Самое нелепое — когда искусствовед начинает додумывать смыслы или пытаться интерпретировать мысли художника. Типа, этим художник хотел сказать...
То, что художник хотел сказать, я вижу на полотне. Это ровно то, что мне нужно узнать, а всевозможные домыслы случайных прохожих меня не интересуют вовсе.
Искусствовед — это что-то типа экскурсовода. Посмотрите направо, посмотрите налево, это написано тем-то, в таком-то году, жанр такой-то. Всё.
Единственное предназначение искусствоведа — разложить красоту по полочкам, чтобы не запутаться. Всё остальное, особенно скрытые смыслы, его не должны волновать.
Другое дело — мнение известного художника, который имеет определенный авторитет. Его авторская рецензия часто бывает интереснее самой работы. А домыслы искусствоведа скорее всего — надуманная чушь.