Екатеринбургский метрополитен – тринадцатый и последний, построенный в СССР, первый на Урале и шестой в России, отметил 27-го апреля свое тридцатилетие.
Первые предложения о строительстве двух линий, пересекающих город в широтном и меридиональном направлениях, были высказаны в 1960-х годах, когда численность населения города превысила миллион человек. Строительство началось в августе 1980 году. Борис Ельцин, будучи первым секретарём Свердловского обкома КПСС в начале 1980-х, объяснил выбор маршрута первой очереди: «Уралмашевцы заслужили право возвращаться домой с первомайской и октябрьской демонстраций на метро!»
С 1981 по 1984 прошли 2440 м, были разработаны котлованы под строительство станций «Машиностроителей», «Уралмаш», «Проспект Космонавтов», а также началось строительство этих станций.
26 апреля 1991 г. состоялся торжественный митинг, а 27 апреля в 6 часов утра началось регулярное движение поездов по линии из трех станций без оборотных тупиков.
Поэтому поезда первой линии ходили челночным способом. В 1992/94 годах протяженность метрополитена удвоилась. Последняя, девятая, станция первой и единственной линии – «Чкаловская» была открыта в июле 2012 г.
Запланировано строительство второй линии по направлению с запада на восток Екатеринбурга.
ото: Wikimedia Commons