А вы слышали про криогенную чистку (ещё её называют криобластингом)? Это способ бесконтактной очистки машины при помощи сухого льда. Гранулы подаются под высоким давлением на обрабатываемую поверхность и удаляют грязь, масла, застаревший жир, бензин, краски, смолу, гудрон, да вообще всё на свете. Самое интересное, что таким образом можно очистить не только салон или кузов, но и подкапотное пространство автомобиля.
Стоит ли это своих денег и нет ли каких-то рисков для машины?
Давайте разбираться.
Сухой лед спешит на помощь
Сухой лёд – это замороженный диоксид углерода (CO₂). Его можно увидеть в виде спрессованных гранул или брикетов на детских праздниках, в контейнерах с мороженым или продуктами, а также в машиностроении и других отраслях промышленности. Особенность сухого льда в том, что при разморозке углекислый газ, из которого он состоит, минует жидкое состояние и сразу превращается в пар. С одной стороны, это довольно опасно – при резкой разморозке углекислый газ заполняет собой помещение, и люди могут задохнуться. С другой – при грамотном использовании сухой лёд открывает множество возможностей. В том числе, в области очистки.
Свои моющие свойства сухой лед доказал еще в 70-х годах XX века на американских самолетах-невидимках. А с начала 90-х годов стал широко применяться во всех сферах производства в Европе и США. Автоиндустрия, конечно же, не осталась в стороне. А сам процесс получил название криогенная чистка или криобластинг.
Как это работает?
В основе лежит принцип распыления сухого льда под давлением из специального бластера. Процедура похожа на пескоструйную обработку, только вместо абразивных частиц используется сухой лед, гранулы которого проникают в загрязненные участки со скоростью звука. И грязь просто отваливается!
Эффект достигается благодаря:
- Разнице температур. При соприкосновении льда с загрязнениями те мгновенно замораживаются, причём чем больше температурный градиент, тем меньше адгезия между загрязнением и материалом поверхности из-за различия их линейных коэффициентов расширения при разных температурах. Соответственно, тем легче отлетает грязь.
- Механическому воздействию. Частицы сухого льда вылетают из бластера на очень большой скорости, и их кинетическая энергия при ударе отрывает грязь от поверхности. При этом замороженный газ не может повредить поверхность.
- Эффекту газового клина. В момент удара часть кинетической энергии гранул превращается в тепловую. Можно сказать, происходит крошечный взрыв, и при испарении газа частицы увеличиваются в объеме в 500-800 раз, легко отслаивая самую тяжелую грязь.
Для чего подходит криобластинг?
Для всего: салона, лакокрасочного покрытия, пластика и фар, электрики и электроники. Криобластер незаменим при очистке кнопок, сетки колонок, торпеды, воздуховодов, панели управления зеркалами и стеклоподъемниками. Тормозная система, диски и даже система кондиционирования могут быть обработаны сухим льдом.
Криобластинг легко справляется даже с самыми застарелыми загрязнениями двигателя и подкапотного пространства. И может продлить жизнь подержанным автомобилям. Главное, проводить работы по очистке на холодном моторе.
Сухой лед безопасен и для распределительных щитков и моторов гибридов. Под давлением он выбивает грязь из самых труднодоступных мест, куда не подлезешь с тряпкой или губкой и где влажная уборка противопоказана.
В чем плюсы?
- Универсальность. Сухим льдом можно очистить любую поверхность авто.
- Экономия времени. Процесс занимает 2-3 часа вместо обычных 2 дней.
- Экономия ресурсов. Не нужно проводить сборку/разборку авто, промывку и сушку элементов.
- Экологичность. Нет дополнительных отходов (вода, химические вещества), которые нужно утилизировать. Сухой лед моментально испаряется.
- Качество очистки. Частицы сухого льда проникают в самые труднодоступные места, эффективно удаляя загрязнения.
- Безопасность и деликатность. Детали авто не подвергаются негативному воздействию воды, химии, абразивов.
- Непроводимость электрического тока. Идеальный метод для чистки электроприборов.
- Снижение рисков. Вероятность поломок при криомойке стремится к нулю.
- Антибактериальность и нетоксичность. Под воздействием низких температур сухого льда (-78,5℃) погибают грибки и бактерии. И никаких химикатов!
- Экономичность. Стоимость оборудования и паллетов сухого льда быстро окупается.
А есть ли минусы?
Их мало, но всё же.
Можно повредить хрупкие элементы, например, пластиковые, если превысить давление подачи частиц и время воздействия на очищаемый участок.
Дорогое удовольствие. За уборку салона могут запросить до 25 тысяч рублей, а за двигатель от 17 тысяч и выше.
Услуга оказывается не везде. Для криобластинга нужно высокотехнологичное оборудование (криобластер, мощный компрессор для подачи льда). Поэтому за такой услугой нужно ехать в специализированные центры, где проводят детейлинг.
Безопасна ли процедура криобластинга?
Да, если её делают профессионалы. Сухой лед попадает даже в труднодоступные места и удаляет все типы загрязнений, при этом он не повреждает покрытия, не вредит электрике, не подразумевает использования химических средств.
Напортачить тут всё-таки можно, особенно с хрупкими элементами. Если чистку выполняет неопытный мастер, он может задержатся в одной точке дольше, чуть больше, чем следовало бы, и из-за такого воздействия могут пострадать, например, пластиковые детали или уплотнители. Но при адекватной работе такого быть не должно.
Ну и, естественно, самостоятельно у себя в гараже такое делать категорически нельзя. Только в специализированном центре. Сотрудник, выполняющий данную процедуру, должен носить респиратор, очки либо пластиковую маску для защиты глаз от частиц отлетающей грязи, утепленные перчатки для защиты от низкой температуры и наушники для спасения от шума. А если мойка происходит в замкнутом помещении, то и противогаз.
Выводы
Прогресс не стоит на месте, и многие новые для рынка услуги и товары на деле оказываются очень хороши. Это радует!
Криобластинг – отличная альтернатива другим видам очистки автомобилей. Да, это услуга не на каждый день, цена кусается. Но освежить машину и промыть её там, где другие средства не справляются (например, под капотом) порой стоит. Думаем, результат вас порадует.
Отметим ещё одну новинку на рынке, которая вас приятно удивит – моторные масла под брендом Havens. Это смазочные материалы премиум-уровня родом из ОАЭ, при их производстве применяются высококачественные базовые масла от крупнейшей нефтедобывающей компании Saudi Aramco и присадки от мировых лидеров (Lubrizol, Infineum, Chevron).
Маслам Havens удается показывать выдающиеся высокотемпературные характеристики – низкую испаряемость и высокую температуру вспышки, лучшие, чем у большинства конкурентов.
Продукция торговой марки Havens попадает на российский рынок через своего официального и эксклюзивного импортера РФ – компанию АМП. В нынешний реалиях это очень важный аргумент, ведь на рынке официально оставшихся известных импортных брендов практически не осталось.