С давних пор, для моделистов, по крайней мере части из них, слово «Тамия» заслуженно считается синонимом слова «качество»: положить в коробку клей с красками, встряхнуть и достать готовую модель – это как раз про данного производителя. К счастью (а может и нет, для несознательных домочадцев однозначно нет) маститый герой статьи не обошел стороной любителей «красных фрикаделек» (хиномару) и их противников в 72-ом масштабе.
Фирма была основана Ёсио Тамией в 1946 году как деревообрабатывающее предприятие (читай, лесопилка) – определение «дрова», иногда применяемое к тем или иным китам, пошло как раз с тех темных времен (но это не точно). В 1947 года попробовали новое направление, перекликающееся с основным – сборные модели из дерева. К 1953 году «новое направление» стало единственным бизнесом компании.
«Ямато» из шестидесятых годов. Гвозди-сотки из нержавейки для надежного крепления к полу входили в комплект. Но это только предположение.
В 1959 году, под впечатлением от поставляемых в Японию импортных пластмассовых моделей, фирма перешла на пластик. Если уж совсем утрировано, локомотивом выступали модели автомобилей, потом была техника в 1/35, фигуры, корабли и RC. Не то чтобы авиация была «нелюбимой женой», скорее не имела наивысшего приоритета. Хотя, все относительно: первые пластиковые модели самолетов от Тамии датируются началом шестидесятых.
В начале авиа-пути производитель «искал себя», выпуская модели в ставшем тогда уже стандартом де-факто масштабе 1/72, «корабельном» 1/250 (всего четыре кита) и … 1/50. Последние производились до начала 70-х годов. Показан боксарт Зеро в 1/50 из начала шестидесятых.
Для сколько-нибудь полноценной истории «пути к успеху» потребовалась бы целая книга, однако на самом деле, все могло быть описано одним девизом компании «First in quality around the world» (по качеству круче всех, короче). Причем многие, если не все производители пластиковых моделей декларируют особое внимание к качеству выпускаемых «игрушек» (по сути, качеству разработки и изготовления пресс-форм). Получается, правда, далеко не у всех. У Тамии, как мы знаем, получилось.
Переходя от «официальной части» непосредственно к обзору, хотелось бы сказать, что всю авиа-продукцию Тамии по интересующему направлению и масштабу можно условно разделить на три категории.
Первая, это «Старики-разбойники» - старые киты родом из 60-х, которые сейчас не производятся и которые представляют ценность скорее для «коллекционеров коробок», а не для практикующих моделистов. Хотя, всякое бывает.
Вторая: «Варяги» - перепаковка в двухтысячных моделей Italeri . В нашем случае, самая малочисленная.
Ну и третья, «Дорогая, я уменьшил детей модель» - та самая Тамия, которую любят, ценят и возжелают. Торжество CADа с принципом разработки кита с учетом последующего ремасштабирования (даунскейла) крупного масштаба в более мелкий: сначала выходит модель в 1/48, а затем 1/72, сделанный на основе «крупняка». То есть, называя вещи своими именами, 72-ой масштаб для компании, это «вторичка», побочный продукт (так что «Лайтнинг» в 1/72 не ждите, пустое).
Итак. «Старики-разбойники».
«Пробный шар» (несколько моделей японской авиатехники) был выпущен в 1964-65 годах. В 70-х годах прошлого века наборы были облагорожены новыми декалями с вариантами, как правило соответствующими историческим прототипам и новыми боксартами. Киты паковались едва ли не до 90-х, а некоторые даже перевыпускались в двухтысячных в ограниченных, «ностальгирующих сериях». Все модели отличались стандартными добродетелями эпохи (упрощенной до минимума деталировкой, вольным, по отношению к прототипу, отношением к геометрии). Технологически у Тамии это выглядело примерно так: внутренний, «траншейный» крой соседствовал со сравнительно аккуратной клепкой.
Mitsubishi A6M3 «Reisen» model 32 ( «Zerosen» - так у Тамии на коробке, «Hamp» или «Zero»- это в коде союзников).
Вероятно первая модель производителя в 72-ом масштабе, датируемая 1964 годом. И действительно, с чего еще надо начинать японской фирме, кроме как не с «Зеро»?
На литниках все это выглядит примерно как на картинке сверху, декаль (внизу) от 1970 года.
По крайней мере на 1970 год в наборе давались два вполне реальных варианта.
A6M3 корпуса Таинан, найденный янки на Новой Гвинее в декабре 42-го года:
И борт из 2-го корпуса в таком же непотребном состоянии. Тоже на Новой Гвинее (аэродром Буна). Машина была повреждена 26 августа 1942 года в бою с P-400, совершила посадку и больше в воздух не поднималась:
Последний известный выпуск модели был в 1990 году. На сегодняшний день, полагаю, кит представляет ценность только для коллекционеров коробок в связи с наличием несравненного более совершенного конкурента от все той же Тамии (о нем позднее).
Mitsubishi J2M3 «Raiden» ( «Jack»)
Модификация поначалу не указывалась, хотя, судя по вариантам, это был J2M3. Приятной и видимо остро необходимой частью набора шестидесятых (причем не только этого) был маленький электромотор и подставка, куда вставлялась батарейка. Все остальное по временному канону:
Традиционным плюсом набора из семидесятых (что было ранее, толком неизвестно) было обилие вариантов оформления. Целых четыре.
Машина 302-го корпуса, «японского менестреля», лейтенанта Саадаки Акаматсу с самообъявленными 350 воздушными победами:
Борт из полу-учебного корпуса Таинан лейтенанта лейтенант Йоширо Аоки образца 1945 года:
Производитель в инструкции зачем-то предлагал украсить машину знаменитыми желтыми молниями с самого известного «Райдена» б/н 352-20.
Ну и «серую мышку» корпуса Гензан времен базирования в Японии, в Кагосиме:
Последний, четвертый вариант, б/н Ya-1185, из около-учебного корпуса Ятабэ никак и нигде не ищется: ни фото, ни боковичков, ничего.
В 2014 году, для неизвестных воздыхателей, не иначе, модель была издана «Лимитированной серий»:
Поскольку в готовом виде тамиевский «Райден» выглядит примерно вот так:
То сразу как-то приходят теплые и добрые мысли о совсем не идеальной Хасегаве и ее продвинутом клоне от Sword.
Kyushu J7W «Shinden»
Модель «Утки» так же предусматривала установку электромоторчика и второе предназначение в качестве вентилятора.
Почему одной из первых авиа-моделей фирмы, стал кадавр, выпущенный в единственном экземпляре, совершивший всего три полета и далекий от серии, как дворовый алкаш от классического балета, история умалчивает.
При всех вполне логичных «добродетелях», модель была перевыпущена в 2014 году.
Очевидно для глубоко ностальгирующих, ибо при наличии куда более молодого и качественного набора от Hasegawa выбор однозначен.
Nakajima Ki-44 «Shoki» (он же «Tojo»)
Модификация не указана, ну и ладно, не очень-то и хотелось. Главное, что модель хорошая:
Проработка деталировки тоже не оставит никого равнодушным:
В общем, впечатляющий результат на выходе практически гарантирован:
На этой оптимистичной ноте желчь нежданно закончилась и просто переходим к рассмотрению вариантов оформления. Их опять четыре.
Брошенный на Филиппинах камуфлированный борт из 246-го полка (любят производители именно этот самолет. У Хесагавы он тоже есть):
Борт этого же полка (246-го), только неудалой системы ПВО Метрополии зимы 44-45 годов:
Машина 85-го полка капитана Того Саито. Китайский фронт образца 1944 года:
И сверхнарядный борт 47-го полка ПВО Метрополии. Машина была в составе т.н. «таранной группы» полка (Shinten-Tai): экипажи были обязаны таранить B-29 и буйство красок (особенно красного) выделяло «идущих на смерть».
На фотографии (ну уж какая есть) видно отсутствие крыльевых пулеметов на нашем герое: машины, слабо приспособленные для перехватов высотных «Сверхкрепостей», максимально облегчали.
«Шоки» производители моделей незаслуженно обижали и обижают вниманием, поэтому кто его знает… (Если что, берите Sword).
Nakajima Ki-84 «Hayate» («Frank»)
Нижняя картинка – коробка последнего «подарочного издания» 2001 года, выполненная в черно-белой палитре – для понимающих ценителей онли.
От модели ровно того же «розлива», что и предшественник, Ki-44, сложно ожидать чего-то иного. Так оно и получилось.
Поэтому, если уж не АРМА, то старенькая Хасегава любителям в помощь.
Вариантов снова четыре.
Машина 1-ой учебной группы (1 Rensei Tai), ставшей 520-ой временной эскадрильей ПВО Метрополии (520 Rinji Boku Sentai). Боролись с B-29, боролись, да не выборолись:
Активный член 47-го полка в Японии, весны 45-го, периода боев за Окинаву:
И зачем-то целых два борта одного полка, 73-го, только эскадрильи разные. Осень 1944 года. Опять Япония:
Древности закончились, преходим к «Варягам». Правда получится совсем коротенько.
Grumman F6F-3 «Hellcat»
Единственный представитель этой «касты» по тематике: перепаковка Италовского (Italeri) пластика для японского рынка (инструкция исключительно на японском языке). Приключилось это в 2005 году. На коробке честно предупреждается, кто изначальный производитель модели, в том числе на английском. Все, что автор думает об этом недоразумении (модели, а не мероприятии), он уже рассказал в соответствующей статье. Варианты оформления ровно те же, что и у чистокровного «Итальянца». По Тихому Океану их два:
F6F-3 лейтенанта Ричарда Стэмбука с 11 официальными победами из эскадрильи VF-27 с невинно убиенного "Принстона".
Борт с именем собственным «Little Joe» из эскадрильи VF-51 c авианосца CVL30 «San Jacinto». Лето 1944 года.
Ну и дружный отряд «Даунскейлов». Понятно, что у всех моделей в наличии аккуратная внутренняя расшивка, вполне приличная деталировка ( правда у каждого свой взгляд на понятие «приличная деталировка») и прекрасная собираемость.
Aichi M6A1 «Seiran» (имени собственного в кодировке союзников не получил)
Модель 1997 года - «первая ласточка» этой могучей категории: «Сepун» в 1/48 вышел в том же году, что и 1/72.
Вторая половина девяностых – начало двухтысячных вообще была «эпохой Ренессанса» японской авиации в 72-ом масштабе: как по команде за дело серьезно взялись японские Гранды, Hasegawa с Fujimi. Тамия тоже не ударила в грязь лицом и деталировка модели мало отличается от кита в 48-ом масштабе, а качество исполнения дает фору очень многим современным «поделкам».
Почему при всем богатстве выбора, из всего японского «авиа-бестиария» выбрали для реализации в пластике именно такой прототип, детище не столько сумрачного гения, сколько вовремя не выявленных нapкoмaнoв, дело темное. Возможно роль сыграло то, что конкуренции у новинки не было и не предвиделось: единственный псевдо-конкурент, AOSHIMA родом из 60-х, таковым не являлся.
«Сейран» от Аошимы. Не верю! (с)
Понятно, что варианты оформления машины, выпущенной в 1944 году гомеопатической серией в восемнадцать тушек, разнообразием блистать не могли. Соответственно все скромно.
На самом деле, автору неизвестны фотографии «Сeйpана» с маркировкой 931-го Корпуса, единственного подразделения, куда попали «подводно-одноразовые гидро-бомбардировщики». Тамия же предлагает выбор аж из шести вариантов, правда меняются только цифры тактического номера.
В том же 1997 году был выпущен родственник, еще более редкий зверек, Aichi M6A1-K «Nanzan» - учебная версия машины с убираемым колесным шасси, выпущенная в количестве … двух экземпляров.
Ну и куда без новомодного набора «два в одном».
По личным наблюдениям, модель этой сравнительно крупной одномоторной машины стоила прилично дешевле «коллег по Тамии», например, Корсаров с Тандерболтами – не любят у нас «подводно-одноразовые гидро-бомбардировщики», ой не любят.
Kawanishi N1K1-Ja model 11 «Shiden» («George»)
Модель, выпущенная в 2001 году была уменьшенной в полтора раза копией «Сидена» в 48-ом масштабе 1994 года рождения. У производителя вероятно что-то пошло не так и уже к 2010 году отливки «поплыли»: по крайней мере у автора было хорошо заметные сдвиги литьевых форм.
Несмотря ни на какие мелкие производственные недостатки, модель можно сказать безальтернативна. Конечно есть куда более дорогой кит от «Aoshima» с напрочь испорченной носовой частью и нишами шасси «нулевой» глубины, причем со своей целевой аудиторией (пофигисты, мастера рашпиля и ценители-любители запивать проблемы моделизма валокордином с «Балтикой №9»).
В плюс тамиевскому набору можно поставить целых четыре варианта оформления. Пара условно боевых:
Машина учебного корпуса Тсукуба (Tsukuba Kokutai). Хотя в феврале 45-го (именно так датируется фото) на территории Японии понятие «учебная часть» было весьма относительно.
Борт корпуса Йокосука (Yokosuka Kokutai). Тоже Метрополия и тоже 1945 год.
И пара абсолютно точно боевых. Оба из 341-го корпуса (341th Kokutai), единственного соединения, полностью оснащенного «Сиденами» (более ста машин на круг) и сгоревшего синим пламенем на Филиппинах. Оба найдены американцами в 1945 году в неисправном состоянии.
Без сомнения, самый известный «Сиден» (заводской номер 7102). Вероятно, когда машина была боевым самолетом, а не украшением свалки брошенной и битой техники под названием «Кларк Филд», вряд ли она была в таком ушатанном состоянии. К слову, самолет янки восстановили и облетали.
То же подразделение, что и предыдущий образчик. Если уж быть до конца точным, 402-ой полк (402th Sento Hikotai). То же время, то же место. Состояние неизвестно - фото только такое.
На данный набор первый раз было наложено традиционное для Тамии «проклятие уменьшалок» (даунскейлов): развития модельной линейки прототипа по модификациям-субмодификациям никогда не было: добавить литник с несколькими лишними деталями и получить еще одну модель – это не про Тамию. Например, «Аошима», не связанная такими предрассудками, выпускала и выпускает модификацию N1K1-Jb с другим крылом.
Нарушая логику повествования (от старых к новым) следующим пунктом будет последняя модель Тамии в 72-ом масштабе по тематике. Последняя, вероятно, во всех смыслах.
Kawasaki Ki-61-Id «Hien» (он же Ki-61-I Tei, он же «Tony» по-американски)
Производители «Ласточку» («Хиен») любят, холят и лелеют: японские Hasegawa, FineMolds, Aoshima и даже чешская RS Models выпускают достаточно качественные реплики этого популярного (но бестолкового) самолетика в 72-ом масштабе. Однако интрига и дух соревновательности были начисто убиты в 2018 году Тамиевским традиционным даунскейлом 48-го масштаба.
Единственным, что спасло конкурентов от несмываемого позора и неизбежного разорения, было упорное нежелание менеджмента Тамии, развивать модельную линейку Ki-61 по модификациям, благо там есть где развернуться.
Фирма изобретательно подошла к вариантам оформления модели, дав три (варианта), отличающихся кроме всего прочего сложностью «малярных работ».
Самый простой (вроде) – некрашеный, «натуральный металл», хотя по-хорошему, если делать по уму, не самый простой тип ЛКП для моделистов (по крайней мере для автора статьи):
Борт командира 224-го полка капитана Терухико Кобаяси. Февраль 1945 года.
Второй двухцветный, камуфлированный:
Борт из 19-го полка, захваченный янки в 1945 году на Лусоне. Правда был нюанс. Если делать именно такой вариант, то не все так просто: на хвосте, под эмблемой 19-го полка виден закрашенный шеврон 55-го полка, ровно так же накрывшегося медным тазом на Филиппинах.
Ну и третий, самый сложный, в «змейках с яблоками»:
В инструкции машину приписывают второму лейтенанту Сунзо Такасима из 244-го полка. На самом деле, это тот же борт, что и первый, «серебристый вариант», с серийным номером 4424, принадлежавший ком-полка Кобаяси. Только перекрашенный. Такасиме он достался в апреле 45-го года, когда был передан в 159th Shimbutai («Клуб самоубийц» в общем). Боевой вылет у нового владельца был один единственный, в один конец, 6 июня 1945 года.
В год выхода был выпущен и «набор для лентяев»: серебристый пластик и декаль с «яблочным» камуфляжем облегчали моделисту жизнь (в меру испорченности последнего).
На счет крупной декали с камуфляжем сказать что-то членораздельное сложно, учитывая, что Тамиевские декали никогда не отличались особой эластичностью на криволинейных поверхностях, но идея интересная, хотя и не новая. В любом случае, далеко не у всех есть аэрограф с соплом 0.2 мм и не все умеют во всё такое.
Без недостатков, правда, тоже не обошлось: любой «овес нынче дорог», но ценник у «Ласточки»…
На этом, по причинам непреодолимой силы (#многабукффф) повествование прерывается.
Всем добра.
***Использована информация из открытых источников.