По мнению экспертов, заниматься поиском и покупкой байка из США к новому мотосезону необходимо именно сейчас. В среднем заокеанская мототехника плывёт в Беларусь около пяти месяцев. Журналисты av.by поговорили об изменениях в логистике, таможенных нововведениях и о том, каким образом они отразятся на конечной стоимости мотоцикла, с Андреем Казаковым, специалистом по подбору компании WestMotors.
— Какие изменения произошли на моторынке за последние пять месяцев?
— Ощутимо возросло количество техники. Это обусловлено тем, что до ограничений, введённых Литвой в начале лета, белорусы активно заказывали байки как для личного пользования, так и для дальнейшей перепродажи. Однако сейчас ситуация с ограничениями и корректировкой логистики напрямую повлияет на рост цен.
— Белорусы стали заказывать меньше или больше?
— Летом мы ощутили: заказы на мотоциклы значительно упали — минимум втрое. В очередной раз у людей появился вполне обоснованный страх «заморозить» или даже потерять свои вложения. Ситуацию усугубило то, что литовская сторона не давала конкретных комментариев насчёт предстоящих нововведений. Самые смелые, конечно, играли и выигрывали. Но тут отмечу: страховые аукционы США — это всегда риски, даже в мирное время. Также краски сгустили изменения от нашего таможенного комитета: абсолютно все мотоциклы теперь надо «таможить» от оценки.
— Как сегодня рассчитать конечную стоимость мотоцикла в Беларуси? В чём разница между открытыми и закрытыми аукционами? Год выпуска на итоговую цену и растаможку не влияет?
— У нашей компании есть специальный калькулятор, доступный любому пользователю. С помощью него можно посчитать актуальные расходы на покупку любого аппарата из разных уголков США. В нашем распоряжении все штаты, кроме Аляски и Гавайев. Из тех регионов очень долгая и дорогая доставка, что делает невыгодным сам факт покупки. По аукционам — беспрепятственно работаем как с классикой типа Copart и IAAI, так и с экзотикой типа NPA. Были кейсы, когда покупки делались даже на eBay. Относительно закрытых площадок — действительно, такие есть. Их плюс в том, что для игры на них нужна особая лицензия. В результате намного меньше участников в сравнении с остальными площадками. Как следствие, выше шанс купить что-то по более низкой ставке. Год выпуска у мотоциклов, естественно, будет влиять на формирование ставки. Однако если касаться таможенного оформления, то тут год, в отличие от ситуации с авто, не играет никакой роли. Можно без препятствий привезти в Беларусь байк как 1990 г. в., так и 2024-го.
— Сколько в среднем плывёт сейчас мотоцикл? Зависит ли стоимость доставки от её времени?
— Ввиду того, что мы начали использовать альтернативные маршруты транспортировки, сроки логистики увеличились в среднем на полтора месяца. Так что в целом мотоцикл из штата Нью-Йорк у вас в гараже может оказаться через четыре месяца. Поэтому сейчас лучший момент, чтобы планировать себе нового «стального коня» к сезону-2025. Зависимость стоимости доставки от времени есть: чем дальше техника от порта, тем дороже и дольше её доставка.
— Байк с какой степенью повреждения вы не рекомендуете брать?
— Мой совет (не только как специалиста компании, но и как мотоциклиста со стажем): обходите стороной гнутые или повреждённые рамы, а также экземпляры, побывавшие в солёной воде.
— В обоих случаях привести технику в более-менее достойный вид, может быть, и удастся, но в ситуации с рамой эксплуатация такого аппарата как минимум небезопасна. «В завод» выставить всю геометрию очень сложно — я бы сказал, почти нереально.
— И полбеды, когда человек берёт мотоцикл себе… Большее зло, когда покупает его для перепродажи с выгодой. Будущий хозяин при отсутствии должной дотошности, необходимой для проверки истории транспорта, становится обладателем «чёрной метки». Что касается «утопленников», то привести в порядок всю электрику и блоки достаточно сложно, а если внутри мотора пару месяцев постоит солёная вода, это существенно сократит долговечность агрегата.
— Насколько небезопасным для эксплуатации может быть мотоцикл с повреждениями?
— Как я уже сказал выше, если обходить стороной варианты, которые едут боком из-за кривой рамы, то в подмятом баке или сломанной фаре нет ничего страшного. Я сам пригнал себе с разных аукционов более пяти байков, имевших разную степень повреждения. Во многом решает состояние, а не пробег. Была пара ярких примеров, когда экземпляр 1995 года, преодолевший более 100 000 км, работал и выглядел будто из салона. И наоборот — мотоцикл с 8 000 км на одометре разваливался при каждой поездке. Но выражение «За хорошее всегда надо платить» — правда. Свой нынешний Harley-Davidson CVO Road Glide я взял по очень высокой для него ставке. Зато из повреждений там оказалось лишь несколько царапин на пластике и сломанное крепление кофра.
— Какие нюансы сейчас есть в растаможке? До 600 кубов одна цена, после — другая?
— На самом деле разница невелика. Мотоциклы с объёмом двигателя до 800 см³ «таможатся» по формуле: пошлина 18% + НДС 20%. Более кубатурные собратья с объёмом свыше 800 см³ — так: пошлина 16% + НДС 20%. Я всегда призываю считать по «большей» формуле, чтобы иметь запас на непредвиденные расходы.
— Можно ли не бояться моделей с огромным пробегом, но с незначительными повреждениями? И старой техники — скажем, 2000—2008 годов? Или лучше обходить их стороной?
— Покупатели мотоциклов делятся на две категории: те, для кого возрастной байк — тот, который произведён раньше их дня рождения, и те, для кого модели прошлого года уже морально стары. Большого пробега или старости бояться не стоит. Следует опасаться безответственного отношения и тотальной экономии на обслуживании. Пробег мотора ведь измеряется не расстоянием, а мото-часами.
— Когда лучше всего заказывать мотоцикл из Америки? Зависит ли это от поры года и почему?
— Оптимальный период — сейчас (осень и начало зимы). Так как после активного сезона в США на торгах начинает появляться всё больше вариантов, а запас времени позволит найти, привезти и починить желаемый экземпляр до первых тёплых лучей.
Электромотоциклы в Беларуси. Почём продают, и что нужно помнить при постановке на учёт
— Доставляете ли вы электромотоциклы? Как они «таможатся», какие есть нюансы? Цена?
— На данный момент полная таможенная пошлина составляет 15% (плюс 20% НДС). Послаблений как для электромобилей нет. За всю историю компании мы привезли несколько таких аппаратов — фирм Zero и Harley-Davidson. Нюансы идентичны особенностям электрокаров. Обязательно надо смотреть варианты, у которых не задета батарея и которые на ходу. От себя могу добавить, что электромотоцикл — это больше игрушка, чем основное средство передвижения. Пока в наших реалиях слишком много но.
— Какова ёмкость белорусского рынка мотоциклов? Сколько байков, по вашим подсчётам, продаётся в Беларуси за год?
— На данный момент в стране более 8,5 тысячи предложений двухколёсной техники, и это количество растёт. Статистики внутреннего рынка по числу продаж у меня, конечно, нет.
Фото: архив av.by