Премия "Внедорожник года", ежегодно подводящая итоги в мире автомобилей с повышенной проходимостью, стала своего рода зеркалом отражающим изменения, происходящие в автоиндустрии. И, глядя на список победителей 2024 года, невольно возникает вопрос: не теряет ли премия свою актуальность?
Обилие кроссоверов, занявших большую часть списка, и условное присутствие "настоящих" внедорожников, оставляет горький осадок. Полноразмерные рамные внедорожники Tank 500, Suzuki Jimny - да, эти модели достойны звания "внедорожников", но их количество удручает.
Появление специальных номинаций, таких как "Лучший новый российский бренд" или "Самый динамичный бренд", говорит о том, что "Внедорожник года" пытается удержаться на плаву, переходя в категорию "Лучший автомобиль года", что делает ее менее убедительной и значимой.
Почему так происходит?
Дорожное состояние: качественное улучшение дорожной инфраструктуры в мире делает понятие "бездорожье" относительным. Современные автомобили, с их высоким клиренсом и полным приводом, редко сталкиваются с серьезными препятствиями.
Маркетинг: "Внедорожные возможности" превратились в маркетинговый фетиш, позволяющий завышать цены на автомобили. Производители используют недорогие аналоги вместо настоящих внедорожных узлов, чтобы сэкономить на производстве.
Эволюция автомобиля: кроссоверы стали популярнее в мире благодаря комфорту и практичности. Они предлагают достаточную проходимость для большинства ситуаций, не жертвуя комфортом и экономичностью.
Что будет дальше?
Судьба премии "Внедорожник года" зависит от того, как будет развиваться автомобильная индустрия в будущем. Если в мире станут популярнее электромобили с полным приводом и системами управления траекторией, то понятие "внедорожье" может получить совершенно новое определение.
Пока же премия "Внедорожник года" остается своеобразным мемориалом былым временам, когда настоящие внедорожники были не просто транспортным средством, а символом свободы и приключений.
Номинации и победители
Полноразмерные внедорожники
По версии Большого жюри: Tank 500
По версии Экспертного жюри: Tank 500
Среднеразмерные внедорожники
По версии Большого жюри: Tank 300
По версии Экспертного жюри: Oting «Паладин»
Компактные внедорожники
По версии Большого жюри: Lada Niva Legend
По версии Экспертного жюри: Suzuki Jimny
Полноразмерные кроссоверы
По версии Большого жюри: Subaru Outback
По версии Экспертного жюри: GAC GS8 II
Среднеразмерные кроссоверы
По версии Большого жюри: Jetour T2
По версии Экспертного жюри: Jetour T2
Компактные кроссоверы
По версии Большого жюри: Chery Tiggo 7 Pro Max
По версии Экспертного жюри: Haval H3
Компактные моноприводные кроссоверы
По версии Большого жюри: GAC GS3
По версии Экспертного жюри: Geely Coolray
Среднеразмерные моноприводные кроссоверы
По версии Большого жюри: Xcite X-Cross 7
По версии Экспертного жюри: Jetour X90 Plus
Электрические кроссоверы и внедорожники
По версии Большого жюри: Hongqi E-HS9
По версии Экспертного жюри: Seres M5
Пикапы
По версии Большого жюри: Changan Hunter Plus
По версии Экспертного жюри: JAC T9
Лауреаты Национальной Премии «Внедорожник года» (специальные номинации):
Самый динамичный бренд — Jetour
Лучший новый российский бренд – Xcite
Лучший внедорожник для России – Oting «Паладин»