Старение — неизбежная часть нашей жизни. Но смириться с этим получается далеко не всегда: с возрастом у нас появляются дополнительные тревоги и опасения. У некоторых людей это доходит до геронтофобии: они боятся мыслей о старении и даже вида пожилых людей, вплоть до панических атак. Но гораздо чаще страх старения не такой острый и более акцентный, конкретный. Главный врач нашей клиники, психиатр и психотерапевт Василий Шуров рассказывает про 6 основных страхов, связанных со старением, и объясняет, как с ними бороться.
1. Страх потерять красоту и привлекательность
Один из самых важных страхов на тему старения — это боязнь потерять свою внешнюю красоту и привлекательность, эстетическую молодость. Об этом многие люди начинают думать еще в молодом возрасте — примерно в 25-30 лет.
И этот страх имеет внешнюю природу — его нам навязывает общество. Это агрессивные социальные стереотипы, связанные со стандартами красоты, и маркетинговые стратегии.
Общество агрессивно диктует установку «Ты должен всегда оставаться молодым. Все, что немолодо — некрасиво и отталкивающе». И эту установку активно эксплуатируют маркетологи практически во всех сферах: это и индустрия одежды, и сфера косметологии, и медицина, и спорт, и социальные сети.
Даже современные гаджеты и приложения с этим связаны: камеры смартфонов, онлайн-фильтры в социальных сетях…
В результате создается у нас создается ощущение, что мы имеем право на счастливую и успешную жизнь, только при условии постоянного поддержания статуса «молодого человека». А значит, надо отчаянно бороться с любой морщиной, складкой на теле, седым волосом, «несовременным» внешним видом и интересами.
При этом такие страхи усиливают самое себя. Опасения на тему своей внешности вызывают у нас постоянную фоновую тревогу, повышают уровень стресса. В результате мы чаще испытываем негативные эмоции, спазмируем мимические мышцы лица и ускоряем проявление у себя возрастных признаков, страдаем от психосоматических нарушений. Все это в результате негативно отражается на внешности.
Что делать?
Важно понять, что страх потери красоты на самом деле не связан со старостью напрямую. Его корень — в дисморфофобии, чрезмерном беспокойстве о своем внешнем виде.
Переживания о своей красоте начинаются не с внешних проявлений, а с неудовлетворенности собой, проблем с самоценностью. Мы не уверены, что хороши сами по себе, и в этом свете забота о внешности выступает своеобразной заплаткой, спасательным кругом.
Если я буду красивой, я буду уверенной в себе, меня будут любить, ценить и уважать. — Я считаю, что заслуживаю любви, и могу себя ценить, только когда я красивая и молодая.
Поэтому на самом деле избавиться от страха потери внешней молодости нам помогает вовсе не косметолог или омолаживающий крем, а проработка внутренних опор: формирование самоценности, повышение самооценки, принятие себя.
Если мы любим и ценим себя как личность вне зависимости от внешних факторов и агрессивной рекламы салонов красоты, морщины перестают пугать и становятся естественной частью жизни.
В прошлых материалах мы писали о том, как укрепить внутренние опоры и повысить уверенность в себе.
2. Страх стать обузой — быть беспомощным и нищим
Следующая категория страхов старения часто обобщается одной фразой — «Я боюсь стать обузой». Но ее можно конкретизировать и разделить на 2 сферы: физическую и экономическую.
- Физическая немощность. Мы боимся, что старение неизбежно сделает нас слабыми и больными людьми: мы будем зависеть от чужой помощи, а нашим близким людям придется за нами ухаживать. Но наши переживания обычно лишь усугубляют эти проблемы: повышенный стресс ведет к развитию психосоматических нарушений и ускоряет «изнашивание» организма, мешает нам принимать рациональные решения и заблаговременно заботиться о своем здоровье.
- Финансовая немощность. Нам также страшно, что с возрастом мы утратим способность к самообеспечению. Увы, это прежде всего острая социально-экономическая проблема: пожилые люди и пенсионеры действительно часто не имеют возможностей для обеспечения себе достойной старости и вынуждены перекладывать эту ношу на своих детей или внуков.
Что делать?
Да, во многом на эту проблему влияют жизненные обстоятельства и социальная обстановка — но многое по-прежнему в наших силах.
Прежде всего, важно разделять понятия «тревога о старости» и «размышление о старости». Тревога — это смутное неоформленное беспокойство и липкий страх, который не позволяет нам трезво мыслить и лишь провоцирует негативные эмоции, повышает уровень стресса. Это непродуктивное состояние.
А размышление о старости — продуктивно. Мы можем конкретизировать свои проблемы и выработать стратегию поведения, чтобы снизить риски. Например, уже сейчас можно:
- сделать здоровье приоритетом: не откладывать походы к врачам, регулярно проходить диагностику и не дожидаться осложнений с дорогостоящим лечением, ввести в свой график ежедневные физические упражнения, прогулки на свежем воздухе, здоровое питание;
- повысить финансовую грамотность: следить за бюджетом и вести учет трат, высчитать доступную ежемесячную сумму для накоплений, задуматься над вариантами смены работы, повышения квалификации, монетизации имеющихся дополнительных навыков.
3. Страх стать одиноким, не уважаемым, не ценным
Этот страх связан с потерей социального статуса и прорастает корнями в ту самую установку «Значима только молодость», которую нам транслирует общество.
Это мысль о том, что мы заслуживаем счастья, любви и принятия, только пока мы молоды, красивы и трудоспособны. Она включает в себя и возрастные стереотипы — представления о том, чего мы должны достигнуть к разным вехам нашей жизни (например, семья и дети к 30 годам, свой бизнес и состояние к 40-50 годам и т. д.)
К сожалению, все эти убеждения порождают массу проблем во взрослой жизни. Например, многие семьи распадаются лишь по той причине, что взрослым людям сложно смотреть друг на друга и замечать признаки старения:
Он\она теряет свою молодость, а значит, то же самое происходит со мной! Я старею…
Из-за этого некоторые люди после 30–40 лет предпочитают общение в молодых компаниях и новые отношения с молодыми партнерами.
Рядом со мной люди младше меня, я вижу их молодость, энергию, задор… И ощущаю, что я тоже еще молод.
Кроме того, это убеждение приводит к проблемам в общении с нашими детьми.
Они наверняка обо мне забудут! Что я смогу им дать, зачем я им буду нужна, когда буду старой?..
Что делать?
Важно понимать, что такие убеждения вынуждают нас отказывать себе в праве на самостоятельную оценку своей личности, ее качеств и достоинств, — и передавать это право окружающим (чаще более молодым) людям. Это разрушает наше чувство собственного достоинства, заставляет чувствовать себя незначительным и беспомощным без чужого одобрения.
Поэтому, как и в предыдущем случае, борьбу со страхом старческого одиночества и потери значимости важно вести в плоскости внутренних опор.
Самоценность, самодостаточность — это ощущение собственной значимости без необходимости ее подтверждения другими людьми. И формируется это ощущение на базе уважительного отношения к себе и приоритизации собственной личности, доверия к себе.
- Что я на самом деле чувствую? Чего мне на самом деле нужно? Каковы мои желания и мечты?
- Во что я верю, что я считаю важным для себя?
- Каковы мои ресурсы? Каковы мои личные качества, профессиональные компетенции, социальные возможности?
- Каковы мои цели? Что я действительно могу и хочу делать для того, чтобы ощущать самоуважение и наслаждаться этой жизнью?
Фокус на самодостаточность также помогает нам справляться с социальными страхами, которые связаны с отношениями с супругом или детьми.
Да, я буду пожилой, уже не буду выглядеть молодо. Но я по-прежнему буду его\ее лучшим другом, поддержкой, опорой, источником радости и вдохновения. Прежде всего, мы близкие люди: мы хорошо друг друга знаем и умеем поддерживать, и у нас за плечами ценный совместный опыт. Мы всегда будем важны друг для друга.
Да, я уже не буду для своих детей поваром и домохозяйкой, им не нужна будет моя помощь с бытовыми делами, личной жизнью, саморазвитием. Но я гораздо больше, чем «заботливая наседка». Я навсегда останусь для них островком безусловной любви, поддержки, тепла и мудрости. И для этого нам вовсе не обязательно ежедневно общаться. Я ценна для них как минимум самим фактом своего существования, и так будет всегда.
Да, я уже не буду трудоспособным сотрудником или начальником, уйду на покой. Но я все еще буду уважаемым и значимым человеком благодаря бесценному опыту, профессионализму, мудрым консультациям. А еще пенсия вовсе не означает вынужденное безделье: я смогу посвятить себя другим интересам, продолжить свое развитие в хобби или путешествиях, расширять кругозор.
4. Страх изменения образа жизни
Еще один страх связан с пугающими социальными стереотипами: старость часто представляется нам в массовой культуре как что-то скучное, малоподвижное, «неактуальное», непривлекательное с точки зрения образа жизни.
Например, у многих людей при слове «старость» сразу рисуется стереотипный образ дома престарелых, унылых «старческих» развлечений вроде ежедневных посиделок на лавочке или пения старых песен в парке.
И создается ощущение, что какой-то возрастной рубеж попросту лишит нас права на полноту жизни, заставит вписываться в к ограниченные стереотипные рамки.
Что делать?
Пожилой возраст вовсе не означает полный отказ от привычного образа жизни.
Во-первых, сейчас у пожилых людей гораздо больше возможностей, чем раньше. Мы все чаще можем увидеть пенсионеров, которые занимаются современными хобби, активно путешествуют, ведут свой бизнес, собираются шумными компаниями. Времена меняются, и это нормально.
Во-вторых, наш образ жизни в пожилом возрасте будет во многом зависеть от наших действий и стремлений в настоящем. Если уже сейчас мы приучаем себя к активному отдыху, посещаем культурные мероприятия, развиваемся в хобби, учимся новому — то такой стиль жизни не разрушится, как по велению волшебной палочки, с первым днем пенсии или отметки в 60-70 лет в паспорте.
В-третьих, пожилой возраст открывает свои преимущества. У нас появляется больше свободного времени, опыта и возможностей для новых начинаний. Мы постепенно избавляемся от социальных страхов и можем выстраивать более гармоничные и увлекательные отношения с близкими и друзьями. Мы меньше боимся неудач и ошибок, поэтому можем принимать необычные смелые решения.
5. Страх смерти
Интересно, что сам страх смерти обычно беспокоит нас гораздо реже, чем все остальные опасения на тему пожилого возраста. Это довольно легко объясняется — пока мы живы, мы переживаем о качестве этой жизни.
Тем не менее, страх смерти все же существует. Нас пугает неизвестность.
Что делать?
Это единственный страх, при борьбе с которым нет очевидных и общих ответов. Представление о смерти — это очень личный, философский, экзистенциальный вопрос. Но все же именно мировоззрение, внутренние опоры, верования и идеалы, а также и расширение кругозора помогают найти свой собственный ответ. И если воспринимать смерть не как точку, а как загадку, можно сместить фокус внимания со страха на увлекательное духовное саморазвитие.
А какие страхи на тему старения вы замечали за собой или своими близкими? Поделитесь своим опытом в комментариях!
Друзья! Если вы чувствуете, что вам нужна поддержка и помощь в решении психологических проблем, если подозреваете у себя или близкого психическое расстройство — обращайтесь в наш центр.
Мы предоставляем полный спектр услуг в сфере психотерапии:
- Консультации психологов, психотерапевтов и психиатров – в клинике и на дому;
- Психотерапия: индивидуальная, семейная, групповая;
- Медикаментозная терапия;
- Лечение и реабилитация нарушений психики в стационарных и амбулаторных условиях.
Переходите по этой ссылке, чтобы подробнее познакомиться с нашими предложениями. Задавайте вопросы онлайн или по телефону — мы всегда с удовольствием вас проконсультируем.
И будьте здоровы!