Мне самому несколько лет назад довелось работать на станции по ремонту тягачей, поэтому и интересуюсь всем, что касается профессии "дальнобойщик" и техники, на которой дальнобоям приходится "гонять". Ведь из-за санкций сейчас практически невозможно купить в стране "Man", "Volvo" или "Scania". Они ушли с российского рынка.
А что появилось взамен? А взамен наши дальнобойщики получили китайские тягачи "Sitrak" по привлекательным ценам, которые на первый взгляд вроде бы справляются с поставленными задачами, но если копнуть глубже, то можно обнаружить множество подводных камней, особенно после пробега 350 000 км. Водители хором жалуются на проблемы, возникающие в процессе эксплуатации тягачей - китайцев. Что это за проблемы? Делюсь.
Закрытие границ
Сначала немного расскажу, как наши дальнобойщики пересели на китайские аналоги "Man". Все вы, вероятно, в курсе, что Европа ввела санкции на поставки своих авто и другой техники, в том числе и грузовиков, на российский рынок. Но и это ещё не всё. Если не так давно можно было ввезти европейскую тяжёлую технику в Россию в обход санкций через Беларусь, то с июня этого года "лавочка прикрылась".
Латвия, Литва и Польша закрыли свои границы для перепродажи машин из Беларуси в Россию, тем самым вызвав переполох среди российских и белорусских перегонщиков. Скорее всего, у заинтересованных лиц имеются какие-то серые схемы поставок, но цена машины в таком случае получается заоблачной, что далеко не выгодно российским предпринимателям.
Поэтому-то они и обратили внимание на китайские грузовики. Нет, по нашим дорогам ещё ездят "Man", "Volvo" и "Mercedes", но всё чаще возникают проблемы с покупкой запчастей для "европейцев", на ввоз которых тоже ввели запрет.
Насыщение российского рынка китайскими грузовиками
Пока отечественные производители не в силах полностью закрыть бреши на российском автомобильном рынке, его стремительно наполняют китайцы. На 1 января 2024 в России уже числилось 205 тысяч единиц тяжеловесных "китайцев", и число их растёт с каждым днём. Китайские грузовики по количеству давно опередили "японцев" и "немцев", а к концу года прогнозируют, что они обойдут не только "шведов", но и "белорусов".
Больше всего на наших дорогах "Shacman". Число их составляет 28% от всех грузовых авто из Китая. На втором месте - "FAW". В процентном эквиваленте соответствует 15%. Отметки в 10% преодолевают "Howo", "Sitrak" и "Foton". Самыми доступными и популярными являются "Sitrak", которые собирают по технологии немецких тягачей "Man". Но, хоть и "китайцы" внешне очень схожи с "немцами", их внутреннее содержимое оставляет желать лучшего. Вот об этом расскажу подробнее.
С какими проблемами сталкиваются владельцы китайский тягачей
Что привлекло российских предпринимателей в "Sitrak", так это их доступная цена. Да и водители сначала восторгались новым тягачом из Китая. Их привлекла комфортная кабина, удобная и просторная настолько, что можно выйти из-за руля и размять косточки. Салон похож на небольшую квартиру. В нём имеется холодильник, двуспальный лежак, кондиционер, отопитель и люк на крыше.
Но в процессе эксплуатации машины показали себя ненадёжными. В первую очередь это касается электрической части. Как оказалось, в аккумуляторный ящик попадает влага, в результате чего гниют провода.
Электрическая коса, через которую поступает питание для силового агрегата, тоже подвержена гниению. Вот почему дилеры при покупке грузовика тут же предлагают переложить проводку за кругленькую сумму.
И это далеко не все проблемы, которые растут как на дрожжах с количеством пройденных километров. В интернете выложили видео, на котором у "китайца" в процессе езды оторвались передние колёса. Позднее оказалось, что данный случай - не единичный: с такой бедой уже столкнулось несколько перевозчиков. А решения проблемы так и не нашли.
Были случаи, когда при осмотре только что купленного нового тягача обнаруживали ржавчину, да не чуть-чуть, а десятки мелких точек коррозии от кабины до рамы. А что же тогда будет с машиной после первой же российской зимы с реагентами и солью на дорогах?!
Но это ещё - полбеды. Вот когда ломаются краны управления тормозами прицепа, горят генераторы и стартёры, крошатся зубья сателлитов у редукторов, при больших нагрузках прогибаются опоры задней балки - это уже совсем не смешно. А основная проблема "Sitrak" - отказ "роботов" ZF китайского производства после 400 000 км.
Водители жалуются, что приходится в три раза чаще менять масло в мостах и коробке: если в "Man" масло меняли каждые 450 000 км, то в "Sitrak" это делают каждые 150 000 км.
А представляете, если машина выйдет из строя во время перевозки груза? Это нужно переправить груз, поломку оттащить на станцию техобслуживания, а затем "бодаться" с дилером по поводу ремонта. Чтобы заменить деталь, её приходится долго ждать даже за собственные деньги. Ведь дефицита запчастей ещё никто не отменил.
В заключении хочу сказать, что "Sitrak" не выдерживает суровой эксплуатации на российских дорогах, слишком уж много проблем возникает. Дальнобойщики недовольны новым Sitrak
В итоге: дальнобойщики недовольны новым Sitrak и разгневанные владельцы парков. И это - не удивительно. Ведь оказалось, что китайские грузовики приносят больше расходов, чем доходов, так как часто приходится оплачивать из конторского кармана простои. Да и ремонт машин - удовольствие не из дешёвых. И проблемы с запчастями так и остались.
Опытные водители не торопятся пересаживаться за баранки "китайцев", а предприниматели задумываются, стоит ли игра свеч?