Целостная идентичность начинается с понимания себя и точки своего текущего развития. Мы же чаще всего особенности возрастной психологии не учитываем. Отсюда конфликты, потеря мотивации, интереса к обучению. Раньше была улица и дворовые банды. А сейчас выходить из дома не нужно – свайпить ленту и тусоваться со странными танцующими людьми в париках можно и дома.
Обсудим главный болезненный момент для всех родителей цифрового поколения: «Как заставить учиться, если интересы сформированы вокруг интернета? Легко сказать «роль успешного школьника». А что делать, если то и дело она пробуксовывает?
Для этого опишем главную особенность возраста и как ее использовать в целях развития.
Школа становится местом общения со сверстниками. Учебная деятельность в жизни подростка уходит на второй план и приоритетом не является.
Хотя все понимают, что именно она оказывает решающее влияние на развитие личности.
Взрослые наблюдают эту тенденцию: больше всего хочется тусоваться с друзьями офлайн или онлайн, жизнь превращается в развлечения, а значит безделье.
И, часто в состоянии абсолютно истерии, то гаджеты из рук вырывают. То буквально встают на пути со словами: «Из дома не выйдешь!».
Отдельная категория родителей предпочитает преследовать убегающего подростка в цифровом мире. Думая, что их запреты и контроль кто-то воспринимает всерьез.
Не нужно бороться с тусовкой со сверстниками, важно чтобы она была вокруг каких-то интересов и планов на жизнь. Именно общение может стать мотивом обучения вашего ребенка.
Поэтому правильней находить группы просоциальной направленности и по возможности ребенка к ним подключать. Мы не запрещаем компьютер, не портим отношения.
Мы просто грамотно расширяем другие сферы жизни, а следовательно, останавливаем патологический рост и вовлечение в киберсреду.
Важно понимать истинные мотивы своих детей. Если родители это способны осознать и помогать, то никаких проблем с аддикцивными проявлениями они не получат.
Школа – это место самореализации, общения, даже тусовки со сверстниками. Это то, что реально занимает большее место, чем учебники и выполнение домашки.
И если в группе он чувствует себя хорошо, то именно это определяет привлекательность обучения.
Поэтому если вам открыто говорят, что учеба - это отстой, то ни в коем случае нельзя наказывать или давать серьезное отрицательное подкрепление. Эти действия в конец убивают мотивацию, плюсом такой ребенок остается один, а его сознание заполняют отрицательные эмоции. Которые компенсируются через вспышки агрессии или полное отстранение от взрослых. А дальше привет цифровой мир, где тебя принимают любым. А то, что учиться не хочешь, так это прибавляет тебе крутизны, потому что все такие, хотят выделиться, показать взрослость и уникальность.
Динамика мотивов подросткового возраста примерно такая:
- желание быть в среде сверстников, что-то делать вместе (10— 11 лет);
- мотив занять определенное место в коллективе (12 —13 лет);
- стремление к автономии и поиск признания ценности собственной личности (14—15 лет).
То есть главная задача – тинейджер должен занять удовлетворяющее его место в системе общения в классе. Так дети проигрывают самые разные стороны человеческих взаимоотношений. Учатся позиционировать себя среди друзей, противоположного пола и учителей.
Подросток получает возможности не только обратить на себя внимание, проявиться, но и увидеть свое «Я» в оценке других людей, почувствовать, что общество его признает.
Понятно, что если эти потребности никто не видит, то появляются прокаченные герои и множество онлайн френдов. Часто даже в основе ухудшения успеваемости лежит нарушение общения со сверстниками. Поругался со всеми, сидишь паришься, и по успеваемости скатился.
Таким образом, пытаясь решать вопрос с учебой, мы часто не понимаем, что делаем. А решение очень простое.
Главная мотивация – это статус. В семье, в школе, в чате, в социальной сети. В любой другой группе.
Чем больше социальных ролей, тем более реализованным ты себя ощущаешь. Чем ты хуже, твой образ в семье или школе ущербней, тем сильнее внутренний конфликт.
Именно поэтому жертвы гиперопеки проявляют очень изощренную жестокость. Так как в детстве они не имели возможности свободно экспериментировать и отвечать за свои поступки. Их статус всегда был очень низкий – делай то, что требуют. Жестокость это своеобразный сплав мести, самоутверждения и одновременно самопроверки.
Понятно, что цифровой аддикт – это ребенок, отверженный в группе, или просто неудовлетворенный своим положением. Все хотят быть крутыми, а не лузерами. Просто дешевле и легче получить это в сети.
И, если у тинейджера есть это ощущение при общении со сверстниками в школе, то и зона интереса к обучению так же расширяется.
Цифровое поколение общается онлайн. И это данность времени и часть их жизни. У детей возникает тревога, если телефон забрали, и ты «не в сети».
Самое главное, чтобы цифровая тусовка являлась как бы продолжением реальной. А не полной ее заменой. Понятно, что полное отвержение этой сферы ведет к тому, что в семье дети чувствуют себя, как не в своей тарелке? Как будто их то и дело подвергают остракизму. То есть риску изгнания из самой главной группы – семьи.
Режим самоуправления – это не анархия или полный либерализм. Это постепенное расширение зоны ответственности, сфер, за которые ты отвечаешь лично. Это можно сравнить с простым примером, когда тренер дает обратную связь во время таймаута.
А в остальное время ты действуешь самостоятельно на поле.
Никто за тебя не играет, решения не принимает, рюкзак не собирает. Это твои задачи.
А вот увеличивать показатели помогает способность к целенаправленному поведению. Проще говоря – планирование.
И вот тут самый интересный момент – мы связываем текущие цели не со своими хотелками, а с желаемым статусом, с новыми ролями.
С собой идеальным. Мы передали ответственность за свои чувства, мысли и действия. Дали успокоиться и нормализовать состояние. Мы уделили время, чтобы признаться себе, что проблемы есть и они влияют на всю жизнь. И мы уже развернулись в сторону образа будущего, которое на данном этапе пути кажется привлекательным. Сыну или дочери, а не родителям. И главное, мы разделилось на "Я" и "Я".
Ответственность начинается с ежедневной практики распределения времени. И навыка переключения внимания с экранной деятельности на другие активности.
По каждой роли совместно с родителями вырабатываем цели и приоритеты. Определяем текущие проблемы и методы их решения.
На этом шаге задача научится совместному планированию по всем направлениям.
Причем, как сам подросток видит себя? Свои действия и цели? И положительно подкреплять любой маленький шаг, любой успех, самые маленькие действия.
Чаще всего мы включаем жертву, которая уже измучилась напоминать, заставлять и наказывать. А дети в ответ злятся, грубят, и включают демонстративное сопротивление.
Грамотнее же использовать принцип тренера, который планирует и отправляет на поле. А потом анализирует результаты, достижения и ошибки. Что получилось? А что нет? Что помешало?
Вниманием своих детей управляет не интернет, хотя безусловно оказывает влияние. А мы, родители. Так, мы либо загоняем детей в зависимость. Либо помогаем развивать навыки управления эмоциями и своим поведением.
Для этого можно не только планировать. Но и использовать простое упражнение – фокус дня. Так мы помогаем концентрировать внимание на наиболее важной задаче.
Введите в привычку накидывать цели и зону ближайшего развития по каждой сфере. В некоторых случаях это серьезная, в том числе внутренняя работа. Составлять планы стратегические и оперативные. А вот реализацию доверяйте детям. Это для них серьезная практика, формирование нейронных цепей. Да, получаться будет не все и не сразу.
Но самое главное, что помогает сохранять мотивацию развиваться в реальной жизни – это настроить свой фокус на рост, на достижения и новые успехи сына или дочери. На радость и удовольствие, как доминирующие эмоции, то, с чем будет ассоциироваться детство. Тогда постепенно твои результаты будут расти, а вместе с ними самоуважение и статус в семье и среди друзей.