«Почему меня не уважают?», «Как заставить окружающих со мной считаться?»… Мы часто встречаем такие запросы, и во всех них есть большой «подводный камень»: насильно уважения не добиться. Уважение — это прежде всего признание границ личности, ее достоинств и заслуг. И оно возможно лишь в том случае, когда человек уважает сам себя и ведет себя соответственно. Главный врач нашей клиники, психиатр и психотерапевт Василий Шуров объясняет главные особенности мышления и поведения человека, который вызывает уважение у окружающих.
1. Внутренняя опора на себя, знание своих потребностей и ценностей
Одна из главных черт человека, который вызывает уважение — самодостаточность, внутренняя устойчивость.
Никакие хитрые уловки — умные слова, статусные вещи, дорогие увлечения — не заменят человеку умение ценить и принимать себя.
Эта внутренняя опора появляется, когда человек начинает уважительно относиться к самому себе: изучает и ставит приоритетом собственное Я, учится ему доверять.
Здоровая рефлексия. Умение прислушиваться к своим чувствам и эмоциям, честно называет их, анализирует причины их появления.
Да, я злюсь, мне грустно — и я понимаю, почему.
Уважение к потребностям. Способность честно признаться себе в своих потребностях и желаниях, ценностях и приоритетах. Не отмахиваться от них и не «задвигать в дальний угол», работать над их воплощением без иррационального стыда и вины.
Да, я хочу и считаю важным для себя именно это, и мне не стыдно.
Реалистичные ожидания. Умение провести адекватную ревизию своих ресурсов (личностных качеств, профессиональных компетенций, социальных возможностей) без самобичевания — и ставить перед собой конкретные реалистичные цели.
Да, я объективно хорош в этом деле, и могу добиться *следующих* результатов в *заданные* сроки.
Фокус на внутреннюю самооценку. Способность ориентироваться в оценивании себя (своих мыслей, поведения, достижений, действий и решений) не на мнение окружающих, а на свое собственное.
Я считаю, что достойно справился, мне не нужно стороннее одобрение, чтобы почувствовать себя «молодцом».
Я считаю, что сделал верный выбор. Мне не нужно постоянно всем рассказывать о своих решениях, чтобы получить одобрение, критику или совет.
Подробнее о том, как сформировать уверенность в себе, мы писали здесь.
2. Соблюдение личных границ
Тема защиты личных границ уже давно стала предметом шуток, потому что многие люди понимают этот процесс как «навязчивые просьбы и агрессивные нападки на окружающих».
На деле же главное правило — самому четко понимать, как с вами можно и нельзя, и спокойно это транслировать, подчеркивая собственными действиями.
НЕправильно. Заниматься самобичеванием, унижать и оскорблять себя в общении с другими. Долго терпеть неприятное отношение к себе, ждать, что окружающие «сами поймут, что так нельзя», бояться оттолкнуть их своей критикой, долго копить обиды. Резко срываться на окружающих, когда «уже нет сил терпеть», после чего обвинять себя в несдержанности.
Правильно. Говорить о себе в позитивном ключе, открыто проявлять заботу о себе и своих интересах без страха упреков. Спокойно и сразу объяснять человеку, что вам не нравится в общении. Ограничивать или прервать коммуникацию с людьми, которые отказываются следовать установленным границам. Ставить границы только «на своей территории»: не пытаться «доказать», «убедить», «перевоспитать». Ценить свое время и ментальное равновесие.
Подробнее о личных границах мы писали здесь.
3. Соблюдение границ других людей\группы
Сейчас часто можно услышать о самоуважении и личных границах. Но при этом важно помнить и об ответном уважении.
Ровное базовое уважение. Важно вести себя вежливо и учтиво со всеми окружающими людьми, невзирая на их статус и влияние. Уважать чужие личные границы и не пытаться их «продавить». Не заискивать перед теми, кто «выше» вас по статусу и не допускать пренебрежение к тем, кто «ниже».
Я одинаково учтиво разговариваю и с начальником, и со своими подчиненными, обслуживающим персоналом.
Уважение к социальной группе. Также важно иметь базовое уважение к правилам того сообщества, с которым вы добровольно контактируете. Например, соблюдать дресс-код, отказаться от ругательных слов, не выказывать пренебрежение и неуважение к культурным традициям.
Да, это не мой стиль одежды. Но я выбрала для себя работу в этой компании и буду уважительно относиться к ее корпоративным правилам.
Я не понимаю этих традиций. Но не стану над ними смеяться — или агрессивно оспаривать, если меня не принуждают им следовать.
4. Самоконтроль — внешний и внутренний
Первое впечатление о человеке серьезно влияет на отношение к нему: внешние характеристики могут многое сказать окружающим о том, насколько этот человек себя ценит и уважает.
Поэтому важно следить за своей осанкой, жестами, речью: избегать ненужных суетливых движений, торопливой речи.
Например, неуверенному в себе человеку тяжело выдерживать молчание и паузы в беседе, поэтому он пытается заполнить их, даже если нечего сказать «по существу».
Но еще более важно сохранять самоконтроль внутренний — эмоционально-поведенческий.
- Не делиться сугубо личной информацией с малознакомыми людьми в попытке вызвать к себе интерес или «закрыть паузу».
- Контролировать проявление своих чувств, не допускать эмоциональной распущенности и срывов — особенно в общественных местах.
- Не самоутверждаться за счет других людей — например, подчиненных и находящихся «ниже» по социальному статусу, — при помощи сравнений, насмешек, грубых выражений.
- Не оправдываться по любому поводу, не объяснять причины и мотивы своих поступков и решений в попытке получить одобрение.
- Не допускать частых и иррациональных извинений: за внешние факторы (например, особенности своей внешности и телосложения), за независящие от вас обстоятельства (например, действия других людей).
- Не отказываться от принятых для себя принципов и убеждений на фоне давления компании и авторитетных лиц, в желании заслужить одобрение и быть «принятым в группу».
5. Умение принимать и нести ответственность
Сложно уважать человека, если его слова регулярно расходятся с делом.
Цельная и самодостаточная личность умеет принимать и нести личную ответственность:
- трезво оценивать свои возможности, навыки и ресурсы;
- тщательно обдумывать и давать обещания с осторожностью, без спешки;
- выполнять взятые на себя обязательства без поиска оправданий.
6. Отказ от спасательства и непрошеных жертв
Человек принижает или вовсе теряет свою ценность в глазах окружающих, когда регулярно ставит себя в жертвенную или «спасательскую» позицию:
- дает непрошенные советы, комментарии и критику;
- навязчиво предлагает свою помощь;
- оказывает помощь без согласия;
- жертвует своими интересами и желаниями ради окружающих.
Такое поведение выдает низкую самооценку, болезненную потребность ощутить себя значимым, нужным, полезным, заслужить внешнее одобрение. За ним также могут стоять корыстные интересы — «окупить жертву», ожидая ответных услуг после непрошеной помощи.
Подробнее о синдроме спасателя мы писали здесь.
7. Отказ от страха негативных реакций и потерь
И, наконец, главное правило: чтобы уважать себя и научить окружающих уважительному отношению к себе, важно проработать свои социальные страхи:
Страх негативной реакции. Иррациональное чувство вины и стыда за свои потребности и желания, страх обсуждения своих границ и столкновения интересов, молчание. Чаще всего возникает на фоне неумения видеть разницу между спокойным обсуждением и скандалом, боязнь показаться «эгоистом», «скандалистом», «негибким», «неудобным».
Страх потери и одиночества. Боязнь дистанцироваться или вычеркнуть из своего окружения людей, которые систематически нарушают ваши границы, проявляют неуважение, абьюзивное поведение. Обычно это происходит, когда на «токсичном» человеке завязана наша самооценка, и мы ориентируемся на его отношение к нам, похвалу и критику.
А что бы вы добавили в наш список характеристик, вызывающих уважение? Поделитесь своим мнением в комментариях!
Друзья! Если вы чувствуете, что вам нужна поддержка и помощь в решении психологических проблем, если подозреваете у себя или близкого психическое расстройство — обращайтесь в наш центр.
Мы предоставляем полный спектр услуг в сфере психотерапии:
- Консультации психологов, психотерапевтов и психиатров – в клинике и на дому;
- Психотерапия: индивидуальная, семейная, групповая;
- Медикаментозная терапия;
- Лечение и реабилитация нарушений психики в стационарных и амбулаторных условиях.
Переходите по этой ссылке, чтобы подробнее познакомиться с нашими предложениями. Задавайте вопросы онлайн или по телефону — мы всегда с удовольствием вас проконсультируем.
И будьте здоровы!