремонта самого двигателя может быть значительной, затраты, связанные с простоем линии, могут быть на порядки выше. Иногда сам ремонт помогает найти причины возникновения неисправностей в установке, что повышает надежность всего производственного процесса. Конечно, анализ первопричин может быть выполнен независимо от того, принято ли решение о замене двигателя или его ремонте.
О неполадках в работе двигателя свидетельствуют:
· посторонние шумы;
· перегрев корпуса;
· сложности при регулировании характеристик.
На обмотку негативно действуют вибрация, подъем температуры, а также воздействие грязи, пыли, масел и влаги. Вот почему со временем она может разрушиться, и потребуется восстановление путем намотки нового проводника.
При выходе из строя электродвигателя необходимо проверить условия его работы. Процессы со временем меняются, и это может привести к изменениям нагрузки двигателя или рабочих циклов. При возникновении неисправности стоит задуматься, какие предыдущие изменения могли ее вызвать и как они повлияли на работу двигателя. Двигатели специального назначения/нестандартные, например, со специальными валами, чаще ремонтируются, чем заменяются. Если двигатель на замену легко доступен, факторами, влияющими на решение о замене, являются время и деньги
В последнее время все чаще применяются стратегии профилактического и прогнозирующего технического обслуживания. Их использование может помочь обнаружить первые тревожные симптомы надвигающейся поломки. Благодаря этому ремонт можно планировать. Стратегия профилактического обслуживания обычно включает выполнение планового обслуживания компонентов или всей системы для снижения риска сбоя. В свою очередь, стратегия прогнозируемого обслуживания, предполагающая мониторинг состояния устройств, позволяет оценить состояние используемых машин с целью определения необходимости сервисных мероприятий.
Преимущества ремонта вместо покупки нового двигателя
Если сравнивать приобретение нового электродвигателя и ремонт существующего, на первый взгляд кажется, что лучше купить новый. Потому, что еще сильны представления о ремонте двигателей как о какой-то сомнительной, не всегда чистой, процедуре, выполняемой неизвестно в каких условиях и с использованием неизвестно каких материалов.
Преимущества ремонта
· Максимальная диагностика. В первую очередь, при поступлении электродвигателя в ремонт, ремонтники производят полную диагностику всех узлов электродвигателя. Благодаря такой диагностике становится возможным выявить все скрытые повреждения, находящиеся в стадии развития и непосредственно влияющие на ресурс двигателя после ремонта. Это один из самых важных этапов, целью которого является не просто технический ремонт электродвигателя, а его максимально долгий и безаварийный срок службы в будущем.
· Быстрота. Часто выбор, покупка и доставка нового мотора длится дольше, чем ремонт;
· Цена. Стоимость ремонта сэкономит вам до 60 % от цены на новое оборудование;
· Эффективность. Двигатель после ремонта способен к столь же длительной эксплуатации, что и новый.
Для достижения высокого качества ремонта электродвигателей, ремонтные организации чаще всего используют:
· Современные роботизированные линии по изготовлению секций статорных обмоток (со сроком службы изоляции до 20 лет).
· Станки с лазерной резкой и другое оборудование, использующееся в процессе изготовления пакетов активного железа статоров, роторов и якорей для любых типов электродвигателей.
· Коллекторы иностранного производства с увеличенным ресурсом и повышенной устойчивостью к износу, недоступные другим Российским производителям.
· Вакуумно-нагнетательную пропитку для дополнительной защиты электродвигателя от механических воздействий и обеспечения максимальной электрической прочности обмотки статора.
· Современное испытательное оборудование, в полном соответствии с Российскими и международными стандартами.
· Процессное управление, службу контроля качества, штат квалифицированных технологов и конструкторов, скомплектованные технические службы.
· Исключительно новые материалы. Вторичное использование провода или секций не допускается
Последствия экономии на ремонте двигателей
Перегрузки, перегревы, ненормальные режимы работы, нестабильные параметры электрической сети, негативное воздействие других вредных факторов – все это часто приводит к выходу электродвигателей из строя. Особенно это касается двигателей, работающих в тяжелых условиях эксплуатации. Известно, что наиболее распространенными поломками электродвигателя являются пробой изоляции обмотки и износ подшипников.
НЕОБХОДИМОСТЬ ЗАМЕНЫ СЕКЦИЙ (ОБМОТКИ):
• общее старение изоляции вследствие длительной эксплуатации;
• неудовлетворительное состояние изоляции элементов обмотки статора вследствие многочисленных механических повреждений или деформаций, вызванных ослаблением крепления обмотки;
• перешихтовка активной стали статора (в этом случае при удовлетворительном состоянии изоляции после демонтажа элементы обмотки используются вторично).
Объективными критериями состояния изоляции служат испытания обмотки статора повышенным напряжением и обязательный тщательный осмотр изоляции всех элементов обмотки. Недостаточно делать вывод о пригодности изоляции обмотки статора к дальнейшей эксплуатации только по результатам ее испытания повышенным напряжением. Помимо этого испытания нужно учитывать показатели сопротивления изоляции, испытания междувитковой изоляции импульсным напряжением, замер коэффициента абсорбции и замер коэффициента поляризации.
Бывают случаи, когда недобросовестные ремонтные организации, для снижения стоимости ремонта электродвигателя, допускают вторичное использования секций, обмоточного провода, что нередко приводит к снижению эффективности и надежности электрической машины. Выполнять частичный ремонт – менять лишь поврежденную секцию (остальные оставлять как есть, возможно со скрытыми дефектами) также не рекомендуется, так как это может привести к повторному циклу ремонта через короткий промежуток времени.
Это самая настоящая бомба замедленного действия. После такого «ремонта» последующий выход двигателя из строя может сопровождаться, в том числе, прогаром активного железа, что повлечет за собой дорогостоящий ремонт.
Надёжность подрядчика: качественная обмотка и новые секции от завода Rem&Coil
МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ ТРИ ВАРИАНТА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ С ИЗГОТОВЛЕНИЕМ СЕКЦИЙ:
• Переизолировка старых секций
• Ручное изготовление новых секций
• Автоматизированная линия изготовления новых секций (технология
flat-coil)
Переизолировка старых секций – крайне трудоемкий процесс. Один из ключевых этапов – отжиг обмотки в печи для удаления изоляции – резко снижает проводимость меди, т.е. ее удельное электрическое сопротивление увеличивается, что приводит к снижению эффективности электродвигателя и, соответственно, к росту эксплуатационных расходов. Кроме этого, нанесение изоляции на каждый виток вручную приводит к сильному разбросу конечных размеров катушек в пазовых частях, что существенно замедляет укладку катушек в статор. А также снижается качество и надежность междувитковой изоляции катушек.
Примитивное оборудование, которое используется при ручном изготовлении секций не позволяет обеспечить идентичность катушек в пределах одного комплекта. Кроме этого нанесение изоляции приводит к изменению геометрических параметров катушек, особенно это касается формы лобовых частей, это приводит к необходимости рихтовать катушки, а значит скорость укладки катушек в железо машины замедляется. Нанесение корпусной изоляции вручную, как в случае переизолировки, так и при изготовлении новых секций вручную приводит к существенному снижению надежность готовых секций, т.к. вручную практически невозможно нанести ленты с одинаковым перекрытием и натягом по всему периметру катушек. Автоматизированная линия Flat-Coil от завода Rem&Coil лишена этих недостатков: нанесение изоляции и формообразование катушек производится на современном оборудовании в соответствии с программами изолировки и формовки, что позволяет получить секции единой геометрии с корпусной изоляцией высокого качества.
Как определить надежного подрядчика читайте в чек-листе Rem&Coil - https://drive.google.com/drive/u/2/folders/1OuvG0IJ7v6ntdjSMA24-2AyfjrEa_r2G
Источники: