«Вы когда-нибудь задумывались о том, что происходит в голове одного из величайших дизайнеров гиперкаров в мире? У нас была возможность поговорить с самим Горацио Пагани перед его выступлением на FuoriConcorso, чтобы расспросить о прошлом, настоящем и будущем Pagani Automobili».
Статья: Horacio Pagani on design, aerodynamics, and the future of the hypercar
Автор: Майки Снелгар
Фото: Андреа Луцарди и Pagani Automobili
Дата оригинальной публикации в Classic Driver: 18 мая 2023
Пожалуй, ни одному другому молодому автопроизводителю за последние несколько десятилетий не удалось так уловить суть гиперкаров, как это удалось Pagani. Такие иконы автомобильной индустрии, как Zonda, Huayra, а теперь и Utopia, источают дух завсегдатаев постеров, как никакой другой автомобиль на дорогах, и сохраняют уровень эксклюзивности, который те же Lamborghini и Ferrari утратили несколько лет назад. В этом году Pagani отмечают своё 25-летие, и в преддверии FuoriConcorso Aero, где они представят совершенно особенную Zonda HP Barchetta Revo, нам посчастливилось пообщаться с самим Горацио Пагани, дабы выпытать, что же движет одним из ведущих автомобильных инженеров мира, и какое будущее ждёт Pagani Automobili.
— С чего началась ваша любовь к автомобилям и когда вы впервые заинтересовались автомобильным дизайном?
Должен признаться, мне безумно повезло, что я рано обнаружил в себе страсть к автомобилям, ещё в детстве. Это началось, когда я впервые увидел несколько автомобилей в моём родном городе в Аргентине, затем было несколько журналов, продававшихся в моей стране, где, в основном, были статьи о гоночных автомобилях, но периодически попадались даже статьи о международных автосалонах или презентациях Гран Туризмо. Таким образом, я и открыл для себя спорткары от Ferrari, Lamborghini, Maserati, Jaguar и Aston Martin. Я влюбился в эти автомобили и начал их проектировать. В 11 лет я начал изготавливать их масштабные модели, которые сегодня хранятся в нашем музее. С тех пор я цеплялся за свою мечту и больше её не отпускал.
— Какой была ваша первая машина, и о каком автомобиле вы мечтали в те годы?
Первой моей машиной было нечто вроде багги. Я помню, как выкупил старенький Renault Dauphine со свалки. Я его разобрал, и собрал все детали, чтобы собрать единственную модель в своём роде. Мне было 17, и я долгое время пользовался этим автомобилем, и я вам скажу, что это был невероятный опыт. Точно так же я был увлечён своим первым автомобилем мечты: красным Jaguar E-Type, принадлежавшим одному местному жителю. Я мчался за ним на своём велосипеде, но, понятное дело, догнать его я был не в силах. Но всякий раз, когда его владелец парковался на принадлежавшей ему заправке, я часами рассматривал его со всех сторон. Это была действительно потрясающая машина.
— Как вы смогли пройти путь от автомобильного дизайнера до генерального директора одной из величайших в мире компаний по производству суперкаров?
По правде говоря, я всегда мечтал стать дизайнером и создавать свои собственные автомобили, ещё с самого детства. В 1978-м, когда мне был 21 год, я жил в Аргентине, когда я впервые построил гоночную машину. По сути, это и был первый Pagani. Затем я отправился в Италию и начал работать в Lamborghini. Позже я основал компанию по обработке композитных материалов – будущую Modena Design. Впоследствии, 25 лет назад и началась история Pagani Automobili как производителя гиперкаров.
— Как суперкары изменились за последние десятилетия, и что отличает Pagani Automobili от остальных?
Суперкары изменились, поскольку родилась новая категория – гиперкары, ещё более экстремальные транспортные средства. Мы находимся в Автомобильной Долине, на территории великого автомобильного наследия, включающего в себя такие бренды с богатой историей, как Ferrari, Maserati и Lamborghini. Каждый из этих производителей обладает ярко выраженным характером и производит эксклюзивную продукцию. Мы – самая маленькая из этих компаний, и производим всего по автомобилю в неделю. Это позволяет нам уделять тщательное внимание каждой детали, создавая единственные в своём роде творения, за которые наши клиенты готовы платить большие деньги. Больше того, практически не имея бюджетных ограничений, как только мы приступаем к проектированию, мы можем свободно пользоваться самыми современными материалами и технологиями. Мы уделяем много времени и ресурсов дизайну. Должен сказать, до сих пор не было ни одного клиента, который бы пожаловался на нашу кропотливую и длительную работу.
— Есть ли какие автомобили или дизайнеры, которые многие годы оказывали влияние на ваши работы?
Да, есть немало автомобилей, которые я искренне люблю. Невероятные машины. В первую очередь, Miura, Ferrari 275, Jaguar E-Type, Porsche 917. Но я также думаю и о проектах Джуджаро и Бертоне. Все эти автомобили укрепили нашу страсть и понимание. Но, как дизайнер и основатель этой компании, я могу подтвердить, что мы всегда стремимся к уникальности и следим за тем, чтобы гиперкары Pagani не подражали другим автомобилям. Их могут счесть страшными или красивыми. Это не так важно. Важно то, что они оригинальны, и когда люди видят их, они выдают: «Это Pagani!». Самой грандиозной задачей за последние несколько лет было создание автомобилей, неподвластных времени, и которые были бы дизайнерскими предметами, а не предметами стиля. В этом основная разница.
— Как на дизайн вашего автомобиля повлияла аэродинамика? Есть ли место, где аэродинамика превыше художественности исполнения?
Немалые успехи в работе с аэродинамикой были достигнуты не только снаружи, но и в интерьере. Сегодня мы можем анализировать нашу работу посредством вычислительной гидродинамики и моделирования в аэродинамических трубах. Мы смогли доказать, себе в первую очередь, что аэродинамика не всегда достигается в ущерб эстетике – совсем наоборот. Мы уже убедились в этом на примерах Utopia и Huayra. В стремлении усовершенствовать эстетику автомобилей, мы также смогли довести до идеала их аэродинамические характеристики. Видите ли, это наследие, оставленное нам Леонардо да Винчи: искусство и наука могут идти рука об руку. Только важно, чтобы инженеров и дизайнеров объединяла общая культура, чтобы разрабатывать решения, которые были бы и красивы, и эффективны.
— А есть ли определённая модель в истории Pagani, которой вы особенно гордитесь? Любимый автомобиль, созданный в Pagani.
Допустим, каждый созданный нами автомобиль важен по-своему, и имеет своё местечко в истории. Например, Zonda сделала нам имя. Это была первая наша машина, в которую мы вложили много усилий и пошли на немало жертв, работая денно и нощно. Поэтому мы настолько привязаны к этой модели. Это касается и Huayra с Utopia – автомобилей, полных передовых технологий, новых идей и концепций и изощрённых материалов, вроде «карботаниума» (композиционный материал из титана и углепластика – прим. АК). Каждый из трёх упомянутых мной автомобилей позволил нам расти дальше и сильнее вложиться в исследования и разработки. В конце концов, именно поэтому я настолько привязан к ним всем, но и не питаю любви. Это может звучать как противоречие, но это не так. Я думаю, что влюблённость в определённую модель может помешать вам проявить объективность, необходимую для выполнения научной деятельности, подобной нашей. Говоря вкратце, я люблю свою работу, но и не влюбляюсь в свои творения.
— Расскажите нам подробнее о Pagani Zonda HP Barchetta: что же послужило источником вдохновения и почему этот автомобиль удостоен ваших инициалов в своём имени?
Barchetta – несколько «бестолковая» машина, которую я построил к своему 60-летию. Хочу сказать, что это транспортное средство, которое я сделал исключительно для себя, дабы удовлетворить свои желания. Это не что иное, как чрезвычайно эгоистический объект. Это полностью открытый автомобиль с чрезвычайно низким лобовым стеклом, созданный для того, чтобы наслаждаться ветром в лицо и получать кайф от ощущения всего, включая рёв двигателя. В салоне применялись те же материалы, что и в креслах гоночного автомобиля Fangio (прототип будущей Zonda, разработанный ещё в начале 90-х – прим. АК). Таким образом, эта машина обладает определённой оригинальностью. Предполагалось, что мы сделаем лишь один такой, но наши клиенты настояли на производстве ещё двух. Мы их построили и для их распределения выбрали частный аукцион, позволив принять в нём участие нескольким клиентам.
— Куда, по вашему мнению, направится Pagani в ближайшее десятилетие?
Я настроен оптимистично, в том смысле, что нам нужно продолжать создавать прекрасные автомобили, дарящие эмоции. Мы немало вкладываемся в технологии, поэтому наши автомобили по-прежнему будут соответствовать современному уровню автомобилестроения. Постоянное совершенствование – это не только философия: в 2022-м инвестировано €14 млн. (11% от оборота), и 69400 часов ушло на исследования и разработки. Постоянное совершенствование, каждый день. В Pagani нет места таким словам, как успех и совершенство, поскольку успех и совершенство приходят благодаря постоянным исследованиям и активной деятельности умов и рук. Средний возраст наших сотрудников составляет 32 года, поэтому я уверен, что с этими молодыми людьми, полными новых идей, компания не может не расти ближайшие 10 лет.
— В заключение, мы должны спросить: чего вы особенно ждёте от FuoriConcorso?
Я считаю, что FuoriConcorso – это действительно восхитительное мероприятие, ведь тут невероятное количество автомобилей, и я не могу дождаться, когда смогу туда отправиться и насладиться ими, как мальчишка в кондитерской. Мне правда не терпится увидеть эти прекрасные и захватывающие автомобили вблизи и испытать те же ощущения, которые я неоднократно испытывал, посещая Виллу д’Эсте и окружающие виллы в дни, посвящённые красоте нестареющего дизайна.
Мы в соцсетях:
YouTube: www.youtube.com/@autoculture_media
VK: vk.com/autoculture_media (эксклюзивные видео, фильмы и интересные статьи)
Telegram: t.me/autoculture_media (ненапряжный красивый контент + лайв)
Нельзяграм: autoculture.media
Дзен: dzen.ru/autoculture_media
Также вы можете поддержать проект по QR-коду: