Найти тему

Раскрывая секреты современного искусства: В чëм связь между традиционным и современным искусством? Часть 2

Всем доброго дня!

Если кто вспомнит, давным-давно я задала вам вопрос:

Что такое искусство?

И я ожидала увидеть больше ответов, но работаем с тем, что есть. Спасибо всем, кто ответил!!!

Вот какие ответы я получила.

Vtoroff Music:

"Для меня искусство - это деятельность или объекты, которые создал человек, чтобы представить какие-то чувства или идею...Максимально расплывчато, так как границ у него (искусства) нет."

Мария Оха:

"Искусство - состояние души с которым человеком создает нечто свое - неповторимое и необъяснимое, каждый в свое время."

Мама не по ГОСТу:

"Искусство??? Не знаю честно... Может всплеск эмоций, отображённый творцом и отражающий суть и ценности конкретной эпохи... Очень будет интересно узнать, что это на самом деле в культурном смысле..."

Таро-ответы от Вселенной.:

"Искусство - сотворение действия или предмета с вовлечением эмоций, вдохновения, чувств плюс мастерство."

Нехудожник:

"Искусство — это способ невербальных коммуникаций. Таким образом, наскальные картинки с бизонами — это искусство, а "картина" нарисованная слоном — это НЕ искусство. Хотя в данном случае аттракцион "Рисующий слон" — это тоже искусство, т.к. является невербальным посланием дрессировщика к зрителю (Смотрите, чудо-то какое! Слон рисует!).
А, как же литература? Тут тот-же критерий — есть послание, через образы, через стиль или нет. Просто способ доставки — вербальный. В романе "Преступление и наказание" за тысячами слов есть четкое послание: "Гордыня — это грех". А в перечне услуг химчистки, есть только прямое описание манипуляций с вашей одеждой. Хотя, если добавить, что каждый десятый клиент получит особый приз (на выбор) — это тоже послание (что, мол не будь лохом и пользуйся пока есть возможность, может и повезет) и это тоже искусство. В данном случае искусство рекламы."

exhades:

Искусство - это процесс создания объектов материальных ценностей путём интерпретации окружающей действительности, эмоций, чувств.

Как вы поняли, единого определения что такое искусство не существует. Об этом я упоминала и в предыдущий раз.

-2

В современном научном дискурсе вы найдёте не менее ста определений и подходов к понятию "Искусство". На какой из них полагаться, чтобы отделить искусство от "неискусства"? Что стоит нашего внимания, а что - нет? Что останется в истории искусств, а что не может быть туда вписано? Наиболее точно на этот вопрос ответил автор канала Нехудожник. Но давайте углубимся чуть больше.

Все это открытые вопросы, на которые мы можем ответить лишь ретроспективно, сделав анализ огромного количества факторов и перекопавшись в литературе.

Мы уже начали игру с определениями, и давайте её продолжим. Давайте к вашим определениям добавим еще несколько.

  1. Искусство – это глобальная деятельность, охватывающая множество дисциплин, о чем свидетельствует целый ряд слов и фраз, которые были изобретены для описания его различных форм. Примеры такой фразеологии включают в себя: «Изобразительное искусство», «Либеральное искусство», «Изящное искусство», «Декоративное искусство», «Прикладное искусство», «Дизайн», «Ремесла», «Исполнительское искусство» и так далее.
  2. Искусство — это термин, которым обозначают произведения, созданные человеком, а также сам процесс творчества. Автор художественно осмысляет действительность, передает идею через художественный образ.
  3. Искусство – художественное творчество как особая форма общественного сознания, вид духовного освоения действительности.
  4. По Ожегову: Искусство - 1. Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. И. музыки. И. кино. Изобразительные искусства. Декоративно-прикладное и. 2. Умение, мастерство, знание дела. Владеть искусством шитья. 3. Самое дело, требующее такого умения, мастерства. Военное и. * Из любви к искусству (разг. шутл.) - из любви к самому процессу дела, не с корыстной целью.
  5. По словарю Энциклопедии: Искусство - 1) художественное творчество в целом - литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п…2) В узком смысле - изобразительное искусство…3) Высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности.
  6. Искусство - это всё, что создано человеком, но не имеет утилитарной функции.
Шедеврум. Так я вижу количество книг, если собрать воедино все определения об искусствею
Шедеврум. Так я вижу количество книг, если собрать воедино все определения об искусствею

Все эти определения хороши. И предложенные Вами определения не хуже, а может быть даже где-то точнее. И мы можем до бесконечности пополнять список определений. Но от этого картина не станет понятнее.

Но в общем мы говорим о переосмыслении действительности, о переработке творцом впечатлений и событий от окружающей реальности, собственных мыслей об актуальных вопросах в некий объект. Это может быть картина, скульптура, арт-объект и многое другое.

Поделиться с вами моим любимым определением? Мне кажется, что оно наиболее четко раскрывает суть термина.

Искусство - это разговор человека с человеком на языке образов, о том, что невозможно выразить словами.

Такое же простое определение вы можете найти на фоксфорде в разделе обществознания. В целом, поэтому оно мне и запомнилось, ибо кто помнит - я учитель истории и обществознания.

Запомните, что художник не передает нам свои эмоции, переживания, состояния и т.д. Такие формулировки используют для упрощения, но я думаю, что она больше запутывает всех.

Также неверно утверждать, что художник хочет нам что-то сказать, об этом очень точно выразился Denis MasterDraw в своей статье. Если бы художник хотел нам что-то сказать, то образы и произведения искусства ему бы не понадобились. Он бы написал или сказал это, а не рисовал. Не нужно придумывать дополнительный подтекст.

Важно помнить, что художники видят мир точно так же, как и все, они не работают по принципу "я художник - я так вижу". (А кто работает, ничего личного, но соболезную). Тут вы можете со мной согласиться или не соглашаться. Мнения буду ждать в комментариях.

На основе реальности художники создают образы, которые передают определенный замысел, используя для этого разные приёмы - искажение привычных нам предметов или людей, деформации композиций, гипертрофирование цвета и много ещё чего. Думаю, это вы увидели по мере нашего изучения направлений в искусстве.

То есть художник преобразует форму, с помощью которой его мысль, высказанная в образе произведения, будет читаема. Всё.

Художник не передаёт нам чувства или переживания. То, что мы чувствуем, глядя на произведение, это уже наша внутренняя работа и индивидуальная рефлексия. Результат наших действий, а не художника. В душу художника мы при всём желании не проникнем, да нам это и не нужно. Нам важно лишь само произведение.

Но вернемся к теме и зафиксируем лишь одну важную вещь:

Искусство- это отдельный язык. Язык художественных форм, который со временем менялся, дополнялся новыми понятиями и терминами, подвергался сокращению и выключению из активного словарного запаса многих слов, а также подходов к формулировке предложений и использованию его как способа коммуникации. Всё как с обычным любым человеческим языком.

Ведь наш язык тоже менялся. Русские аристократы 19 века вставляли в речь французские слова и выражения. А мы? Или используем ли мы сейчас слова "доколе", "мздоимство", "босовики" или выражения "гой есте", "аллюр три креста"? Мы можем делать это и сейчас, но поймут ли нас окружающие? Понимаете к чему веду?

Говоря с современниками на языке другой эпохи, мы сужаем аудиторию, которая может понять что мы говорим. Этот же тезис мы можем применить и к искусству.

Шедеврум.
Шедеврум.

Ругань, которая летит со стороны некоторых людей в адрес современного искусства, звучит примерно так: "А вот как Брюллов тебе написать слабо?". И подобное иногда хоть и звучит оправдано, но оказываются нежизнеспособными. Это как если бы современный русский писатель написал книгу на латыни. Или ведущий по телевизору вдруг стал вещать на старославянском.

Ровно то же и происходит в мире искусства, которое отражает состояние нашего общества. Помните первый выпуск? О чем мы говорили? Основным тезисом там было:

Искусство - это отражение эпохи.

У нас больше нет разделение на массовое и элитарное искусство, нет системы, ориентиров и понимания того, что правильно, а что - нет.

Поэтому искусство не может быть одинаковым и создаваться согласно единому подходу из века в век.

Художники используют современные материалы, обращаются к темам, которые волнуют именно сейчас, и всё чаще уходят в виртуальное пространство, так как большую часть жизни мы проводим именно там. Вспомните последний выпуск про Кейси Боуга.

Но всё это не значит, что традиционные виды искусства и академический подход больше не работают. Художники каждый день создают потрясающие картины. С одной стороны они продолжают традиции сложившихся школ, а с другой - привнося в них что-то новое, заявляя о своем собственном стиле и развивая новые подходы, которые впитывают в себя современные тенденции.

Разница современного искусства и, например, того, что было веками назад, заключается в наличии выбора. Художник сам решает - актуализировать ли ему историческое наследие и работать в традиционной технике, или создавать сложно определяемые арт-объекты и перфомансы.

Шедеврум.
Шедеврум.

Количество вариантов, из которых они могут выбирать, не значит, что они разучились создавать картины на уровне Брюллова, которого мы упоминали выше. Это значит, что мир разросся настолько, что понимание искусства в прошлом никак не может быть применено к нашему пониманию искусства сейчас.

"Представьте такую картину: посадили перед "Джокондой" какого-нибудь папуаса и спросили: "Ну что, брат, как тебе? Давай, колись". Что он ответит? Ответит, что, дескать, не але как-то все... Где, понимаешь, черепа сушеные, где косы, где важные в правильном социуме знаки типа клыков на шее и колец в ноздрях... Где это всё, господа-товарищи-братья? Неубедительно, однако... Муть, одним словом, эта ваша баба." - из книги "Тропами искусства" Дениса Гардари.
Шедеврум. Так он увидел Джоконду ))
Шедеврум. Так он увидел Джоконду ))

Включенность в культурные коды и языки - очень важная штука.

Нам стоит задаваться вопросами о значении искусства, которое соответствует нашему времени, и, если нам интересно, изучать его, прежде чем судить о нём.

Не нужно клеить ярлык "это плохо, а вот раньше было...". Раньше и трава зеленее была, как говорится. С таким подходом далеко мы не уйдём. А если попытаемся разобраться, то хотя бы сделаем жизнь капельку интереснее.