Статья сия будет продолжением статьи об афере "народного автомобиля". Я прекрасно знаю, что были и другие "лоханкомобили" (дословный перевод слова Kübelwagen) которые выпускали заводы БМВ, "Мерса" и других производителей, но "Фолькс" стоял в реестре под номером "1", потому с него и начнем.
В принципе, есть вот такая интересная книжонка (датированная 1943 годом), но она всего не расскажет. В ней есть куча технических деталей (весьма интересных), но нет главного...
В книге нет данных о том, что чешский конструктор, (работавший в Германии) по имени Фердинанд Порше, еще до постройки завода, еще до шоу с презентацией нового "KdF-вагена", разработал проект автомобиля, который в будущем должен был стать главной продукцией будущего завода. И это не KdF-Wagen.
Первый прототип был сконструирован Ф. Порше ещё в далеком 1936 году, а пред-серийный автомобиль был изготовлен в 1938 году. Прототипы собирали из деталей, произведенных на разных заводах. Штампы для корпусных деталей так же готовились ведущими технологами фирмы "Мерседес". Новое авто получило индекс KdF Typ 62. В том же году были собраны первые 30 автомобилей (методом отверточной сборки). Выглядел он примерно так.
Собирали их для проверки технологичности изготовления конструкций и проведения испытаний. На испытаниях автомобили пробежали не менее 3 тысяч км (каждый). Тестировали их почти год. После испытаний и доработок прототип получил новое обозначение KdF Typ 82 или VW Typ 82. В серийное производство автомобиль пошёл с ноября 1940 года, в Вермахте был стандартизирован как Kfz.1
Проводка шестивольтовая, традиционная для того времени (12 вольт стали традицией позже) Электрооборудование фирмы "Бош" (динамо. стартер и.т.д.).
Кузов представлял собой несущее днище (максимально унифицированное с гражданским автомобилем в версии "кабриолет", с тем же четырехцилиндровым оппозитным движком воздушного охлаждения, с той же коробкой передач, тяги к двигателю, проводка были проложены в "хребтовой" трубе, как и на "гражданской" машине но...
Модель отличалась задними колёсными редукторами, межколёсным самоблокирующимся дифференциалом, увеличенным до 290 мм клиренсом, и 16-дюймовыми колёсами (в версии для африканской пустыни — с большей шириной протектора).
Корпусный "обвес" тоже был другим. Он был выполнен из упрощенных тонколистовых деталей, жесткость которых часто обеспечивалась не формой корпусной детали, а выштампованными гофрами.
Это (естественно) не вездеход, но, при весе всего 655 кг (в модификациях до 685 кг) машина могла тащить на себе до 724 кг груза.
Изначально на VW Type 82 устанавливался четырёхцилиндровый оппозитный карбюраторный двигатель мощностью 23,5 л. с., но в марте 1943 года на «кюбельваген» начали устанавливать 25-сильный двигатель рабочим объёмом 1130 см³.
Всего до лета 1945 года было выпущено 50 435 «кюбелей», что сделало Kfz.1 и его модификации самыми массовыми лёгкими автомобилями в вермахте и войсках СС. Особенно полюбились эти машины в африканском корпусе Роммеля – двигатель воздушного охлаждения (всего-то 985 см3 при 23,5 л.с.) был, по мнению немцев, большим плюсом в пустыне.
На заднеприводном шасси типа «82» в 1943—1945 годах выпускали также штабной автомобиль Typ 82E и автомобиль для войск СС Typ 92SS с закрытым кузовом от довоенного KdF-38 (всего произведено 667 ед. обеих моделей вместе взятых).
Но как же Volkswagen мог обойтись без многообразия комплектаций? И верно, не обошелся. С 1941 г выпускается полноприводная модель 128, модернизированная в 1942 в модель 166 или по военной номенклатуре Kfz.1/20 (l.schwf.Pkw.Typ K2s) "Schwimmwagen". С названиями, у немцев было все просто – Schwimmwagen означает не что иное, как плавающий автомобиль.
А вот эта модель была уже полноприводной. И не только полноприводной, но еще и с подключаемым трехлопастным винтом. Стоил он, правда, почти в два раза больше 82-го (4 667 рейхсмарок против 2782 РМ), но все равно дешевле типового легкового автомобиля, который стоил около 6000 РМ.
На машине стоял двигатель 1131 кубиков (25 л.с.), была установлена 4-скоростная коробка передач с демультипликатором, самоблокирующимся дифференциалом переднего моста. Передний мост подключался принудительно рычагом в кабине водителя.
В отличие от "модели -прародителя" здесь было не несущее днище, а несущий корпус (что логично). Штампы для выштамповки корпуса были сложнее, но количество операций по изготовлению корпуса сократилось, что сделало эту машину достаточно технологичной в производстве. В 1942—1944 годах произведено 14283 ед. швимвагенов, которые чаще всего использовались в пионерных частях, понтонных парках и мостостроительных колоннах.
Кроме того, выпускался полноприводный штабной автомобиль VW Typ 87 Kommandeurswagen (в 1942—1944 годах произведено 564 ед.) с трансмиссией от массовой армейской амфибии VW Typ 166 (Schwimmwagen). Он был больше похож на классический автомобиль.
Отличием от "классического" "Фолькса" (если очень грубо) было в полном приводе, 16-дюймовых колесах и расширенных арках и... в люке на крыше (у большинства автомобилей)
Да, кстати, несмотря на достаточно слабенький движок авто получилось достаточно приличным. Расход топлива 8,5 л/100 км. Расход масла 0,12 л/100 км. Запас топлива: топливный бак+ канистра (40 л + 20 л). Максимальная скорость 80 км/ч (50 миль/ч. Аккумулятор свинцово-кислотный, 6 В, 75 Ач. Стартер Бош ЭЭД 0,4/6 (швейцарский) Генератор тоже Bosch REDK 130/6/2600 (тоже швейцарский)
Ну, если очень коротко, то... все.