Найти в Дзене
Тихий океан 1/72

Тихоокеанская TAMIYA 1/72. Часть II.

Оглавление

Если бы продукция фирмы Тамия рассматривалась в алфавитном порядке, то первая часть статьи закончилась бы криком души на букву «Ё» («Ё-мое, Тамия, где новые модели в 1/72?!»). Ну а поскольку всем чихать и других производителей «в умирающем семьдесят втором» вполне хватает, продолжим наш в меру скучный обзор уже без особых придыханий.

Итак, «Зеро». Самолет, известный даже людям, далеким от авиации, посему в меру популярный у производителей «игрушек, убивающих время, нервы, деньги и погоду в доме». В 2012, по-серьезному, до «Легенды номер Ноль» руки дошли и у «Тамии». Традиционный даунскейл 48-го масштаба модели 2008 года с качеством, по крайней мере на уровне конкурента от FineMolds. Добавьте вполне приемлемую цену и широкую доступность, непостижимую тараканам в голове у владельцев пресс-форм «Файна», распространявших мега-популярную модель по принципу партворков.

Вся серия тамиевских «нулей» была выпущена в кратчайшие сроки, 2012-2014 годах, и формально «первой ласточкой» была модификация A6M5, однако в обзоре будет восстановлена историческая справедливость: модели будут предоставлены на суд публике в хронологическом порядке появления реальных самолетов.

Mitsubishi A6M2 «Reisen» model 21

Культовая модификация, с которой небезосновательно связывают успехи японцев начального периода войны на Тихом океане и которая заслужила у производителя неслыханного и ранее невиданного для Тамии внимания.

-2
-3

В первом и самом массовом выпуске имелось три варианта. Все - участники налета на Перл-Харбор.

Машина с авианосца «Акаги» Второй ударной волны лейтенанта Сабуро Шиндо (б/н AI-102):

-4
Шиндо начал в Китае и к 1943 году в 582-ом наземном корпусе дослужился до Кап-3 с официальными заявками на 6-8 побед. Дожил до февраля 2000 года (по другим данным , сгинул в 43-ем году). На фотографии хвостового кода не видно, но машину однозначно привязывают к Шиндо (AI-102): частый феномен фотографий ранних, палубных Зеро (Джентльменам верят на слово).

Второй вариант: борт BI-151 приписываемый лейтенанту Фусате Иида с авианосца «Сорю», тоже Вторая волна:

-5
На самом деле, буквенно-цифровой код машины Ииды доподлинно неизвестен. Сам пилот 7 декабря 41-го был подбит огнем с земли над базой Канеохе и по легенде, на подбитой машине попытался протаранить ангар, но промахнулся. Останки пилота были найдены американцами и похоронены с воинскими почестями. Впоследствии, Иида впечатлительными потомками был записан в «первого камикадзе». На фото почти откровенный подлог (что делать, без колхозного хайпа никуда): машина c нужным хвостовым кодом снята в феврале 42-го в Индонезии, на острове Целебес.

Ну и третий вариант, борт EII-137. Первая ударная волна, авианосец «Зуйкаку», лейтенант Масао Сато:

-6
Фото машины в открытом доступе нет, а «химичить», как некоторые (вот на палубе авианосца 100500 «Зеро», а в четвертом ряду третий справа – наш клиент, но это не точно), мы не будем. Сато тоже начал в Китае и погиб 1 ноября 43-го года под Бугенвилем, во время проведения операции «Ro-Go» - бесплодной попытке японцев переломить в свою пользу войну в воздухе в Южных Морях. О боевых успехах пилота неизвестно.

В 2013 году был выпущен набор A6M2 «Zero at War», единственным недостатком которого автор видит то, что в свое время пожадничал и не купил.

-7

Дело было не столько в дополнительной декали с пятью новыми вариантами, сколько в прилагаемой книге с эксклюзивными, ранее не публиковавшимися фото-материалами. Хотя, тут кому как. Ну а дополнительные варианты блистали разнообразием: как говорится, на любой вкус.
Борт V-138 из Корпуса Таинан, приписываемый «глав-писателю», Сабуро Сакаи. Даже дата указывается, 7 августа 42-го года, когда он был тяжело ранен в голову стрелком «Доунтлесса», Гарольдом Джонсом из эскадрильи VB-6:

-8
На фото раненый Сакае сразу после приземления на фоне как раз машины «V-138». Несмотря на то, что у японцев практиковались вылеты на «чужых» машинах, нет никаких данных, что Сакаи летал на этом A6M2. Формально, это борт лейтенанта Дзюн-ити Сасаи (Jun-ichi Sasai) с 27-ю официальными победами. Пилот погиб 26 августа 1942 года над Гуадалканалом, вероятно попав под раздачу морпеховских «Уайлдкетов» эскадрильи VMF-223.

Следующий претендент на сборку, машина с б/н EII-111 лейтенанта Хидеки Синго (Hideki Shingo), взлетающая с «Шокаку» 26 октября 42-го, во время т.н. «Битвы у острова Санта Крус»: последней, причем «пирровой» победы японской палубной авиации:

-9
Судьба подарила Синго богатую боевую карьеру и мало того, оставила в живых. Начав воевать еще в 1937 году в Китае, прошел многие значимые сражения Большой войны, закончив оную в составе 343-го корпуса в Метрополии. По крайней мере один раз был сбит, 30.08.42. Опять над Гуадалканалом и опять отличились «Дикокоты» эскадрильи VMF-223. На личный счет пилота записывают две личные победы (P-40 над Филиппинами и «Харрикейн» на Калькуттой) плюс шесть групповых побед.

Третий вариант, ничем не примечательный борт с авианосца «Дзюнъё» (Junyo) времен учебных полетов у Трука января 1943 года:

-10
Ну как, ничем не примечательный. Машина, при стандартной, «ранней» окраске (целиком в «J3 towards Ameiro») несет желтые полосы идентификации на передних кромках крыльев (IFF), плюс на полном пуле фотографий видны подвешенные под крыльями 30-кг бомбы (к модели не прилагаются: ищите, где хотите).

Еще пара вариантов, формальных «серых мышек», вероятно добавлены по принципу «а смотрите, что у нас есть и завидуйте молча»: нигде, кроме как в прилагаемой к киту книжке фотографий данных «Зеро» найти не удалось.

-11
Машина из 201-го корпуса, 1943 год. Самолеты с таким буквенным кодом действительно присутствовали в этой авиачасти в Рабауле. Фото только такое: амиго, приславший фото, по понятным причинам «драть» такую ценность (книгу) для какого-то там «блохера» не стал.
-12
Борт 261-го корпуса времен базирования в Метрополии (не позднее весны 44-го). Летом того же года самолеты подразделения сгинули на Сайпане. Тамия (и не только) предлагает покрасить самолет снизу в зеленый, базовый цвет (типа «ночник»). По фото не видно, но есть и другое мнение, например реализованное в модели «Эдуарда» 48-го масштаба, чей «боковичок» и представлен. Учитывая, какая «Глыба» консультировала «Эдик» по линейке «Зеро»(Ник Миллман), то… кто его знает.

Следующий набор «Двойки» , «EIEN NO ZERO» VERSION, вышедший в 2013 году, был понятной и объяснимой попыткой производителя заработать денюжков на знаковом фильме «Вечный Зеро» (The Eternal Zero) – непререкаемом лидере кинопроката в Японии, «фильме про самолетики», разительно отличавшемся от «военных агиток» Бэя с Эммерихом.

-13
В обычный комплект A6M2 прикладывалась дополнительная декаль с тремя вариантами «Зеро» главного героя фильма Кюзо Миябе (Kyuzo Miyabe) – летчика-истребителя, без малого, пацифиста с местным колоритом, очень любящего семью и все такое правильное. И это на фоне фактически романтизации общественного движения «Камикадзе».

Рассматривать «киношные» варианты смысла нет, хотя, если люди во Всемирной Паутине на полном серьезе обсуждают маркировку и колористику TIE-fighter … Если уж подходить вопросу совсем серьезно, в наборе даются машины реально существовавших частей, но с цифровыми кодами, которых в реалиях не существовало.

-14
Фильм безусловно по-своему уникальный и интересный (если конечно нет стойкого отторжения азиатского синематографа как такового), правда … ГГ уже где-нибудь году в 43-ем хорошо, если бы просто отозвали с фронта и сделали инструктором, а то бы и трибунал с оргвыводами…

Ну а последний (пока) известный отдельный выпуск «двойки», 2014 года представлял из себя симбиоз богатой декали спецвыпуска «Zero at War» с обычной коробкой, без книжки с картинками.

-15
На коробке в нижнем левом углу указывалось, что это набор с восемью вариантами оформления. Наилучшие рекомендации (если конечно вообще это нужно).

Mitsubishi A6M3 «Reisen» model 32 («Hamp»)

-16

Данная модификация, «это залет, мистер Хорикоси», с заново спроектированным крылом и новым двигателем Nakajima «Sakae» 21, была выпущена мизерной серией в 343 машины и технично подтвердила, что «Зеро» - немодернизируемый истребитель: лишние 200 «лошадок» дали прирост в скорости всего-то в 9-11 км/ч, а уменьшившийся из-за сокращения объема фюзеляжного топливного бака и более прожорливого двигателя радиус действия свел на нет немногочисленные плюсы, вроде увеличившейся скорости пикирования. В наборе присутствовали три варианта оформления:

Машина, уже упомянутая в первой части статьи: борт из 2-го корпуса (2th Kokutai), найденный разбитым американцами на Новой Гвинее в конце 42-го года:

-17

Опять брошенный Ново-Гвинейский «Хэмп», поврежденный на посадке и без малого за полгода так не дождавшийся ремонта, только теперь из корпуса Таинан (Tainan Kokutai):

-18

И абсолютно безликий вариант из учебного корпуса Оита с территории Японии образца 1944 года, Причем настолько безликий, что даже цветного «боковичка» не удалось найти:

-19
Единственной интригой для мaньякoв-колористов была окраска: заводской покраски по схеме «зеленый верх –серенький низ» у «Зеро» 32-ой модели не было: только целиком «серенькие».

Mitsubishi A6M3 «Reisen» model 22

-20

Работа над ошибками «модели 32», превратившаяся в «возвращение к истокам» (к A6M2): крыло от «Двойки» правда с дополнительными баками. ЛТХ, включая дальность, практически как у «Двойки». Несмотря на то, что всего было выпущено 560 машин «модели 22», «боевое портфолио» модификации впечатляло. Отчасти отражением последнего и стали оба варианта оформления набора.
Вероятно один из самых известных «Зеро»: A6M3 унтер-офицера Хироеси Нисизава. 251-ый корпус (251th Kokutai), Рабаул, 1943 год:

-21
Пилот, которому приписывают и 60, и 87, и даже вдохновляющие 150 побед, погиб 25 октября 44-го года на борту транспортного самолета на Филиппинах, после встречи с «Хеллкетами». Заодно, окраска машины заслуживает конкурса среди моделистов на владение аэрографом и непарламентской лексикой.

Борт из 582-го корпуса (582th Kokutai) уже упоминавшегося майора (Lt.Cdr) Сабуро Шиндо, Бугенвиль, 1943 год:

-22
Машина относится к полу-официальной модификации «Model 22a»: на самолете были установлены длинноствольные пушки «Type 99 model 2» с увеличенным до 125 снарядов боекомплектом и ленточным питанием.

Mitsubishi A6M5 «Reisen» model 52

-23

Сам не проверял, ну злые языки шептали, что в наборе самой массовой модификации «Адмирал, мы все про…ли» представлена первая суб-модификация A6M5, «без буковки»: у прототипа потом были A6M5a, b и с, плюс «родственник», A6M7. Вообще-то, колористика японской Морской Авиации второй половины войны скучна и уныла, но хоть здесь варианты не подвели … географическим разнообразием.

Машина из «корпуса Рабаул» (Rabaul Kokutai). Соответственно Рабаул, конец 1943 года:

-24
На самом деле, авиачасти с названием «Рабаул» в штате Морской Авиации не было. «Корпусом-авиагруппой Рабаул» называли «сборную солянку» из оставшихся в 43-44 годах на Новой Британии истребителей различных частей и подразделений. Данный, конкретный борт иногда относят к 204-му корпусу (204th Kokutai).

Борт 652-го корпуса с авианосца «Дзюнъё» (Junyo) - участник крупнейшего сражения авианосцев в Филиппинском море в июне 44-го года, закончившегося для Японии не так, чтобы очень хорошо:

-25
Фотография этого «Зеро» (б/н 320-85), даже такая, практически единственное фото японских «палубников», участвовавших в том побоище.

Ну и третий вариант представлял 653-ий корпус (653rd Кokutai). Фотография сделана на авиабазе Оита в Японии в сентябре 44-го:

-26
Корпус, в составе Третьей Дивизии авианосцев тоже принял посильное участие в принудительном самоумножении на «ноль» японской палубной авиации в Филиппинском море летом 44-го, затем , как птица Феникс, в кратчайшие сроки восстал из пепла (фото как раз этого периода), чтобы быть отправленным на Филиппины, где «стюардессу окончательно прикопали»: в ноябре 44-го кокутай из-за обвальных потерь был расформирован.

Следующий конкурсант, набор с «Пятеркой» по мотивам фильма «Вечный Зеро» просто не мог не появиться: «Двойку» же выпустили, тут и карты в руки.

-27
Принцип был ровно тот же: обычная модель и декаль, плюс новая коробка и дополнительная декаль на три киношных варианта.


С формальной точки зрения, выдуманные варианты принадлежали реально существовавшей в составе 721-го корпуса «авиагруппе Дзинрай» (Jinrai), практиковавшей полеты в один конец («камикадзе»), поэтому в наборе напрашивается 220-кг бомба с подвесом под брюшко, но нет, это не про Тамию, любителям непотребств всяких придется выкручиваться самим.

Последний на сегодняшний день выпуск 2018 года представлял собой обычный A6M5, выполненный в пластике «под хром».

-28
Кому и зачем это нужно - не знаю, не проверял, только злые языки клевещут, что такой пластик скверно клеится обычным (читай, бутилацетатным) модельным клеем.

Концовка истории «Тамийных Нулей» не будет полна оптимизма: зная подход фирмы к всевозможным «продолжениям», вероятнее даунскейл «Эдуарда», чем что-то новое по тематике «Зеро» от Тамии.

Republic P-47D «Thunderbolt» (Razorback)

Тут все просто. Модель «горбатого Кувшина» появилась в неблизком 2004 году. Тем не менее, на сегодняшний день это лучший «Razorback» в 72-ом масштабе.

-29

Из двух вариантов «Тандера», один был тихоокеанским. P-47D-15RA из 69-ой эскадрильи 58-ой истребительной группы (69th FS, 58th FG), Новая Гвинея, 1944 год.

-30
Машину приписывают первому лейтенанту Герберту Эмриху (1st Lt. Herbert B. Emrich). О боевых успехах пилота, пропавшего без вести 26 декабря 1944, ничего неизвестно.

Те же самые лестные эпитеты касаются и модификации «Тандера-капли» (Bubletop):

-31

С единственной, относительно легко устранимой «ложкой дегтя»: нет коробочного варианта с ТВД.

Vought F4U-1 «Corsair»


Линейка Тамиевских «Корсаров» в 48-ом масштабе, появившаяся в 1996 году, перекрывала все (целых три) массовые суб-модификации этого легендарного самолета. Первого «дауна» (даунскейл 48-го масштаба) пришлось ждать четыре года, но оно того стоило: новая модель
F4U-1 стала (и остается) лучшей моделью этого самолета в 72-ом масштабе, как и «Тандерболт».

Vought F4U-1d «Corsair»

Первым, в двухтысячном году, появился самый поздний вариант «единички», F4U-1d. Полная подвеска из двух ПТБ и восьми ракет HVAR, а так же три соответствующих варианта должны были утешить почти любого любителя «тихоокеанской боротьбы».

-32

С «заглавным вариантом», изображенном на боксарте, машине майора Роджера Хедрика (Lt. Cdr. Roger Hedrick), командира эскадрильи VF-84 с авианосца «Банкер Хилл» произошла занятная история.

-33

Пилот, дослужившийся до вице-адмирала, не последний человек в авиации флота (как-никак 12 официальных побед), серийный номер борта известен (57803), фото-материалов по «Корсарам» эскадрильи и авианосцу, которому в мае 45-го немножко так прилетело – вагон и тележка, а фотографии данной конкретной машины найти не удалось. Соответственно, был применен известнейший и распространенный прием:

-34

У второго варианта таких проблем не было. Встречайте! Машина майора Германа Хансена (Herman "Hap" Hansen) c 5.5 официальными победами из эскадрильи VMF-112 с авианосца «Беннигтон».

-35
Машина, как и предыдущий вариант из VF-84, была представителем логической концовки войны, весны-лета 1945 года (Окинава-Япония).

Ну и последний, третий вариант, представлял сухопутных морпехов-шахматистов из эскадрильи VMF-312 «Checkerboards» с Окинавы мая 45-го.

-36
Пилотом «Корсара» был 1-ый лейтенант Мэррит О'Чэнс (1stLt. Merritt O'Chance), о котором толком ничего неизвестно. В некоторых источниках фото борта приписывают к другому месту: Новым Гибридам октября 44-го.

Vought F4U-1 «Birdcage»

В 2006 годы вышли оба-два «продолжения банкета», в том числе самая ранняя модификация F4U-1 «Birdcage» («Птичья клетка»), получившая свое название по фонарю кабины пилота с массивным переплетом.

-37

Вообще-то, в 48-ом масштабе подобный набор позволял собрать и модификацию ночного истребителя F4U-2, однако в 72-ом такую возможностью убрали (жадины), хотя автору почему-то кажется, что лет десять назад на литниках присутствовала и «луковица» антенны радиолокатора. Зато производитель расщедрился на четыре варианта оформления.

Сразу две машины из эскадрильи VF-17, участвовавших в июле-августе 43-го в проведении аттестации на использование «Корсаров» в качестве палубного истребителя (там у «Хьюстона» были проблемы). «Подопытным кроликом» выступал уже упоминавшийся авианосец ««Банкер Хилл».

«Серая мышка» с б/н 17-F-12:

-38

И машина лейтенанта Джеймса Хэлфорда (James A. Halford) с 3.5 официальными воздушными победами:

-39
Несмотря на восторженные воспоминания участников, вышеупомянутая «аттестация» прошла так удачно, что самолет допустили к использованию с «палубы» только весной 44-го. А на авианосцах он появился в товарных количествах вообще к 45-му году.

Дальше идет «темная лошадка» человека и парохода, майора Грегори Бойнгтона, успевшего настрелять вроде как на 22 официальные победы, полетать с «Летающими Тиграми», быть сбитым, погостить в японском плену и при этом выжить. Несмотря на то, что есть фотография «Пэппи» (кличка такая у нашего героя), сидящим в кабине раннего «Корсара», ни один из известных «Корсаров», соотносимых с пилотом (а их аж четыре штуки), не являлся «Птичьей клеткой».

-40
Привязка к Тамии (б/н «83», эскадрилья КМП VMF-214, 1944 год) сделана по маленьким номерам на передних крышках шасси задолго до автора статьи, почему именно этот борт числится за Бойнгтоном никто внятно не объясняет, «боковичка» к этой машине нет, только модель, тоже Тамия, но в 1/48. В общем, «Туман моделистских войн».

Последний вариант, тоже «морпеховский», из эскадрильи VMF-124, и тоже заслуженный, принадлежавший лейтенанту Кеннету Уолшу (Kenneth Walsh, 21 официальная победа), закончившему два боевых тура в августе 43-го, когда другие только начинали.

-41
Есть еще и маленькое кино, где присутствует и пилот, и его машина (вроде). А под фотографией иногда пишут, что ВОЗМОЖНО, это борт Уолша, ибо тогда Тамия забыла нарисовать четырехлистник под номером «13». Но если за 24 часа не натянул ни одной совы на глобус- день прошел зря.

Vought F4U-1a «Corsair»

Условной «мутности» вариантов, достойной картинок с Дауни-младшим, был лишен последний выпуск «Корсара», F4U-1a. Тут Тамия не подкачала.

-42

Один из трех вариантов, без которого редко обходятся производители «Корсаров», представлял собой борт лейтенанта Иры Кепфорд (Lt. Ira C Kepford, 16 официальных побед): «сухопутного морячка» эскадрильи VF-17 с Бугенвиля февраля 44-го:

-43
«Ушатанность» уровня «А вам слабо, моделисты» детектед.

Второй «безпилотный» борт (пилот неизвестен) с Гильбертовых островов 44-го года эскадрильи морпехов VMF-111 с «иконостасом» боевых вылетов:

-44
Под брюшком самолета пятисотфунтовая бомба на пилоне-рампе Brewster, выводящей при пикировании бомбу за область ометания винта: и случилось чудо! И пилон, и бомба входят в комплект модели.

И завершает корсаро-обзор, ставший за время написания опуса практически родным, Грегори Бойнгтон, из эскадрильи VMF-214 . Тут с фото-подтверждением все в порядке:

-45
Если что, сбили его 3 января 1944 года не на этой машине, а на другом F4U-1A, б/н 17915.

А завершает вот это вот творчество рубрика «Опасайтесь подделок!».
Тамия, которая не Тамия:
F4U-4B «Corsair»:

-46
Перепаковка Италери, родом из двухтысячных, на самом деле давно уже «коробочный раритет». Варианты неизвестны, но вероятнее всего на Корейскую войну.

Вот таким вышел маленький кусочек истории Фирмы, отличающейся качеством, закрытостью и странностями производственной программы, ака тараканами в голове менеджмента.

*** Взгляд с позиции не первой свежести собирателя 72-го масштаба.
*** Автор пишет, как умеет

Всем добра.

Использована информация из открытых источников.

Авто
5,66 млн интересуются