Найти в Дзене
АВТО ПОЧЕМУЧКА

Странная спецмашина из СССР, состоящая из двух частей

Оглавление

В период существования социалистического строя советский автопром создавал и серийно выпускал немало техники, на первый взгляд странной по своей конструкции.

Особенно интересными были машины, которые использовались на строительстве и ремонтах дорог.

К каткам и грейдерам простые люди привыкли и их участие в работах на участках ремонта дорог не вызывали удивления, а вот появление модели дорожной машины МоАЗ-6014, основным предназначением которой являлись земле-транспортные работы, часто становился объектом заинтересованности.

МоАЗ «Скрепер»

Нечасто советские люди могли увидеть в работе гибрид самосвала и скрепера, совмещавшего одновременно два вида земляных работ.

Машина, предназначенная для работ по подчистке и вывозу грунта, имела весьма интересную конструкцию. Машину можно было использовать и как транспортное средство для перевозки грунта, так и как скрепер.

Версия скрепера Д-567
Версия скрепера Д-567

Занимались созданием проекта инженеры Минского автомобильного завода, специально прикомандированные для этой цели на Могилевское предприятие. Требовалась землеройная дорожная техника, которую можно было бы использовать при строительстве дорог.

Первая модель проекта с индексом 546 появилась в 1969 году.

-3

Автотягач выглядел несколько необычно, что вызывало удивление и заинтересованность, а его работа, хотя и выглядела несколько специфической и нестандартной, была крайне эффективной.

Особенностью модели стала конструкция шасси, на раме которой с помощью сцепного устройства был закреплен полуприцеп, управляемый с помощью одноосного тягача.

Самоходный скрепер МоАЗ-546‑Д-567
Самоходный скрепер МоАЗ-546‑Д-567

Управление машины осуществлялось за счет гидроцилиндров, установленных для выполнения маневров на обеих секциях.

При выполнении поворота включалась нужная пара цилиндров, поворачивающая не колеса тягача, а всю секцию целиком, при этом на тягаче колеса были управляемые, а на полуприцепе, который по конструкции был типичным для всех тягачей, нет.

Особенности скрепера МоАЗ

Универсальность тягача состояла в том, что эту часть машины можно было эксплуатировать для буксировки различных платформ.

Изначально заказ на изготовление тягачей поступил от министерства обороны, для эксплуатации в качестве ракетовозов и аэродромной техники, но большей частью модель серийно выпускали как скрепер, который использовали для строительства дорог по всей стране.

-5

Самоходный скрепер значительно упрощал земляные работы при строительстве новых дорог.

Его универсальность заключалась в том, что одновременно модель могла выполнять и бульдозерные работы и как погрузчик и как техника для вывоза сыпучих грузов.

Скрепер использовали для укладки гравийно-песчаной смеси, на строительствах плотин и водохранилищ, где требовалась быстрота выполнения работ, для расчистки площадок и подготовки земляного полотна под укладку дорожного покрытия.

Скрепер был экономически выгоден в условиях эксплуатации, когда перемещение и выгрузка груза выполнялась на расстоянии не более 3-5 км.

Специальным ножом скрепер во время движения снимал часть грунта, перемещая его непосредственно в поддон полуприцепа и не останавливаясь, перевозил груз на место разгрузки.

Мощности дизельного двигателя ЯМЗ-238АМ2 было вполне достаточно для самых сложных работ, а 4-х ступенчатая КПП позволяла управлять механизмом, как на высоких, так и на низких скоростях.

МоАЗ-6014
МоАЗ-6014

Работающие на скреперах водители в своих рассказах были очень довольны качеством сборки скрепера и его надежностью работы.

Мощность в 225 л. с. объем двигателя в 14,6 л позволяли без всяких проблем перевозить до 16 т груза, загрузив полуприцеп под самый верх.

Возможность регулировать толщину срезания позволяла эксплуатировать скрепер в любое время года без привлечения в помощь дополнительной техники.

Максимальный забор толщины срезания составлял 45 см, что в условиях благоприятных климатических условий позволяло выполнять работы в ускоренном темпе.

С наступлением морозов, при промерзании грунта в помощь скреперам для подталкивания использовали бульдозер, предварительно навесив на борта прицепа автомобильные покрышки.

Несмотря на то, что коллектив Могилевского автозавода начал серийное производство новой, модифицированной модели МоАЗ-6014 уже под конец существования СССР, предприятие долгое время, вплоть до 2006 года занималось сборкой этой уникальной техники.

Авто
5,66 млн интересуются