Эндуро – это особый класс мотоциклов, предназначенных для езды по пересеченной местности и сложным трассам. Они сочетают в себе лучшие качества спортбайков и внедорожников, благодаря чему, являются универсальным инструментом для преодоления любых типов ландшафта. Грязевые лужи, лесные тропы или песчаные дюны: такие байки с легкостью пройдут любые преграды и бездорожье, они для тех, кто жаждет приключений, свободы и максимально острых ощущений!
Но в чем уникальность данных мотоциклов и почему они покоряют сердца большинства райдеров? В сегодняшнем обзоре мы подробно поговорим об эндуро, дадим практические советы по их выбору, а также рассмотрим ТОП лучших байков для новичков и опытных гонщиков.
Причем неважно, решили вы приобрести свой первый мотовнедорожник или же хотите сменить классический спортбайк и асфальт мегаполисов на суровое бездорожье – будьте уверены, наши советы будут полезны в любой ситуации. Итак, поехали!
На что нужно обращать внимание, выбирая эндуро?
Выбор эндуро мотоцикла – задача достаточно непростая и требующая скрупулезного подхода. Байк должен строго соответствовать назначению, уровню подготовки и физическим параметрам гонщика, быть надежным, выносливым и качественным. Езда на таком транспорте не должна вызывать дискомфорта или каких-либо других сложностей, а доставлять только максимум позитива и удовольствия!
На современном рынке мототехники представлен огромный выбор эндуро от всевозможных брендов. Каждый производитель пытается выделиться из «толпы», всячески рекламируя и «расхваливая» свой товар, что еще усложняет и без того трудный выбор.
Ниже мы кратко рассмотрим основные критерии по которым строится выбор качественного и максимально надежного эндуро мотоцикла.
Цель использования
Первый и самый важный шаг в выборе эндуро – это понимание того, как и где вы планируете использовать мотоцикл. Существует несколько типов эндуро, каждый из которых предназначен для определенных условий:
- Спортивные – эти модели ориентированы на агрессивную езду по сверхсложным трассам с непредсказуемым рельефом. У них минималистичная конструкция, уменьшенный вес, мощные двигатели и энергоемкая подвеска, настроенная на максимально хардкорные условия. Однако, несмотря на свой жесткий внедорожный нрав, такие мотоциклы могут подойти и новичкам. Главное – выбирать комфортные в освоении модели и не гнаться за самой большой кубатурой.
- Софты или эндуро двойного назначения – универсальные мотоциклы, которые одинаково хорошо справляются с ровными дорогами и бездорожьем. Они менее экстремальны, чем спортивные модели, но более практичны для повседневного использования. Такие машины тяжелее своих «хардкорных» собратьев, часто комплектуются большим бензобаком, всевозможными поворотниками, подсветкой и другими элементами «комфорта». Помимо экстремальных покатушек по бездорожью, софты можно использовать для поездок на охоту, рыбалку или обычных вылазок на природу.
- Туристические эндуро – «заточены» под длительные поездки по пересеченной местности и лайтового оффроуда. Такие байки отличаются комфортабельной посадкой, емким топливным баком и возможностью установки багажника. В отличие от софтов и спортов, туристические энудро имеют гораздо больший размер и вес.
Выбор между этими типами мотоциклов зависит от того, насколько часто вы планируете выезжать за пределы асфальта и какие именно трассы вас интересуют.
Тактность, объем и мощность двигателя
Мотор является «сердцем» любого байка и от его объема напрямую зависит мощность и управляемость агрегата. Новичкам мотоспорта стоит рассматривать эндуро с объемом до 250 «кубиков», так как ими проще управлять и маневрировать. Для опытных водителей больше подойдут модели объемом от 250 куб.см. – они обеспечат более высокую скорость и тягу на сложных участках трассы.
Что касается тактности, то «двухтактники» имеют более упрощенную конструкцию и отличаются меньшей ценой, но, при этом, они громче работают и больше расходуют топлива.
Четырехтактные агрегаты – технически, более продвинуты. Они характеризуются экономичностью, более тихой и ровной работой, гораздо большим моторесурсом, однако требуют более профессионального сервиса и отличаются большим ценником.
Дополнительно нужно смотреть на репутацию производителя, оригинальность мотора и наличие в нем балансового вала, который увеличивает комфорт езды, снижая уровень вибраций.
Рама
Катание на эндуро сопряжено с прыжками, резкими приземлениями и маневрами. Чтобы мотоцикл попросту не «рассыпался», его каркас должен быть максимально крепким. Сегодня производители предлагают разные виды рам на основе стали, алюминия и хромомолибдена. Стальные конструкции, как правило, ставятся на бюджетные модели, алюминиевые – на моты средней ценовой категории и хромомолибденовые – на премиум сегмент эндуро.
Вес байка
Вес – один из наиболее важных параметров выбора эндуро. Снаряженная масса мотоцикла должна соответствовать мастерству райдера. Облегченные модели легче контролировать и удерживать на треке, однако чересчур легкий мот может быть неустойчив на повышенных скоростях или при резких маневрах. Оптимальный вес байка составляет от 105 до 140 кг в «сухом» виде.
Система подачи топлива
От того, как именно подается топливо в мотор, напрямую зависит мощность байка. Лучшими карбюраторами, по праву считаются, японские и американские агрегаты всемирно известных брендов Nibbi, Mikuni, Keihin и др. Они характеризуются надежностью, долговечностью и бесперебойной подачей топливной смеси в любом положении мота. С таким карбюратором, даже при выполнении сложных трюков, вы можете быть уверены, что ваш байк никогда не заглохнет.
Коробка переключения передач и способ запуска
Как правило, все эндуро оборудованы механической трансмиссией, которая более чувствительна ко всем действиям райдера. В зависимости от особенностей байка, количество передач может варьироваться от 5 до 6.
Запуск двигателя в «классическом» исполнении мота производится кикстартером, однако большинство современных моделей эндуро комплектуются как кик-, так и электростартером.
Подвеска
Хорошая подвеска – это залог комфортной и безопасной езды по сложному рельефу. При выборе мотовнедорожника важно учитывать как ход подвески, так и возможность ее настройки под вес райдера и условия эксплуатации. Многие топовые эндуро оснащены продвинутыми системами амортизации, которые позволяют адаптировать мотоцикл к разным типам поверхности.
Тормозная система
Мощные тормоза с возможностью тонкой настройки – еще один ключевой аспект выбора. На бездорожье особенно важно чувствовать контроль над мотоциклом, и правильно настроенные тормоза помогут избежать опасных ситуаций. Дисковые гидротормоза считаются лучшими. Подбирая байк, обращайте внимание на качество суппортов и толщину тормозных дисков.
Колеса и резина
Колеса, как и рама, должны быть крепкими и с хорошей резиной. На топовые модели эндуро, обычно устанавливаются колеса на алюминиевых дисках с массивными ступицами, толстыми спицами и буксаторами. На более дешевых моделях можно увидеть колеса на стальных дисках.
Толщина и размер резины, а также глубина рисунка протектора зависит от класса мотоцикла: для хардкор поездок – протектор максимально агрессивный, для туристических – более универсальный. Лучшие шины выпускает бренд Kenda.
Бензобак
От объема топливного бака напрямую зависит дальность ваших путешествий и частота дозаправок. На спортивных эндуро бензобак меньше, на софтах и туристических моделях – больше. Для длительных заездов оптимальный объем бака – 10-12 литров, для разовых покатушек – 6-9 литров.
Комфорт и эргономика
Длительные экстрим поездки по пересеченной местности требуют от водителя не только технической подготовки, но и физической выносливости. Поэтому важно обратить внимание на такие аспекты, как посадка, удобство рукояток, форма руля и т.д. – все это существенно влияет на комфорт райдера при езде по бездорожью.
Надежность и простота технического обслуживания
Эндуро – это моты, которые эксплуатируются в самых суровых условиях, поэтому они должны быть максимально надежными. Покупайте байки известных брендов только у проверенных продавцов, которые имеют хорошую репутацию и множество положительных отзывов от разных пользователей.
Наличие запчастей и простота обслуживания – также играют ключевую роль в долговечности эндуро. Поэтому, перед покупкой убедитесь, что дилер располагает сервисным центром и складом комплектующих.
Стоимость
Цены на эндуро могут значительно варьироваться в зависимости от бренда, технических характеристик и дополнительных опций. Важно не экономить на надежности и безопасности, при этом и не переплачивая за «ненужный» функционал. Постарайтесь найти оптимальный баланс между техническими характеристиками, личными предпочтениями и ценой байка.
Другие факторы
Эндуро – это не просто категория мотоциклов, это образ жизни, где каждый километр превращается в приключение! Агрегат должен полностью отвечать потребностям гонщика. Помимо вышесказанного, при выборе нужно учитывать качество пластика, цепи, звезд, органов управления, эффективность системы охлаждения, наличие подсветки, зеркал, защиты двигателя и многие другие факторы.
Нужны ли права и регистрация в ГИБДД?
В большинстве случаев эндуро в нашу страну поставляется без ПТС. Это означает, что с точки зрения закона, такие байки считаются спортивным инвентарем, который не подлежит обязательной регистрации в ГИБДД и для управления которыми не нужны водительские права. При этом, ездить на таких мотоциклах можно только вне дорог общего назначения.
Модели же, которые продаются с ПТС, могут быть поставлены на учет и использоваться по любым дорогам. Для управления таким эндуро, райдер должен иметь водительское удостоверение категории «А».
Рейтинг лучших эндуро мотоциклов для экстрима
Подробный обзор модельного ряда
1. FAIDET PR300 POWER-MAX
Рейтинг: 5.0
Почему первое место в рейтинге. Премиальный эндуро мотоцикл с максимально качественной и надежной «начинкой». Модель создана лучшими французскими инженерами на базе последних научных разработок и спортивных достижений. В FAIDET PR300 POWER-MAX предусмотрено все для комфортной, безопасной и максимально драйвовой езды по любому бездорожью!
Особенности.Модель продумана до мельчайших деталей, поэтому чтобы описать все ее достоинства понадобится не один обзор. Если кратко, то FAIDET PR300 POWER-MAX оснащен топовым 4-тактным 300-кубовым двигателем бренда ZONSHENG с балансовым валом, мощностью в 25 л.с. Мотор работает в паре с не менее премиальным карбюратором NIBBI RACING и механической 5-ступенчатой трансмиссией со сцеплением легкого выжима ProLine, что обеспечивает моту «взрывной» характер и мгновенное ускорение на любом участке трассы.
Помимо этого, эндуро укомплектован сверхпрочной хромомолибденовой рамой с антикоррозийным покрытием, люксовой подвеской фирмы WP с функцией регулировки, дисковыми гидравлическими тормозами, легкосплавными колесами с резиной KENDA, с усиленными ступицами спицами, профессиональным выхлопом, цепным приводом, ручным и электростартером и многими другими топовыми деталями – продолжать можно очень и очень долго.
Вес мотоцикла составляет 115 кг, объем бензобака – 11 литров, максимальная скорость – 150 км/ч, нагрузка – 200 кг.
Плюсы/минусы. Преимуществ у FAIDET PR300 POWER-MAX огромное количество, включая:
- безупречное качество;
- премиальные комплектующие;
- сверхмощный производительный двигатель;
- облегченная хромомолибденовая рама;
- наличие фары, приборной панели, USB-порта, аккумулятора и пр.
Кому подойдет. Модель заинтересует всех без исключения любителей скоростных покатушек по бездорожью. Мотоцикл подойдет как профессиональным, так и начинающим гонщикам. Байк имеет кучу регулировок и может настраиваться под конкретные параметры и навыки вождения райдера!
2. PROMAX MX280
Рейтинг: 4.9
Почему вторая позиция в рейтинге. Не менее «прокачанный» эндуро в максимально доступной комплектации от легендарного тайваньского бренда PROMAX. Мотоцикл оснащен выносливым и мощным двигателем, надежной рамой, классной подвеской и другими узлами премиум класса. Первому месту рейтинга немного уступает объемом мотора и мощностью.
Особенности. Здесь также можно долго говорить о преимуществах, но мы акцентируем внимание на главном. Итак, PROMAX MX280 может «похвастаться» резвой 4-тактной силовой установкой бренда ZONSHENG объемом в 250 кубов и мощностью в 24 «лошадки». Все это работает в связке с 5-ступенчатой механической КПП, топовым карбюратором Nibbi PZ30 и спортивным выхлопом Akrapovic. В результате вы получаете максимально динамичный мот, готовый к любым испытаниям.
Среди прочего стоит отметить регулируемую подвеску бренда WP Suspension, раму из хромомолибдена, профессиональные дисковые тормоза фирмы ANJIE, колеса на литых дисках и резине KENDA, короткоходную ручку газа, усиленную цепь и звезды, ЖК-приборную панель, LED-оптику, электронный и ручной запуск и т.д.
Плюсы/минусы. К достоинствам PROMAX MX280 можно отнести следующее:
- тяговитый и максимально надежный двигатель;
- подвеска с функцией регулировки;
- хромомолибденовая рама;
- безупречное качество сборки;
- гарантия 3 года.
Кому подойдет. Модель рассчитана как на жесткое бездорожье, так и на длительные путешествия по пересеченной местности. Она отличается маневренностью и простотой управления, поэтому будет интересна как начинающим, так и опытным гонщикам.
3. PROMAX DAIKON CB330
Рейтинг: 4.9
Почему третье место в рейтинге. Еще один премиальный эндуро от тайваньской компании PROMAX, который заслуживает внимание любителей помесить грязь на бездорожье. Машина практически ничем не отличается от лидеров ТОПа, немного уступая им в некоторых характеристиках.
Особенности. На PROMAX DAIKON CB330 стоит 300-кубовый, 26-сильный четырехтактный мотор, с воздушным охлаждением от фирмы ZONSHENG, спортивный карбюратор легендарного бренда Nibbi и 5-ступенчатая механическая трансмиссия с максимально легким выжимом сцепления. Такая комбинация обеспечивает отличную динамику разгона, высокую маневренность и управляемость байка.
Помимо этого, эндуро получил профессиональную настраиваемую подвеску WP Suspension, оригинальную хромоммолибденовую раму, ручной и электрозапуск, дисковую тормозную систему, алюминиевые колеса с покрышками KENDA, усиленные звезды и цепь, и многие другие опции.
Максимально допустимая нагрузка на мот – 150 кг, объем бензобака – 5.5 литров, вес – 108 кг.
Плюсы/минусы. Преимуществ много, в частности:
- высокий уровень качества;
- богатая комплектация премиум-класса;
- надежность и выносливость;
- стабильность работы под любыми нагрузками;
- простота обслуживания;
- гарантия 3 года.
Кому подойдет. Мотоцикл подойдет как продвинутым новичкам, так и профессиональным гонщикам. Он имеет идеальную развесовку и очень чувствителен ко всем действиям райдера.
4. JHLMOTO JHL Z5 NB300 (174MN-5)
Рейтинг: 4.8
Почему четвертое место в ТОПе. Отличный мотоцикл для эндуро-развлечений и спорта. Агрегат от китайского бренда JHLmoto создан профессионалами для профессионалов. Он сочетает в себе лучшие комплектующие, высокую мощность и безупречные ходовые качества. От первых позиций рейтинга его отделяет более высокий ценник.
Особенности. JHLMOTO JHL Z5 NB300 (174MN-5) может «похвастаться» достаточно мощным 4-тактным мотором (27 «лошадок»), объемом в 300 куб.см. с воздушно-жидкостным охлаждением, который работает в связке с карбюратором NIBBI PWK34 Sports и механической трансмиссией на 5 передач.
Еще одно достоинство модели – суперкрепкая облегченная рама из хромомолибдена, которая обеспечивает целостность и долговечность байка. Среди прочего, стоит отметить, регулируемую подвеску ККЕ, вентилируемые дисковые гидротормоза ANJIE, алюминиевые колеса с буксаторами, усиленными ступицами и профессиональными шинами KENDA/Cordial и полный электропакет (светодиодная оптика, приборная панель и пр.).
Плюсы/минусы. Преимущества JHLMOTO JHL Z5 NB300:
- мощность и тяговитость;
- топ-комплектация;
- высокое качество сборки;
- наличие запчастей и профессионального сервиса;
- гарантия 1 год.
Кому подойдет. Модель будет интересна как опытным, так и начинающим «наездникам». Мотоцикл подойдет для активного отдыха, спорта, поездок на охоту и рыбалку.
5. PROGASI SUPER MAX 250
Рейтинг: 4.6
Почему пятое место в рейтинге. Топ версия китайского эндуро мотоцикла разработанная специально для самых сложных условий эксплуатации. Модель характеризуется выносливостью, надежностью и высокой проходимостью. От первых мест рейтинга отличается некоторыми техническими аспектами.
Особенности. PROGASI SUPER MAX 250 укомплектован производительной 4-тактной силовой установкой бренда ZONSHENG, объемом в 249 куб.см., которая способна развивать мощность в 23 л.с. В дополнении к топовому движку идет карбюратор Nibbi Racing, механическая КПП на 5 передач и спортивный выхлоп Progasi Exhaust System.
Помимо этого, на байке предусмотрена хромомолибденовая рама, настраиваемая подвеска фирмы KYB-Tech, спортивные колеса на алюминиевых ободах PROGASI с буксаторами и шинами KENDA, эргономичное нескользящее сиденье, дисковые тормоза, электро и кикстартер, алюминиевый руль, полный электропакет и многое другое.
Плюсы/минусы. Достоинства PROGASI SUPER MAX 250:
- мощный надежный мотор;
- профессиональная ходовая часть;
- высокая проходимость;
- наличие сервиса и запчастей;
- гарантия 1 год.
Кому подойдет. Данный эндуро подойдет всем, кто любит мотоспорт и активные прогулки по бездорожью. Он прост в управлении и может использоваться как начинающими, так и опытными райдерами.
Вывод
Выбор эндуро мотоцикла – достаточно непростая задача, которая требует особого подхода. Важно учесть назначение байка, навыки и физические параметры гонщика, технические нюансы и много других аспектов.
В нашем обзоре мы кратко рассказали о том, как правильно выбрать эндуро, а также рассмотрели самые топовые модели мотоциклов для бездорожья. Воспользовавшись нашими рекомендациями и рейтингом, вы гарантированно подберете для себя мотовездеход, который принесет вам массу удовольствия и адреналина!
FAQ
1. Чем отличается эндуро от кроссового мотоцикла?
Отличий много, но прежде всего, это назначение – кроссы созданы для скоростных гонок по замкнутым трассам, а эндуро – для езды по пересеченной местности. Разница есть и в «начинке»: эндуро тяжелее кроссов, моторы у них более тяговитые, подвеска мягче и комфортнее.
2. Какие есть разновидности эндуро мотоциклов?
В зависимости от целей использования, эндуро делятся на 3 категории – спортивные, туристические и универсальные (софты).
3. Что важно при выборе эндуро?
Помимо технической части, главным аспектом выбора эндуро является его удобство. Гонщик должен уверенно себя чувствовать как во время езды, так и стоя на месте. Важно, чтобы все рычаги были доступными, а катание приносило только позитив.