Найти тему
ПОД СТУК

Без возможности удобного перехода - почему новые станции метро Петербурга строят с двумя боковыми платформами, а не одной центральной?

Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! Если вы живёте в Петербурге, то наверняка замечали, что новые станции (ну как новые, корректнее, пожалуй, будет сказать - последние из построенных) имеют иную компоновку платформ и путей, нежели те, к которым привыкли петербуржцы разных поколений за несколько десятилетий.

Станция «Дунайская» с боковыми платформами. Автор: Alex 'Florstein' Fedorov
Станция «Дунайская» с боковыми платформами. Автор: Alex 'Florstein' Fedorov

Иначе говоря, платформы на «новых» станциях, таких как «Дунайская» (фиолетовая линия), а также «Зенит» и «Беговая» (зелёная линия), во-первых, имеются в количестве двух штук (вместо одной большой), а во-вторых располагаются по другую сторону от путей, при том, что оба пути расположены рядом с другом и не разделены платформой.

Станция «Беговая» с боковыми платформами. Автор: Alex 'Florstein' Fedorov
Станция «Беговая» с боковыми платформами. Автор: Alex 'Florstein' Fedorov

Говоря короче, на старых станциях есть одна платформа островного типа, а по бокам от неё два пути, с каждой стороны, а на новых станциях - две боковых платформы, а пути уже между ними.

Таким образом, приехав на станцию, не получится с кем-то быстро встретиться и сразу сесть на поезд, который едет в обратную сторону, или, например, если вы изначально сели на поезд не в ту сторону, то доехав до станции с боковыми платформами, сразу пересесть на поезд обратно не выйдет. В обоих случаях придется подняться верхний вестибюль, а после снова спускаться, но уже на противоположную платформу.

До этого, станции подобной компоновки были знакомы петербуржцам только в наземном исполнении: «Парнас», «Купчино», «Рыбацкое», «Девяткино», ну и не так давно открытые «Шушары».

Станция метро «Рыбацкое» | Автор: Alex 'Florstein' Fedorov
Станция метро «Рыбацкое» | Автор: Alex 'Florstein' Fedorov

Почему новые станции строят именно так?

Впрочем то, что неудобно пассажирам (ну хотя в большинстве случаев, конечно, они особой разницы не ощущают), очень даже удобно метростроевцам. Если вы часто перемещаетесь между «Беговой» и «Приморской», а также между «Проспектом Славы» и «Шушарами», то наверняка замечали, что тоннели там - двухпутные.

Фото: Russos
Фото: Russos

Чтобы соединить двухпутный тоннель со станцией с островной платформой, необходимо демонтировать щит и производить проходку соединений - уже однопутных тоннелей. Как вы понимаете, это гораздо дольше, чем пройти щитом станцию насквозь и уже, что называется, плясать от этого.

Эскиз строящейся станции метро «Горный институт» от 2023 года, качество которого улучшено с применением ИИ
Эскиз строящейся станции метро «Горный институт» от 2023 года, качество которого улучшено с применением ИИ

Именно этим соображением и продиктовано появление в петербургском метро неназемных станций с боковыми платформами. Впрочем, готовящиеся к открытию станции «Горный институт», «Путиловская» и «Юго-западная» будут иметь стандартную компоновку, поскольку примыкающие к ним перегонные тоннели - однопутные.

Для удобства подписчиков Телеграме создан канал, объединяющий несколько Дзен-каналов (в том числе и мой) по теме транспорта. С его помощью вы можете не только быстрее увидеть новые статьи, но и найти канал в случае автоматической отписки, что иногда бывает. Рекомендую подписаться!
-6