В мире автомобильной индустрии внимание к дизайну кузова авто играет важную роль. Процесс создания уникального внешнего вида машины требует значительных усилий и тщательной проработки. История заполнена примерами авто, которые, несмотря на свою специфичность, все же были запущены в производство.
Представить продукт в лучшем свете — это ключевая задача для всех, кто стремится успешно реализовать свою продукцию. В сфере автомобильного производства это приобретает особую важность, поскольку первое впечатление от внешнего вида машины часто определяет решение о его приобретении или отказе от покупки. Тем не менее, появляются автомобили, способные вызвать лишь недоумение или даже шок у публики. Все это является частью процесса творчества и инноваций в автомобильной индустрии, где риск и эксперименты играют не менее важную роль, чем традиционные подходы к дизайну.
Fiat Multipla
В 90-х Fiat переживал небывалый подъем: годовые продажи подскочили почти в два раза по сравнению с уровнем 80-х. В общем, идеальные условия, чтобы поверить в себя и подумать, что рынок простит тебе что угодно. Ведь всё с надписью Fiat превращается в «золото».
И вот в 1998 году был выпущен Fiat Multipla. Перед дизайнерами стояла задача: сделать компактный и в то же время вместительный минивэн, но с доступной ценой. В итоге получился четырехметровый автомобиль на шесть человек. Передний ряд кресел стал трехместным — из-за этого ручник находился слева у двери, а одна огромная подушка безопасности была рассчитана на двух человек. Крышу сделали очень высокой, а ширину под стать большим представительским седанам — так инженеры пытались компенсировать очень короткую длину салона. В общем, получился необычный двухуровневый кузов, где снизу Multipla выглядела как обычный семейный хэтчбек, а сверху как однообъемный минивэн с огромной площадью остекления и еще одной парой фар.
Образ новой модели получился совсем неказистым и невзрачным. Продажи автомобиля также не задались: за пределами Италии Fiat Multipla покупали неохотно. Так год за годом это авто прописалось в рейтингах самых уродливых автомобилей в истории, а потом и вообще стал их частенько возглавлять. В 2024 году на вторичном рынке эту модель можно купить за 400 тыс. рублей. Но желающих как-то не особо много.
Nissan S-Cargo
Забавный фургончик Nissan S-Cargo для японского рынка выпускался с 1989 по 1992 год. Авто входило в небольшой выпуск серии Nissan «pike car» — дизайнерских мелкосерийных автомобилей. S-Cargo отличался необычным кузовом – его форма напоминала улитку. Белый цвет считался стандартным окрашиванием фургона. А вот разнообразные оттенки покупатели могли выбирать на свое усмотрение, так называемая система «custom paint». Салон также был весьма необычным: указатели приборов размещались поверх передней панели, а в центре красовались часы.
S-Cargo часто называют одним из самых уродливых автомобилей. Однако, несмотря на критику, фургончик нашел своих поклонников. Его редкость и причудливый внешний вид вызывали у людей интерес. А благодаря большому отделению багажника было удобно разрисовывать и кастомизировать авто. Вот самые интересные примеры кастома:
Всего было выпущено 12 тыс. экземпляров. Стоимость S-Cargo на 2024 год составляет 700 тыс. рублей.
Pontiac Aztek
Словно на складе запчастей перепутались и слиплись между собой детали самых разных моделей. Но самое поразительное в этой конструкции то, что за стиль отвечали не какие-нибудь экстремисты, а вполне заслуженные дизайнеры. Одним из авторов был Том Питерс, в наши дни ставший директором GM по дизайну спортивных моделей. Именно он создал шестое поколение Chevrolet Corvette и пятое поколение Camaro — культовые машины, в том числе и с точки зрения дизайна. Еще одним человеком, приложившим руку к автомобилю, стал вице-президент по дизайну GM Уэйн Черри. Какой черт дернул этих талантливых профессионалов выпустить Pontiac Aztek, не до конца понятно.
Изначально, Aztek позиционировался как самое идеальное авто для активного отдыха. Сзади к автомобилю могла прикрепляться палатка, превращавшая кроссовер в недорогой и очень мобильный дом на колесах. Одна из половин двери багажника опускалась вниз, образуя лавочку с встроенными в неё подстаканниками. А между передними креслами был холодильник. Прекрасные задумки, только вот сам дизайн автомобиля получился совсем нелепым: бесформенный кузов, несуразные фары и маленькие колеса, как у тележки из супермаркета.
Aztek выпускался всего лишь 4 года (2001–2005). Продажи совершенно не оправдали ожиданий и производство быстро свернули. В 2024 году данный автомобиль можно приобрести за 400 тыс. рублей.
Reliant Robin
Завершает наш обзор культовый трехколесный Reliant Robin. Выпускался автомобиль в Великобритании с 1973 по 2002 год. Авто было основано на отдельной раме с одним передним колесом на пружине и ведущим задним мостом на полуэллиптических рессорах. Из-за своего внешнего вида и кузова из стекловолокна Reliant получил прозвище «пластиковая свинья».
Машину даже показали в телепрограмме Top Gear, где тестируемый образец не доехал до финиша ни на одном из шести кругов. Это способствовало закреплению распространенного мифа о его склонности к опрокидыванию, что стало предметом для шуток среди британцев. На самом деле Reliant Robin не уступал в устойчивости любой четырехколесной малолитражке. А у машины, которая переворачивалась в Top Gear, был сломан дифференциал.
Но несмотря на все насмешки автомобиль был довольно популярен из-за низких эксплуатационных расходов и доступной цены. За время своего существования модели было выпущено 63 тыс. экземпляров.
Итоги:
В погоне за уникальным дизайном крупные компании часто ищут способы опередить свое время и заявить об уникальности автомобиля. Эти попытки приводят к тому, что проекты выходят за рамки привычного и становятся необычными и непонятными для широкой аудитории. Но, несмотря на это, именно такие эксперименты и рискованные подходы иногда приносят неожиданные результаты и открывают новые горизонты в мире автодизайна.
С вами были CARCADE. Свободных вам дорог!