Найти тему
ABW

Отказался вернуть деньги за некачественную бэушную запчасть и проиграл суд

Оглавление

Многие не доверяют бэушным запчастям – мол, не угадаешь, сколько такая деталь прослужит, прослужит ли вообще, да и в принципе подойдет ли к машине. Нередко так и случается.

При этом продавцы запасных автозапчастей чаще всего утверждают, что их товар надежен как швейцарские часы. Но в случае ненадлежащего качества товара они считают, что ни за что перед потребителем не отвечают. «Ну а что вы хотели? Какая гарантия может быть на «бэушку»?» В нашей сегодняшней истории получилось именно так.

Правая полуось, да не та

В конце августа 2023 года Антон из Новополоцка решил купить через интернет бэушную переднюю правую полуось на свой автомобиль «Хонда Фит» 2009 года выпуска. Позвонил по указанному в рекламном объявлении номеру телефона, назвал оригинальный номер запчасти и убедился в ее наличии.

Продавец, индивидуальный предприниматель, попросил аванс в размере 40 рублей. Покупка состоялась. Или, говоря языком юристов, был осуществлен договор розничной купли-продажи.

После этого покупатель поехал устанавливать приобретенную запчасть на СТО к специалистам. Те ее осмотрели и визуально определили, что деталь не подойдет на автомобиль, потому что она другого размера.

-2

Антон позвонил продавцу. Но тот ответил, что о возврате денег за товар не может быть и речи, мол, видел же на картинке, что покупал (скрин переписки ниже). Но обещал, что, если кто-нибудь обратится на авторазборку по этой же запчасти, перенаправит клиента к Антону. Так себе вариант...

-3

Ответ индивидуального предпринимателя, мягко говоря, не соответствует действительности. Согласно законодательству, возврату и обмену не подлежит бэушный товар только надлежащего качества. Если же товар ненадлежащего качества, пусть даже он и бэушный, на него распространяются требования Закона о защите прав потребителей. А значит, по требованию покупателя такой товар подлежит возврату.

Урегулировать до суда не получилось

По инициативе Антона, к делу подключились специалисты Полоцкой районной организации общественного объединения «Белорусское общество защиты потребителей» (далее – Общество), которые с подобными явлениями сталкиваются регулярно.

Представитель Общества еще до подачи иска в суд пытался по телефону урегулировать с продавцом вопрос мирным путем. Ответ был дерзким, более того, с отправкой в «дальнее путешествие». Обществу ничего не оставалось, как обратиться в суд.

Из заявления об уточнении исковых требований: «На основании вышеизложенного считаем, что в данной ситуации имеют место быть грубые нарушения прав потребителя. Нарушения выражаются в невыполнении продавцом установленных законодательством обязательств, которые заключаются в неудовлетворении законного требования о расторжении сделки, что, в свою очередь, является основанием для возникновения установленных Законом юридических последствий для индивидуального предпринимателя».

-4

Как следует из документов, предоставленных ABW, приобретенная Антоном полуось была длиннее оригинальной более чем в полтора раза, а также имеет наружную шлицевую часть для присоединения к коробке переключения передач, в то время как оригинальная – внутреннюю. Этого потребитель не мог определить без разборки автомобиля, а полагался лишь на уверения продавца, которому он сообщил марку авто, год выпуска, VIN-номер и номер автозапчасти по каталогу.

-5

Уже на суде представитель ответчика утверждал, что сотрудники Общества не являются специалистами в области автотехники, чтобы проводить соответствующие замеры, составлять акты, и полномочий на эти осмотры не имеют. Суд это во внимание не принял, поддержав в данной части сторону Общества.

При всех обстоятельствах, которые были озвучены в суде, непонятно, почему продавец так усердно отказывался признавать свою неправоту в данном потребительском споре. Несоответствие проданной детали оригиналу было налицо. А «сам смотрел, что покупал» в таких случаях, что называется, не прокатывает, так как из двух сторон сделки (продавец – покупатель) по закону именно продавец обязан знать все о реализуемых им товарах.

Расторгаем договор

Суд признал факт ненадлежащего качества товара, итогом стало расторжение договора купли-продажи. Но для продавца неприятности на этом не закончились. Помимо стоимости детали (395 рублей), судебных расходов, неустойки, суд взыскал с продавца и штраф (945,53 рубля), равный сумме иска, поскольку продавец не выполнил законных требований покупателя в добровольном (досудебном) порядке. Таковы требования Закона о защите прав потребителей.

-6

Что получается? Стоимость самой бэушной запчасти составляла 395 рублей плюс доставка 45,93 рубля. А выплатить продавцу после суда пришлось в разы больше. Что ж, на будущее будет знать, что цена нарушения законных прав потребителей в Беларуси высока.

Для наглядности подсчитаем примерную «кассу» расходов, которые понес продавец благодаря своему упорству:

  • возврат стоимости товара – 395 рублей;
  • возмещение доставки товара – 45,93 рубля;
  • возмещение неустойки потребителю – 300 рублей;
  • возмещение убытков потребителю – 4,60 рубля;
  • возмещение морального вреда – 200 рублей;
  • возмещение расходов Общества – 3055,77 рубля;
  • штраф – 940,93 рубля;
  • госпошлина за рассмотрение дела в суде – 519,13 рубля;
  • расходы на адвоката – неизвестно (по договоренности с адвокатом).

Итого: минимум 5000 рублей.

Примечательным в этой истории остается тот факт, что изначально, еще до обращения в Общество, Антон готов был вернуть продавцу запчасть, оплатив даже расходы на пересылку. Но продавца этот вариант не устроил.

P.S.: Редакция ABW благодарит Полоцкую районную организацию Общественного объединения «Белорусское общество защиты прав потребителей» за предоставленные материалы.

]]>

Авто
5,66 млн интересуются