О насыщенной мотожизни, правильной трассе и выборе железного коня — в интервью с управляющим директором мотопарка «Вельяминово» Сергеем Миндиным
Сергей, как возникла идея создания мотопарка «Вельяминово»?
Всё просто. Если вы занимаетесь футболом, вам нужно футбольное поле, если плаванием — бассейн. Мотоциклам нужна мотоциклетная трасса. Идеально, когда это не просто трасса, а место, куда ты можешь приехать, встретить единомышленников, отвлечься от работы и будничных дел и получить свой гормон «мотосчастья».
Острую необходимость в таком пространстве мы с командой почувствовали в 2013 году: хорошие старые трассы закрывались, новые постоянно чем-то не устраивали. Нам захотелось организовать своё место — точку притяжения, точку цивилизации мотоспорта, точку роста и развития как любителей, так и профессионалов. Такая вот простая сложная идея.
Территория в Вельяминово нам приглянулась по всем показателям: внушительный перепад высоты трассы, разный грунт — где-то песок, где-то глина, водоём. Мы увидели потенциал территории, хотя работы предстояло много: тут был заброшенный замусоренный карьер, горы шприцев, строительных отходов, аптекарских товаров и почему-то тысячи пустых пакетиков «смекты». Всё это требовалось вычистить, разровнять, благоустроить. Началась большая стройка.
15 октября 2015 года мы провели первые соревнования — финал кубка по кантрикроссу на мотоциклах, квадроциклах и байках.
Какова структура мотопарка?
В мотопарке «Вельяминово» десять разных трасс.
Каждая — универсальная, под любую погоду. Мы работаем круглый год. Зимой добавляются ледовая и снегоходная трассы — мотоциклы «обувают» в специальную шипованную резину.
Основная наша трасса одна из немногих в стране имеет международный сертификат. это уровень чемпионата Европы, который мы впервые провели в 2018 году. Трижды проходили чемпионаты России и молодёжные первенства, было много клубных и любительских соревнований. Каждые два года мы обновляем сертификат на трассу у Мотофедерации России.
Кроме основной, у нас есть малая трасса, песчаная, две детские трассы, три маршрута у Малого и Большого озёр и эндуростадион. Это позволяет проводить здесь соревнования самого разного уровня, от любительских до чемпионата Европы.
Чемпионата мира, Вы хотели сказать?
До чемпионата мира ещё немного надо доработать — обустроить техническое оснащение трассы, асфальтированные парковки, места размещения телецентра и множества разных служб.
С точки зрения спорта — трамплины, подъёмы, спуски, повороты — у нас всё организовано на высшем уровне. Но, как говорится, для проведения Олимпиады нужен олимпийский стадион.
В то же время у нас довольно много других мероприятий проводится: автомобильные тест-драйвы, рок-концерты, какие-то корпоративные мероприятия. Не совсем наша тема, но у нас есть возможность принимать разные форматы. Был фестиваль джиперский 4х4, были на квадроциклах гонки, на багги и так далее.
В Московской области высокая конкуренция среди мотопарков?
В 2013 году я выступал на профильном совещании комитета по спорту в Мособлдуме. Готовясь к совещанию, я насчитал в Московской области более 50 трасс разной степени обустроенности и зарегистрированности. Именно организованных трасс, где люди занимаются мотокроссом и следят за минимальной инфраструктурой. Например, трасса в Мытищах, в Солнечногорском районе в Брехово, по Ленинградке в Пешках, в Петрово-Дальнем, но она раз в десять раз меньше нашей.
Конкуренции как таковой у нас нет. У каждой трассы свои плюсы и минусы. Нашим преимуществом является то, что мы имеем возможность проводить масштабные статусные мероприятия.
50 трасс-соседей — и все официальные?
По-разному. Но чаще официальные. Есть даже и муниципальные, как, например, в Дмитровском районе. Там интересная история — в своё время глава района занимался этим видом спорта. Учреждён даже Кубок главы Дмитровского района. Есть свой клуб, есть меценаты, которые помогают ему существовать. Но есть и бюджеты, и официальные ставки.
В Вельяминово мы выкупили солидную долю земли и большой кусок взяли в аренду на 49 лет, потом переоформили в назначение «спорт». В любой истории есть нюансы.
Несмотря на то что трасс много, в нашем внутреннем сообществе мы все друг друга знаем и хорошо общаемся. Даже шутка есть, что под любой куст заглянуть — найдёшь мотоспортсмена. К примеру, в Красногорске на стадионе «Зоркий» проходил этап чемпионата мира по ледовым гонкам. Сейчас их не проводят, а участники, судьи и даже зрители теперь тренируются на нашей трассе.
Разглядеть потенциал территории в Вельяминово — опыт команды или ограниченность выбора? Другие места рассматривали?
Мест мы смотрели много. Нас интересовали территории на небольшом удалении от Москвы, в северном и северо-западном направлениях. В отличие от волейбола, где можно играть практически на любой площадке 20 на 30 метров, в мотокроссе нужно не менее 10 гектаров под трассу — соревновательному духу всегда нужен масштаб. Смотрели места и в Наро-Фоминске, и по Ленинградке, и по Можайке, и по Новой Риге.
Опыт тоже был, так сказать, в наличии: я в своё время организовывал трассу напротив «пирамиды» на 35-м километре Новой Риги. Сейчас она прекратила существование и давно завалена мусором.
Почему? Из-за того что «пирамиду» разобрали?
Скорее это был мой просчёт: земля не была должным образом оформлена, не «застолбил» за собой. Хотя сил вложил немерено. Но подобные места, как правило, лакомый кусок для строительства посёлков либо мусорных полигонов — и такое бывает.
Допустим, если когда-то я захочу организовать свой мотопарк, на какие критерии стоит обратить внимание?
Первое — это транспортная доступность для людей. Люди должны понимать, куда приехать. И приехать им нужно по хорошей дороге. Некая непроходимая «просто точка» на карте никого сейчас не устраивает.
Второй — это удалённость от жилых объектов. Мотоциклы шумные. Наш мотопарк работает по определённым часам, мы постоянно измеряем уровень шума, следим за режимом тишины.
Третий, пожалуй, самый резонирующий в мотоделе, — мотоциклистам, как ни странно, не нравится грязь. На глину и чернозём уже никто не поедет. Нужен песок или смешанный грунт. Это сложная задача для организаторов — из него труднее «слепить» трассу, сложнее ухаживать, но по современным меркам такая почва — лучшее решение для мотокросса.
Важный момент — перепад высот. На плоской поверхности тоже можно построить трассу. Но это уже не мотокросс, а суперкросс, где одни прыжки, и мотоциклист половину времени проводит в воздухе. Перепады высот — это классический мотокросс: подъёмы, спуски, виражи. В мотопарке «Вельяминово» перепад 55 метров. Его накопать руками точно не получится.
Далее, нужен водоём, чтобы организовать полив, удалять пыль с трассы. На нашей территории их три.
Есть абсолютно не зависящие от нас критерии. Например, для проведения чемпионатов, по международному и российскому регламентам, на расстоянии десяти минут должна быть больница. Поэтому, если решите провести чемпионат мира в пустыне, ничего не получится. Либо надо будет построить рядом госпиталь. В 10-15 минутах езды скорой помощи должна находиться больница полного профиля. От нашего мотопарка она в трёх километрах, в Истре. Возможно, больница даже никогда и не понадобится. Но по правилам должна быть.
Кажется, я передумала организовывать свой мотопарк...
Если вас интересует коммерческая сторона вопроса, то мотопарк «Вельяминово» — не коммерция. Это можно назвать хозяйственной деятельностью, от этого никуда не денешься: земля имеет довольно большую налоговую и арендную нагрузку. Безусловно, есть приходная часть, есть расходная, но она устроена не по принципу коммерческой структуры, потому что буквально вся прибыль идёт на улучшение инфраструктуры.
Расскажите, пожалуйста, о команде мотопарка «Вельяминово».
Команда у нас большая, разнокалиберная. Но мы дружный коллектив единомышленников, потому что никто другой не поймёт наши какие-то внутренние нужды и вообще, что к чему, для чего, почему и от чего. Есть детская спортивная школа — наше основное юрлицо, возглавляет её Кристина Фокина. Она мотоциклист-любитель, в её задачах — административная часть.
Я управляющий мотопарка, занимаюсь общим руководством и организацией масштабных мероприятий. У меня есть опыт проведения соревнований и на Красной площади, и в Олимпийском, и в Сочи на автодроме, и так далее. Я участник в четырёх разных видах спорта чемпионатов России и международных гонок.
Тренерский состав опытных учителей, один из них - бывший тренер сборной СССР и России по мотокроссу. Другой — многократный чемпион России по разным мотодисциплинам и тоже мотоциклист советской закалки, универсальный.
Спецы по техническому обслуживанию трассы — чтобы её поддерживать в хорошем состоянии, требуется и бульдозер, и экскаватор, и много разной техники. Наш технический директор тоже мотоспортсмен, бывший профессионал, сейчас любитель, участник многочисленных чемпионатов и международных и российских гонок.
Есть механики, которые готовят технику, и рабочие, которые следят за бытовой частью: траву стричь, поливать трассу, благоустраивать.
Попечительский совет, или, как принято говорить, наши клубные основатели. Для них это родное детище и место, куда можно приехать на своём квадроцикле, своём мотоцикле и отвести душу по полной, получить заряд позитивных мотоэмоций.
Конечно, когда здесь проводятся крупные соревнования, команда увеличивается в разы — до 80 человек. Привлекаем даже из других регионов: судейские бригады, например, к нам приезжают из Костромы, с Сахалина, из Питера. Так же как и флаг-маршалы — те, кто стоит вдоль трассы и регулирует движение. Все собираются на конкретное мероприятие и работают на общее благо. Такой вот гибкий коллектив.
Вы сказали, что у вас две детские трассы. Как организована работа с молодым поколением?
Для детей у нас есть детско-юношеская спортивная школа, мы набираем группы от шести лет. Гараж порядка 30 мотоциклов для таких тренировок.
Лично мне стало страшно от одной мысли «шестилетка на мотоцикле». Нет?
Во-первых, в нашем мотопарке существует обязательное требование к детям, которые приходят на тренировки. Они должны уметь ездить на двухколёсном велосипеде и как минимум управлять рулём одной рукой — и правой, и левой, то есть более продвинутыми, чем начальный уровень.
Первичные навыки чувства баланса осваиваются исключительно на велосипеде.
В нашем мотопарке мы учим и формируем навык у детей шести — восьми лет обычной езде на мотоцикле. Мы не ставим целью готовить чемпионов в классе 50 или 65 кубов (самые младшие). Потому что всё-таки настоящий спорт начинается с 12 лет, когда мышечный каркас сформирован.
Чемпионом мира по мотокроссу можно стать, как показывает опыт, начав тренировки и в 16 лет. В мотокроссе нет необходимости, как, например, в теннисе, начать играть с двух лет. А для более старших ребят мотокросс — это хороший выброс адреналина, сброс подростковой агрессии. И лучше, когда это всё происходит на правильно организованной трассе, на хорошей технике и в экипировке.
Во-вторых, в нашем штате тренеры, за плечами которых 30-40 лет опыта и тысячи человек, поставленных на колёса. Вкупе с правильными мотоциклами, защитой, грамотно организованной трассой и процессом обучения «шестилетка на мотоцикле» — это абсолютно не страшно и безопасно.
Каков основной контингент учащихся школы мотопарка «Вельяминово»?
В мотопарк привозят своих чад родители, которые либо уже купили им питбайки и хотят, чтобы дети научились кататься в безопасном месте, либо планируют купить. Ведь так бывает, что люди часто покупают и не понимают, какой агрегат у них в руках. Много разных мотиваций для покупки. Поэтому важно понимать, что есть такое место, как мотопарк «Вельяминово», где объяснят, покажут и научат обращаться с мототехникой.
Если ваше чадо начинает своё знакомство с мотоциклом на парковке супермаркета или по деревенской дороге — это совершенно другая история, не про спорт. На улицах города часто можно встретить «диких» мотоциклистов-самоучек, их видно сразу. Реально страшно становится, когда видишь их на питбайках. История опасная, потому что техника не предназначена для дорог общего пользования, а реализовать свои способности новичкам хочется.
Питбайки стали новой головной болью дорог. Нельзя от этой проблемы спрятаться или говорить, что её не существует: на каждой автобусной остановке, в гаражах или на парковках встречаются подростки, которым родители купили этот вид техники.
Альтернативой уличному освоению мотоцикла как раз и являются такие трассы, как наша.
К слову сказать, мотокросс — вид спорта семейный, династийный: дедушка гонял в 70-х, сын гонял в 90-х, внук гоняет сейчас. Среди чемпионов нашей страны в основном все не в первом поколении мотогонщики. Соответственно, в Вельяминово можно приехать всей семьёй покататься. И с природой тут повезло: можно и цветы жене пособирать — в пределах мотопарка, конечно.
С какими видами спорта без двигателя можно сравнить мотокросс?
Нагрузку на мотокроссе можно сравнить с горными лыжами, потому что есть и боковое скольжение, и управление на скорости. Близка история к велосипедным внедорожникам — скоростному спуску с горы. Но, например, те, кто пришли в мотоспорт из хоккея или бокса, более подготовлены, с хорошей координацией, реакцией и физической формой.
Вождение мотоцикла - это интенсивная физическая нагрузка. В отличие, например, от автомобиля, где каждый может сесть в машину, нажать педаль газа и выкрутить руль. На мотоцикле, особенно на внедорожном, масса пилота и масса байка приблизительно схожи. Поэтому в мотокроссе езда — это постоянное приседание и отжимание, постоянное взаимодействие с массой мотоцикла. Это технический вид спорта, но физически сильно нагруженный. Заезды проходят по 20-30 минут, при этом люди калорий сжигают больше, чем бегуны на десятикилометровом марафоне.
Кстати, важный момент: в интернете есть пара разгневанных отзывов местных жителей относительно шума. Что скажете по этому поводу?
Скажу, что мы некоторое время не могли понять, откуда такие отзывы берутся. Как я уже говорил, с режимом тишины и уровнем шума у нас всё строго. А потом поняли. Когда в посёлке появляется новичок с мотоциклом (как правило, подросток с питбайком), почему-то жители автоматически приписывают его нам. Хотя это далеко от действительности. Но разбираться с этим никто не хочет. Поэтому и появляются такие отзывы.
Может быть, такое поведение местных жителей связано со стереотипами вокруг мотоциклистов: шум, грязь, хулиганьё... Пытаетесь ли бороться с устоявшимся мнением?
Стереотипы сложно рушить. В СССР шутка была: если хочешь найти кроссовую трассу, надо сначала найти кладбище и помойку. Мне кажется, отсюда такое отношение, ореол некой «чумазости» спорта.
В основном все мифы связаны со словом «байкеры». Дополняется образ журналистскими клише: рёв моторов, адреналин в крови, сорви-голова, риск на дорогах и что-то там ещё. Скажу сразу, если профессионально заниматься мотоциклетным спортом, то это не так рисково, как кажется со стороны. Всё зависит от навыков, умений, мастерства техники.
Люди, не связанные с мотоциклами, всегда стараются выделить нас в некую социальную группу — «мотоциклисты», даже если не упоминается расхожее «байкеры». Но, например, автомобилистов уже давно в отдельный слой не выделяют — вроде как у большинства есть автомобили или могут себе позволить. А за владельцами мотоциклов осталась такая слава ещё с советских времён. Мир меняется. На трассе мотопарка «Вельяминово» соревнуются на равных и высокопоставленные чиновники, и, например, слесари из автосервиса — здесь они разговаривают на одном языке, спорт их объединяет.
Если хорошо промониторить, выяснится, что многие из вашего окружения увлечены мотоциклами. Просто они не всегда на виду и не «с бородой и брюшком». Можно не иметь бороды и любить мотоциклы.
А лично у Вас когда появился самый первый мотоцикл?
Я лет с десяти часто гонял на мопеде старшего брата. А в восьмом классе купил первый мотоцикл. Помню, как на электричке перевозил его из Москвы на дачу. С тех пор мотоциклы — неотъемлемая часть моего гаража.
Есть ли в Вашем гараже китайский мотопром?
Нет. Как нет и в гараже мотопарка «Вельяминово».
На мой взгляд, китайские мотоциклы очень сильно переоценены. Они должны стоить на порядок ниже своей заявленной цены.
В наших реалиях качественных японских или европейских брендов стало мало: или их нет, или их достать сложнее либо дороже, — продавцу в магазине проще продать доступное китайское низкокачественное. Продавцы обычно предлагают то, что им выгодно продавать. Очень похоже на обман.
Особенно когда читаешь заголовки, что невнятный китайский мотоцикл — «убийца Honda», хотя от Honda у него только внешний вид.
К нам приезжал чемпион Китая по мотокроссу, так вот он ездит на Yamaha. А приезжал он продавать нам китайский. Спрашиваем, как так получилось. Он честно ответил, что мотоспорт у них весь на японских мотоциклах. А есть национальный класс, что-то вроде прыжков в мешках, они проводятся на китайских. Мы отказались от китайской техники.
На «китайце» правильно ездить не научишь. Дело именно в нюансах. Как, например, с велосипедами: в СССР выбора не было, а сегодня любой прохожий скажет, что велосипед надо покупать по росту.
В китайских мотоциклах, особенно внедорожных, нет правильной посадки, то есть уже заложено производителем, что научить нормально вставать, садиться, выполнять какие-то манёвры для скоростной езды невозможно. Тормоза у «китайцев» есть, но они неинформативные: нельзя мягко притормозить, можно только полностью заблокировать колесо. Казалось бы, незначительный нюанс, но он принципиально меняет поведение на трассе.
Ещё нюанс — подвеска. У японского мотоцикла треть стоимости — это стоимость подвески, так как именно она за счёт пружин правильно отрабатывает неровность. В китайском мотоцикле — это 10% его стоимости.
Я допускаю, что когда-нибудь произойдёт чудо с китайским мото- и автопромом, как это однажды произошло с корейским. Но пока китайских марок моделей нет в первых строчках ни в одном спорте. Условно говоря, как только Haval будет выигрывать «Формулу-1», можно будет говорить, что научились делать технику, доросли. Но пока этого нет. И пока всё происходящее, на мой взгляд, похоже на обмен денег за металлолом.
Тем, кто планирует покупать мотоцикл, что посоветуете?
Я бы посоветовал приехать к нам в мотопарк «Вельяминово», взять у нас в прокате технику и покататься с тренером. Это поможет погрузиться в тему, понять, что вам нравится, и определиться с выбором.
Беседовала Наталья Мезинова, журнал «Истра.РФ» №5(68)