7 июня 1964 года экипаж вертолета Ми-4 (СССР-36571) Нижнеколымского ОАО Управления Полярной Авиации выполнял задание по доставке группы из 4 человек и 640 кг груза к полярной станции Амбарчик.
Погодные условия в районе полета были штатными, полетный вес и центровка вертолета не превышали допустимых норм. Однако командир Ми-4, прибыв в район высадки, не стал осматривать местность с воздуха, а сразу пошел на посадку на явно непригодную площадку шириной всего 3,5 метра, расположенную среди нагромождения камней высотой до 2,5 метров на склоне сопки.
Штурман АЭ и бортмеханик не предприняли никаких активных действий, чтобы предотвратить посадку на неподходящую площадку, хотя имели достаточный опыт в подобных операциях.
Во время приземления левое колесо основных стоек шасси вертолета съехало в углубление, и командир, вместо того чтобы дождаться сигнала бортмеханика, резко стал увеличивать работу двигателя. Это привело к потере контроля - Ми-4 начал перемещаться вперед с опущенной носовой частью и левым разворотом. В итоге вертолет зацепился за камни, оторвав левую стойку шасси, и совершил жесткую посадку.
Расследование показало, что командир вертолета был назначен на дежурство в период паводка без достаточной тренировки для работы на режиме висения. Кроме того, его заместитель накануне происшествия проверял пилота, но не выявил проблем с техникой пилотирования. Сам командир в ходе расследования вел себя нечестно, пытаясь ввести комиссию в заблуждение.
Таким образом, авария Ми-4 в Амбарчике стала следствием совокупности факторов - неправильного выбора площадки для посадки, недостаточной подготовки командира к полетам в сложных условиях и пассивности остального экипажа. Эти грубые нарушения авиационных правил в конечном счете привели к разрушению вертолета.
Подпишитесь на канал Авиатехник, чтобы не пропустить новые статьи!